Анна Бондаренко
Современные подходы к реализации задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Современные подходы к реализации задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраcта.
Подготовила воспитатель
Бондаренко А. И.
Публикация «Современные подходы к реализации задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрения новейших технических средств информирования. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения.
Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие коммуникативной и эмоциональной сфер деятельности.
ФГОС ДО предусматривает развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Каждому из нас необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.
В ходе наблюдений и диагностических обследований детей, мною были выявлены трудности воспитанников в общении с окружающими, особенно со сверстниками. В своей практической работе я сталкиваюсь с проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у детей. Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие отсутствие их внимания к своим детям, поэтому у детей возникает трудность в усвоении норм этого мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.
Поэтому я решила особое внимание уделить формированию коммуникативной компетенции у детей.
Организуя работу по социально-коммуникативному развитию дошкольников, я поставила перед собой цель: создать условия для позитивной социализации детей, их всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития. Цель реализую через задачи :
1. Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания, навыков доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивных установок к различным видам труда и творчества.
5. Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Для решения поставленных задач соблюдаю ряд условий:
использование в практике работы детского сада здоровьесберегающих образовательных технологий;
реализация общеобразовательной программы;
обогащение предметно-пространственной среды.
Наша средняя группа «Ромашки» - общеразвивающего вида, но в ней есть и дети с ОВЗ. Из 28 детей : 1-ребенок-даун, 1- ребенок с нарушением интеллекта, 3 - с общим недоразвитием речи. Это создало необходимость изменения подходов к работе. Передо мной стала задача - помочь детям с ОВЗ адаптироваться в среде сверстников, заложить основы социального здоровья - умения гармонично взаимодействовать со сверстниками и другими людьми. Работая в тесном взаимодействии с педагогом-психологом, музыкальным руководителем и учителем-логопедом была выстроена система работы с детьми с ОВЗ. Ведущей идеей стала помощь таким детям адаптироваться в среде здоровых ребят, обеспечить условия для продуктивного игрового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, Помочь родителям в воспитании детей имеющих проблемы здоровья, показать значимость детского коллектива.
1. Кроме рабочей программы, на основании рекомендаций и ИПРА (индивидуальной программы реабилитации и абилитации) городской ПМПК, нами разработаны адаптированные программы для ребенка-дауна, ребенка с нарушением интеллекта, детей с ОНР, индивидуальные образовательные маршруты. Наряду с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, используем программы: психологического –педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик», под редакцией Н. Ю. Куражовой, «Коррекция нарушений речи» под редакцией профессора Лопатиной Л. В. и Филичева Т. Б.
Попытка обобщить и структурировать различные подходы образовательной деятельности, касающиеся социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей оказалась удачной.
Для реализации процесса социально-коммуникативного развития дошкольников, согласно ФГОС, использую 4 направления:
развитие игровой деятельности;
патриотическое развитие;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
трудовое воспитание.
Новизна и своеобразие опыта в том, что я использую социально-коммуникативную деятельность не только в форме организованной образовательной деятельности, дидактических, сюжетно-ролевых играх, но и в других формах работы с детьми. А именно: в проектной деятельности, активной работой над эмоциональной сферой, работой с информационными коммуникативными технологиями, вариативной организации игровых проблемных ситуаций, игр-путешествий, игр-этюдов. В числе них и глобальное раскрытие поставленной проблемы, и активное взаимодействие с родителями.
В своей деятельности использую такие способы и методы позитивной социализации как :
Создание условий для эмоционального благополучия детей :
каждое утро встречаю ребёнка в приёмной группы, словами «Доброе утро», в группе спокойная детская музыка, далее проводится общее приветствие всех детей группы.
Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. Важно выделять из пестрого разнообразия эмоциональных проявлений ведущие эмоциональные переживания ребенка, которые характеризуют его как жизнерадостного или плаксивого… Это возможно только при регулярном отслеживании настроений и эмоциональных состояний ребенка. Именно этой цели и служит «Центр настроения», созданный в группе. Совсем недавно у нас появился экран настроения, который очень заинтересовал и увлек детей. Они с удовольствием определяют свое настроение, вложив фотографию в карманчик со смайликом эмоции. Это способствует становлению в группе благоприятного микроклимата, развитию функций планирования, становление позиции субъекта деятельности.
Воспитание у детей положительного отношения к окружающим:
совместные праздники, развлечения, активное участие в них родителей и социума развивают способность к сопереживанию радостных событий, вызывают положительные эмоции, подчеркивают значимость каждого ребенка в группе. Общие занятия создают дружелюбную, комфортную атмосферу в группе. Подарки близким, сотрудникам изготовленные своими руками, приводят к осознанию ребенком значимости, для группы, семьи и лично ребёнку.
Формирование коммуникативной компетентности:
Это - проведение коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и прочее. Проведение системы развивающих и коррекционных занятий, создание игровых ситуаций, мотивирующих детей к общению со взрослыми и сверстниками.
Совместно с музыкальным руководителем был разработан цикл занятий для дошкольников, в котором развивающие упражнения дополнены музыкальным сопровождением с целью усиления их воздействия и повышения эффективности. Реализация проекта "Весёлая карусель", который носит игровой характер с элементами (сказкотерапии, игротерапии, музыкотерапии, песочной терапии) уже приносит положительные результаты и очень нравится нашим детям.
Организуя предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО в области «Социально-коммуникативное развитие», в нашей группе представлены следующие Центры активности:
- Центр безопасности.
- Центр сюжетно-ролевых игр.
- Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек).
Центры организованы и представлены с учетом принципов ФГОС ДО, предполагающих единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа. Подобран наглядно – дидактический, игровой материал, мультимедийные презентации. Разработан паспорт развивающей предметно-пространственной среды группы «Ромашки».
Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, игры, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области используются и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Таким образом, постоянная, систематическая работа по социально-коммуникативному развитию детей дает положительные результаты: дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способным к взаимопониманию и сотрудничеств. Результаты мониторинга за 2016-2017 учебный год показали высокую динамику развития (с высоким уровнем– 67,5%).
Моя задача и в будущем продолжать работу по развитию социально-личностной уверенности у детей, помочь родителям в осознании значимости обеспечения системы психологических условий позитивно-личностного развития ребёнка.