Нафикова Эльмира
Особенности развития временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР
Особенности развития временных представлений дошкольников с задержкой психического развития.
Понятие о времени в дошкольной педагогике рассматривается как составная часть всестороннего гармонического, и прежде всего интеллектуального, развития ребенка. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени : определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Это позволяет ребенку лучше ориентироваться в окружающей действительности, планировать свою деятельность, регулировать ее во времени, а это, в свою очередь, благоприятно сказывается на воспитании у него таких необходимых в учении качеств, как самостоятельность, организованность, собранность, целеустремленность. Исследования показали, что развитие у детей временных представлений является необходимым условием успешного обучения в школе.
Публикация «Особенности развития временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста имеет очень большое значение для их дальнейшего развития, так как время играет большую роль в жизни человека. Среди современных людей часто встречается такая проблема, как неспособность правильно оценить и рассчитать время, нужное для выполнения какого-либо действия. Чтобы избежать этого, необходимо уже в детском саду развивать у детей «чувство времени». Детям необходимо научиться самим ориентироваться во времени : планировать деятельность в соответствии со временем; менять темп (быстро – медленно) и ритм (часто – редко) своих действий в зависимости от наличия времени; правильно обозначать в речи временные понятия; определять время по часам; измерять временные промежутки.
Актуальной проблемой является освоение времени у детей с ЗПР, так как развитие временных представлений у этой категории детей происходит на фоне органической, функциональной, социальной недостаточности. Таким детям сложно воспринимать и оперировать временные понятия. Они не всегда ориентируются в своем теле, отмечается смешение понятий «право-лево», «над-под», «перед-позади». Смешиваются понятия времен года, месяцев, не умеют подробно рассказать об отличительных признаках. Название дней недели, особенно вначале, требует объединения с конкретным содержанием деятельности. Так, учитель-дефектолог обращается к детям с вопросом: «Какой сегодня день недели? Правильно, сегодня вторник. Занятие по математике всегда будет во вторник. Какой день недели был вчера? Какой день недели предшествует вторнику?» Дети отвечают на вопросы. Уточняется последовательность дней недели. Эта работа осуществляется не только во время занятий, но и в повседневной жизни. Утром воспитатель спрашивает: «Какой сегодня день недели, а какой будет завтра?» и т. д.
При формировании временных представлений необходимо использовать наглядный материал, так как мышление у детей с ЗПР в основном наглядно-образное, и чтобы в полной мере показать погодные явления, связанные с временами года, необходимо им наглядно увидеть.
У детей с ЗПР наблюдается общее недоразвитие эмоционально-волевой и познавательной сферы, затруднено формирование жизненно необходимых практических умений и навыков. Весь процесс обучения и воспитания таких детей имеет максимальную коррекционно-практическую направленность, основывается на доступности материала и многократности его повторения. Составляющей процесса социализации выделена проблема формирования правильной ориентировки во времени и усвоения детьми представлений о частях суток. Понимание взаимосвязанности событий, происходящих в определенном времени, будет способствовать формированию более глубоких представлений у детей об окружающем.