Татьяна Мягкая
Особенности коммуникативного развития детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в практике работы ДОУ отмечается тенденция увеличения числа детей старшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Особенность этих детей состоит в том, что данное нарушение носит вторичный характер, а первичным является наличие у них задержки психического развития.
Совместная коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в детском саду включает в себя развитие речи и коммуникативных способностей и является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР. Недоразвитие речи у детей с ЗПР имеет системный характер, поэтому в процессе коррекционных занятий необходимо стимулировать речевую активность детей, развивать фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, формировать навыки понимания и построения развернутых речевых высказываний. Эта работа осуществляется совместно учителем-логопедом и психологом.
Публикация «Особенности коммуникативного развития детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Основная цель работы с детьми ЗПР – развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников, эффективное развитие коммуникативных отношений между детьми и взрослыми людьми, окружающими ребенка.
Задачи:
Развивать коммуникативные отношения с детьми в группе.
Расширять объем развития коммуникативных навыков.
Формировать коммуникативные отношения.
Для всех групп детей с задержкой психического развития характерно изменение способов коммуникации, которое проявляется в том, что у них нарушено речевое общение, у одних детей коммуникация осуществляется при активизации невербальных средств, у других детей имеются дефекты звукопроизношения, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок и т. д. Связная речь не соответствует возрасту.
В процессе работы с детьми с ЗПР мы придерживаемся следующих принципов:
- Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно — развивающей работы.
- Принцип адекватности особенностям психического и речевого развития ребенка. Предусматривает использование форм, средств и методов, соответствующих специфики развития ребенка.
- Принцип наглядности — демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, подтверждает объяснение и помогает ребенку их правильно выполнять.
- Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей дошкольного возраста.
- Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма; создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
- Принцип целостности эмоциональной, поведенческой и познавательной сфер.
Для развития коммуникативных отношений мы создаём такие совместные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстниками, оценить их действия, разрешить конфликт и пр.) Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это — игры и действия рядом, в которых дети, могут проявить интерес к сверстнику, оценить его действия, оказывать поддержку и помощь.
В своей работе с дошкольниками с ЗПР мы используем, доверительные беседы, упражнения, направленные на формирование общения с детьми, применяемые как на занятиях, так и в свободной деятельности:
- Игра «Комплименты»
- «Круг друзей»
- «Солнечные лучики»
- «Как меня зовут»
- Игра «Дотронься до…»
- Игра «Мяч в руки»
- Игра «Ветер дует на…
- Упражнение «Возьми себя в руки»
- Упражнение «Сбрось усталость».
Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, формировать способности видеть и понимать других, повысить самооценку ребенка предлагаем использовать следующие игры, упражнения, занятия:
- Упражнение «Куда уходит злость»
- «Эмоциональная атмосфера»
- «Привет солнышку»
- «Живые руки»
- «Угадай, у кого мяч?»
- «Подбери цвет по настроению»
- «Улучши или исправь настроение»
- «Цепочка добрых слов»
- «Хорошо — плохо»
- «Угадай, кого я описываю».
Упражнения и занятия, направленные на снятие скованности, неуверенности в себе:
- «Сбрось усталость»
- Упражнение «Заряд бодрости»
- Упражнение «Дыши и думай красиво»
- Упражнение «Очки»
- Игра-перевоплощение «Представь себе, что ты паучок»
- Занятие «Скажи хорошее о друге»
- Упражнение «Как меня зовут»
Словесные игры, направленные на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу.
Игры и упражнения развивают воображение ребенка, логическое мышление, память учат общению друг с другом. Их можно использовать для коррекции негативных черт характера, развития эмоциональной сферы, закрепления знаний об окружающем. Особое место в них отводится развитию речи, связной речи, развитию памяти, развитию коммуникативных навыков. Игры можно использовать как основу занятий, их можно проводить как индивидуально, так и со всей группой детей.
Все виды деятельности дошкольника с ЗПР — игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая — позволяет мобилизовать его познавательные возможности, а значит развить их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать его.