Наталья Макушкина
Изобразительная деятельность — одна из основополагающих сторон творческого и коммуникативного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Публикация «Изобразительная деятельность — одна из основополагающих сторон творческого и коммуникативного развития дошкольников» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечает низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития.
В становлении способности к творчеству ребёнка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания. Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребёнка через изобразительную деятельность.
Именно образы прикладного искусства, по моему мнению, могут стать тем эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребёнка эстетическое восприятие окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, будут способствовать его общему интеллектуальному, эмоциональному и коммуникативному развитию.
Детский сад работает в инновационном режиме «Внедрение новых педагогических технологий по креативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС». В рамках инновационной деятельности я работаю над проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников через различные виды деятельности.
Детское творчество, его влияние на психическое развитие ребенка, формирование креативных способностей является в настоящее время достаточно актуальной темой.
Нами создана творческая атмосфера, раскрывающая возможности и особенности детей, помогающая понять красоту окружающего мира, расширяющая их представления об окружающем мире, формирующая познавательный интерес, любознательность.
Создавая эстетическую развивающую среду, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты, учитывается, что эта среда должна включать в себя:
- внутреннее убранство помещений группы, где живут и воспитываются дети;
- уголки в группе расположены в соответствии возрастным психофизиологическим особенностям детей; все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий доступны детям;
- произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства как важного фактора формирования личности и эстетического отношения.
К созданию эстетической, предметной среды я привлекаю детей, вызывая их на совместное обсуждение и совместные действия по организации и преобразованию среды. В результате такой активности у детей формируются художественные, эстетические чувства, способности.
Предметно-развивающая среда, созданная в детском саду, способствует развитию ребёнка в целом как личности.
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребёнка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.
Без речевого развития детей, ни о каком общении или коммуникативной стороне не может быть и речи.
Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является условие номинативной (назывательной) функции слова: всё, что находится вокруг ребёнка, всё, что он делает, получает название. Для того, чтобы слово-название перешло в слово-понятие, необходимо освоить многочисленные условные связи, в том числе и двигательные. Чему успешно способствуют все виды изобразительной деятельности.
Важно и то обстоятельство, что ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух, что также оказывает положительное влияние на развитие речи
Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. И происходит это естественно, поскольку все действия здесь ребёнок выполняет самостоятельно. Именно на этих видах непосредственно организованной деятельности дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.
Мотивацию подбираю таким образом, чтобы ввести ребёнка в ситуацию, способствующую эмоционально воспринимать созданный «продукт». Рационально использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.
Таким образом, определённые положительные стороны продуктивной деятельности оказывает большое влияние на формирование различных сторон речи.
В настоящее время используются разнообразные формы организации детей. И выбор той или иной формы определяется с учётом, конечно же, индивидуальных особенностей детей. Так, непосредственно организованную изобразительную деятельность целесообразно проводить подгруппами, где каждый ребёнок имеет большую возможность для речевых высказываний. Позитивного отношения заслуживают и индивидуальные занятия. На таких занятиях существует возможность решения конкретных задач, а также активизация речи детей замкнутых, стеснительных.
В группе с дошкольниками организуем разные виды и формы организованной деятельности : фронтальные, подгрупповые и индивидуальные.
Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации даёт возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создаёт почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приёмов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности.
Комбинированные занятия по изобразительной деятельности дают возможность продемонстрировать владение различными приёмами изображения, разнообразие используемых материалов. Такие виды организованной деятельности обогащают не только опыт дошкольника, но и непосредственно влияют на развитие его общения. А умение комбинировать, и составляет основу творчества.
Общение детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. В изобразительной деятельности сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передаёт в своей работе. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображённое, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету, разыгрывать сказку.
Специфическое построение обследования объекта, подкреплённое словом, включаем в различные виды изобразительной деятельности. Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное и тактильное восприятие объекта должно целенаправленно и максимально комментироваться речью взрослого.
В ходе коммуникативного тренинга используются и традиционные (модифицированные в соответствии с задачами коммуникативного развития) виды работы, так и совершенно новые. Один из них получил название «комментированное рисование». Смысл его заключается в моделировании коммуникативной ситуации, центром которой является создание взрослым схематической зарисовки на тему, отражающую ближайший опыт детей, и организация общения детей между собой.
Комментированное рисование облегчает привлечение внимания ребёнка к собеседнику (установление визуального, зрительного контакта). Некоторые дети с несформированными навыками общения недостаточно внимательны к лицу человека, с которым хотят вступить в общение, что фактически препятствует развёртыванию диалога. В ходе комментированного рисования у взрослого появляется возможность формировать у ребёнка потребность следить за лицом собеседника («Посмотри на Илью, обратись к нему, спроси…»).
Следует отметить, что этот вид работы требует существенного изменения традиционной позиции воспитателя. Взрослый только по мере необходимости обращается с вопросами, сообщениями и просьбами непосредственно к ребёнку. Он делает это «через посредника», в качестве которого выступает другой ребёнок. Для этого он побуждает детей обращаться друг к другу («Узнай у него, почему…», «Поинтересуйся, где…», «Спроси у Саши…» и т. д.) с различными просьбами, вопросами и сообщениями. Содержание ответов ложится в основу изображения.
Взрослый создаёт схематические изображения на глазах у детей. Выполняет рисунки заинтересованно, сопровождает рисование эмоциональными пояснениями, отражает только главное. Важно рисовать быстро, чтобы не превратить собственную деятельность в цель деятельности, не затянуть рисование. Чтобы общение детей не было вытеснено изобразительной деятельностью взрослого. Продолжительность комментированного рисования – не более 10 минут даже в старших группах. Затем переходят к рассказыванию и, если дети не устали, и в запасе есть время, к словесным играм, составлению коммуникативных высказываний по картинкам и т. д.
Нетрадиционная техника рисования даёт большие возможности для общения между взрослым и детьми, детьми и взрослым, между детьми и для развития коммуникативных способностей детей.
Психорисование, как один из способов нетрадиционного рисования, развивает у детей фантазии и воображения, эмоциональный отклик на музыку, передачу настроения в цвете. Под музыку дети по сигналу воспитателя начинают рисовать простым карандашом с закрытыми глазами. Передают те впечатления, которые навевает на них музыка, дети остановились, открыли глаза, взяли цветные карандаши, внимательно всматриваются в рисунок, находят в переплетении линий какой-нибудь сюжет, обводят. Дорисовывают недостающие на их взгляд детали. Дети делятся, обсуждают свои работы, идёт общение. Цвет, музыка и слово оказывают действие на умственное, психическое, физическое состояние детей, способствуют осознанию своего места в мире.
Подводя итог занятия, оцениваем результаты детской деятельности. Оценку должен получить каждый ребёнок с учётом правильности выполнения задания. Дети и сами анализируют и дают оценку своей работе и работе товарищей.
Детский сад работает в тесном контакте с театрами кукол, с драматическими театрами, краеведческим музеем, музеем искусств имени С. Д. Эрзи. Экскурсии, посещения музеев, театров служат толчком к развитию творчества дошкольников. Итогом посещения театров, музеев, экскурсий по городу, занятий по всем видам деятельности. Свои впечатления дети отражают в рисунках, обговаривают, уточняют некоторые моменты, т. е. идёт живое общение.
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка. Одной из них может быть взаимоотношение внутри семьи.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает социальному и коммуникативному развитию ребёнка. Оно не только ориентирует на выявление проблемы, но и показывает возможности её решения. Основой такого сотрудничества является идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить и дополнить их воспитательную ценность.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их общений.
И хотя, приоритетным всё же остаётся интеллектуальное развитие, я убеждена, что, не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребёнком показывает наличие определённых нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно встать на место обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Таким образом, хочется сказать, что для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы.
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим настоящее. В этом смысле все, что окружает нас, кроме мира природы, является продуктом человеческого воображения и творчества.