Татьяна Мавруда
Проект «Подвижная игра в славянской культуре как условие социально-коммуникативного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Мавруда Татьяна Борисовна - воспитатель I категории МБДОУ д/с №83
Участники: дети, родители, воспитатель
Вид: инновационный
База проекта: МБДОУ д/с № 83
Срок реализации: долгосрочный
Проблема:
-Низкий уровень знания детей дошкольного возраста истории своего народа, русских народных игр, обрядовых календарных праздников, быта и традиций.
Актуальность проблемы:
• Важнейшим средством педагогического воздействия в социально-коммуникативном развитии согласно ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.11.2013г. №1115) является игра.
• Использование русских народных игр в воспитании дошкольников направлено на :
Публикация «Проект „Подвижная игра в славянской культуре как условие социально-коммуникативного развития дошкольников“» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
-духовное совершенствование личности ребенка,
-расширение его историко-культурного кругозора,
-повышение уровня национального самосознания.
Цель: формирование представлений у детей о русской национальной игре, ее принадлежности и значимости к славянской культуре.
Задачи:
1. Познакомить с фольклорным материалом, используемый в русских народных играх (потешки, заклички, хороводные песни, загадки, сказки, обычаи, история игры и т. п.)
2. Создавать условия для возникновения у детей устойчивого интереса к истокам русской национальной культуры, для погружения в культуру русского народа.
3. Обеспечить положительный психологический настрой.
4. Формировать представления о сезонных изменениях в природе на основе знакомства детей с существенными признаками каждого месяца с народным земледельческим календарем
1. Содержание проекта:
I этап- подготовительный
1. Изучение литературы о народных играх, их роли в социально-коммуникативном развитии дошкольников.
2. Подбор фольклорного материала (считалки, заклички, хороводные и обрядовые песни).
3. Подбор игр в соответствии с классификацией, предложенной Литвиновой М. Ф. «Русские народные подвижные игры», П. 1985г.
Отношение человека к природе:
«Гуси-лебеди»
«Волк и овцы»
«Волк во рву»
«Вороны и воробьи
«Змейка»
«Зайцы в огороде»
«Пчелки и ласточки»
«Кошки-мышки»
«У медведя во бору»
«Лягушата»
«Хромая лиса»
«Коршун и наседка»
«Ящерица» и их варианты.
Быт русского народа:
«Дедушка-рожок»
«Домики»
«Ворота»
«Встречный бор»
«Заря»
«Корзинки»
«Каравай»
«Невод»
«Охотники и утки»
«Ловись рыбка»
«Птицелов»
«Рыбаки»
«Удочка»
«Продали горшки»
Игры сверстников прошлых столетий:
«Захват флага» «Бабки»
«Городки»
«Горелки»
«Городок- бегунок»
«12 палочек»
«Жмурки»
«Игровая «
«Кто дальше»
«Ловишки»
«Лапта»
«Третий лишний»
«Чижик»
«Чехарда»
«Кашевары»
«Отгадай, чей голосок»
«Веревочка под ногами»
Возможность померяться силой:
«Единоборство»
«Тяни в круг»
«Бой петухов»
«Достань камешек»
«Перетяни за черту»
«Тяни за булаву»
«Цепи кованы»
«Перетягивание каната»
«Вытолкни за круг»
«Бой на бревне»
II этап- практический
В работе использовались методы:
• Наглядный: демонстрация иллюстраций, фото- и видеоматериалов.
• Словесный: упражнения в проговаривании, звукоподражании, чтение нараспев, расширение лексического словаря старославянизмами, оборотами повторов, приговариваний и т. п.
• Игровой метод: разучивание, обыгрывание игр, усложнение игр.
• Творческие события: включение русских народных игр в праздничные утренники, драматизации, тематические занятия, праздники по народному календарю и т. п.
Ш этап- итоговый
Выводы:
• На уровне ребенка: расширение представления детей о славянской культуре в целом через русскую народную игру, увеличение знаний о духовном богатстве русского народа.
• На уровне педагога: повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции; способность педагога систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации проекта.
• На уровне родителей: участие их в образовательных отношениях с целью формирования у них социальных навыков и норм поведения, осознанного патриотического отношения к истории и богатому наследию своей страны.
Литература
1. «Детские игры» выпуск №10, 2007г.
2. С. К. Якуб «Вспомни забытые игры» 1988г.
3. А. В. Юдин «Русская народная духовная культура» М. 1999г.
4. Б. А. Рыбаков «Язычество древней Руси» М. 1987г.
5. Т. А. Бернтам «Фольклор и этнография» 1990г.
6. И. Панкеев «Русские народные игры» М. изд-во Яуза
7. А. К. Щербак «К гармонии через движение» Дошк. восп. №3 1998г. стр. 6-8
9.»Понятийно-терминологический словарь» сост. Белова В. В., Коваль М. В. М. 1997г.
Справка по классификации:
1. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры воспитывают доброе отношение к природе, к окружающему миру.
2. Знакомит с историческим наследием русского народа.
3. Интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию (эволюция игры 5-7 лет).
4. У детей появляется стремление стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям.