Елена Тенсина
Особенности развития моторной сферы детей с речевыми нарушениями. «Логоритмика» как метод коррекционного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, следовательно, его личность в целом. Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма. Говорить о проблемах развития и воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества становится особенно значимым. Необходимый объем помощи детям с недоразвитием речи зависит от характера диагноза и времени оказания помощи (исправить все дефекты звукопроизношения и моторной сферы стоит до поступления ребенка в школу).
Публикация «Особенности развития моторной сферы детей с речевыми нарушениями, „Логоритмика“ как метод коррекционного развития» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьезным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения.
На основе опыта работы был сделан вывод, что в коррекционной работе с детьми, страдающими различными нарушениями в дошкольном возрасте, в дальнейшем не могут в полной мере или с трудом овладевают программой начальной школы.
Нарушение речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отражаются на их деятельности, поведении, формировании личности; вызывают психические расстройства, особенно эмоционально - волевой сферы, приводят к возникновению негативных качеств характера (нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности).
Работа над исправлением дефектов речи, эффективным методом преодоления речевых нарушений является логопедическая ритмика.
Ещё в двадцатом веке в Европе появилась система музыкально - ритмического воспитания, основоположником которой стал Эмиль Жак Далькроз. Она была предназначена для развития ритмической способности музыкантов, артистов. Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из ее ответвлений и является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы нашего века профессором психотерапии В. А. Гиляровским и логопедом В. А. Власовой.
Логопедическая ритмика представляет собой объединение на основе единого замысла системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую связующую роль играет ритм. Он служит средством воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. Не зря понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.
Таким образом, логоритмика является одним из важных и эффективных методов коррекции речевых нарушений.
По мнению Г. А. Волковой, «логоритмика как часть лечебной терапии может быть включена в любую реабилитационную методику лечения, обучения людей с различными аномалиями развития».
Самойленко Н. С., Гринер В. А. в своей работе «Логопедическая ритмика» установили: «Логопедическая ритмика кладет в основу своей системы понятие ритма как начала организующего и дисциплинирующего, которое укладывает всякое действие в определенную музыкально-ритмическую форму и тем самым регулирует поведение ребенка имеющего проблемы с речью». Учеными доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга. Это и является на сегодняшний день актуальным решением по исправлению, как произношения, так и речи в целом.
Эффективность логопедической ритмики объясняется существующей взаимосвязью между двигательной активностью ребенка и интенсивностью развития его речи. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи, ритм которой (особенно стихотворный) способствует развитию моторики. Логоритмика представляет собой объединение на основе единого замысла системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Специально подобранные движения помогают осмыслить слова. Сочетание слов и музыки организуют и регулируют двигательную сферу детей, тем самым активизируя их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, развивает чувство ритма. А также при использовании логоритмики повышается эффективность развития неречевых и речевых процессов.
В современной литературе есть немало исследований посвященных изучению общего недоразвития речи у детей (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, и др.). Над путями коррекции речевых нарушений и психомоторных функций у дошкольников средствами логопедической ритмики работают Н. Ш. Макарова, М. Ю. Картушина, А. Е. Воронова и др
У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьезным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения.
На основе опыта работы был сделан вывод, что в коррекционной работе с детьми, страдающими различными нарушениями в дошкольном возрасте, в дальнейшем не могут в полной мере или с трудом овладевают программой начальной школы.
Нарушение речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отражаются на их деятельности, поведении, формировании личности; вызывают психические расстройства, особенно эмоционально - волевой сферы, приводят к возникновению негативных качеств характера (нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности).
Работа над исправлением дефектов речи, эффективным методом преодоления речевых нарушений является логопедическая ритмика.
Ещё в двадцатом веке в Европе появилась система музыкально - ритмического воспитания, основоположником которой стал Эмиль Жак Далькроз. Она была предназначена для развития ритмической способности музыкантов, артистов. Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из ее ответвлений и является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы нашего века профессором психотерапии В. А. Гиляровским и логопедом В. А. Власовой.
Таким образом, логоритмика является одним из важных и эффективных методов коррекции речевых нарушений.
Развитие личности дошкольника должно происходить в гармонии и согласовании с успешным овладением грамотой и связной речью. Логоритмическая деятельность – это наиболее гибкая деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственной речи, движения и эмоциональных состояний. В основу нашей практической работы, легли приемы с использованием логоритмических действий. Использование сказочной формы и др. (путешествия, походы, экскурсии) необходимо для речевого развития ребенка, для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Его основной принцип – целостное развитие личности. Такой метод способствует развитию речи дошкольника и направлен на:
1. активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
2. самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях логоритмической деятельности – через обоснование собственной точки зрения в речи – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
3. творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов – к словесному фантазированию.
4. эмоциональность: от эмоционального заражения образами действующих лиц, персонажей (реальных и воображаемых) – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
5. произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых высказываний в игре-драматизации
6. связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно образа, сюжета, характера героев – к творческим импровизациям по сюжету.
Связанные логически и осуществляемые в комплексе перечисленные направления в практической работе приносят наиболее высокий эффект.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности и неточности движений органов артикуляции - губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти. Это приводит к неправильному произношению звуков, а часто и к общей невнятности речи, смазанному произношению. По результатам исследований Г. А. Волковой у детей с ОНР наряду с общей моторной неловкостью выявляется разнообразная неврологическая симптоматика: легкая сглаженность носогубной складки, слабость лицевого, подъязычного нервов и в целом черепно-мозговых нервов, что обусловливает картину центральных параличей и парезов артикуляторной мускулатуры. Эти нарушения сочетаются с непостоянными симптомами пирамидной недостаточности, недоразвитием моторики, у детей наблюдается несоответствие возрастной норме инфантилизм моторной сферы, ходят, ссутулившись, опустив голову, на расставленных ногах. В пробах на определение ведущей руки нередко обнаруживается слабость правой руки, и многие дети как дополнением пользуются левой рукой при еде, игре, рисовании, прыгают на левой ноге, толкают ею мяч. Нередки нарушения оптико-пространственного праксиса: дети не ориентируются в схеме тела, не могут или затрудняются организовать движение и серию движений в пространстве. Также Волкова Г. А. отмечает, что дети с пониженной активностью коры, склонные к тормозным процессам, проявляют в игровой деятельности робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. А детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания и настойчивости в доведении игры до конца, а также отмечается у детей общее двигательное беспокойство, иногда легкий хореатетозный гиперкинез. Имеются нарушения оптико-пространственного гнозиса, ярко выражена неустойчивость и истощаемость внимания.
Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Тем более это актуально для современных детей. У них все чаще встречаются перинатальные патологии, ведущие к дисфункции головного мозга, приводящие к цереброастеническим состояниям гипервозбудимости. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Такую форму активной терапии, как логоритмика, я начала осуществлять впервые в 2008-2009 учебном году. Свою работу я начала с изучения авторских методик и обширного практического материала многих авторов (Волковой Л. С., Аксеновой Т. Ю., Мухиной А. Я. (студенткой которой я была) Власовой Т. М., Пфафенродт А. Н., Картушиной М. Ю, Кузнецовой Е. В, Макаровой Н. Ш. и др.)
Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Гринер В. А. в своей работе "Логопедическая ритмика для дошкольников" (1957 г.) говорит о необходимости применения логоритмических занятий в логопедических группах, что является важнейшей основой для выправки не только моторики ребенка, но и его речевых недостатков. "Увязать задачи этой гимнастики с задачами исправления речи – такова цель логопедической ритмики" - пишет Вера Александровна, в занятиях особое значение придается упражнениям с включением речевого материала. Слово вводится:в форме пения, которое может быть использовано для выработки протяжности и плавности звука и для упорядочения дыхания;в форме заданий, связывающих разговорную речь с некоторыми элементами музыкальной речи. На особом месте стоят речевые упражнения без музыкального сопровождения (начиная с вопросно-ответной беседой и заканчивая пересказом, нормальной спонтанной речью); также в двигательные задания включается речевой материал. Двигательные задания включают в себя упражнения следующих направлений: упражнения на развитие дыхания. Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку ориентировки, тормозных реакций, координаций движений, мышечного тонуса.
Упражнения для четкого проговаривания гласных звуков (фонетическая ритмика гласных звуков с или без музыкального сопровождения); задания на развитие ориентировки в пространстве, развитию чувства ритма и голосовые упражнения; упражнения для четкого проговаривания слогов;речевые игры; речевые игры на внимание, переключаемость, синхронность; общие развивающие упражнения из положения стоя; упражнения для развития речевых, мимических и тонких движений пальцев рук; общие развивающие упражнения из положений сидя и лежа. Обязательными являются упражнения на восстановление дыхания и релаксацию, различные виды спокойной ходьбы. Уделяется должное внимание и развитию высших психических функций, именно в момент речевой, игровой деятельности. Использование дополнительных средств – мячи, обручи, скакалки и др. Таким образом, осуществляется комплексность, взаимосвязь воспитательных, коррекционных задач.
Также немало внимания уделяется развитию творческой деятельности, воображения, просодии речи, что является необходимым условием для развития личности дошкольника, эмоционально-волевой сферы. В упражнения и игры вводятся различные предметы, отличающиеся по величине, форме и цвету. Называя их во время движений, дети активизируют словарь. Проводятся упражнения и игры по воспитанию выразительности, ритма и темпа движений. Развитие высших психических функций: развитие памяти;развитие тактильно-кинестетических ощущений;коррекция речи. На занятиях активно используется драматизация. Развиваются навыки узнавания свойств предмета: веса, качества, термических свойств и т. д.
Совершенствование речевой деятельности : развитие анализа слов в предложении;обогащение словаря;стимуляция музыкальной деятельности детей.
Развитие дыхания и орального праксиса, мимики;развитие четкого произношения (фонетическая ритмика, фонематического слуха и внимания;развитие голоса, просодии;развитие двигательных умений и тонких движений пальцев рук;развитие, коррекция речи;развитие чувства ритма и темпа; пение, танцевальные движения; автоматизация звуков с движениями; развитие координации движения и речи; игра на музыкальных инструментах; развитие чувства темпа и ритма; зрительного и слухового внимания;развитие творчества и инициативы.
Организационно-сюжетная основа логоритмической деятельности может быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда. Не исключая готовности к экспромтам. Это может быть какой-либо сказочный сюжет, или занятие с элементами фольклора, сказочными персонажами или использование сюжетов и героев мультфильмов. При этом необязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать.
1. Волкова Г. А.
Логопедическая ритмика. – М., 2002.
2. Картушина М. Ю.
Логоритмика для малышей : М. : ТЦ Сфера, 2004
3. Кузнецова Е. В.
Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; - М. : Издательство ГНОМ и Д. 2002
4. Макарова Н. Ш.
Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике. – С-Пб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
5. Мухина А. Я.
Речедвигательная ритмика. – М. : АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.