марина носорева
Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения.
Носорева М. В. - воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №2 «Алёнушка»
г. Тамбов
Публикация «Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» январь 2018
Окружающий мир богат и многолик. Для его полноценного познания ребёнком необходимо достичь определенного уровня восприятия. При нарушении функции зрения, приводящих к амблиопии и косоглазию, нарушается частично сложившиеся в процессе общественно-исторического развития зрительно-тактильно-кинестезические связи и оптико-вестибулярная установка, что вызывает отклонения в сфере логического познания и практики.
Проблема зрительного восприятия детей с нарушением зрения находится в центре внимания офтальмологов, тифлопедагогов, тифлопсихологов с 60х годов. М. И. Земцова, Н. С. Косючек, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова, А. Г. Литвак и др. изучали психические механизмы становления зрительного образа у слабовидящих. Ими установлено зависимость уровня развития анализирующего восприятия у детей от остроты зрения, характера заболевания, степени овладения эффективными способами восприятия, условий и методов целенаправленной коррекционно-развивающей работы.
Основным признаком воспринимаемого предмета, его сенсорным содержанием является форма. Большинство отечественных ученых, занимающихся вопросами восприятия, выделяют форму предмета, как наиболее информативный признак.
Физиологические исследования по восприятию предметов детьми свидетельствуют, что воспринимаемый предмет состоит из признаков неодинаковой физиологической силы. Секрет физиологического механизма восприятия состоит в индукционном торможении слабого компонента сильным. Форма относится к числу физиологически сильных компонентов предметного раздражителя, она тесно связана с содержанием. В форме дети выискивают качества и свойства характеризующие предмет. Форма предмета расчленяется на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и др. Геометрическими параметрами формы являются : размеры, углы между линейными и плоскостными элементами, прямолинейность и кривизна границ формы. Все это характеризует динамичность, статичность и мерность формы.
Трудности визуального восприятия детьми элементов и геометрических параметров формы осложняют понимание средств наглядности, формирование соответствующего образа о предмете. По своему содержанию изучение формы предметов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептивно-опознавательными и логическими операциями различного характера.
Зрительная система должна быть способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и уметь следовать по ней. Это осуществляется по средством движения глаз, которые как бы вторично выделяют контур, и является необходимым условием создания образа формы предмета. [1]
На зрительное восприятие формы предмета влияют величина предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона и т. п.
Познание формы предлагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений и развитие мышления.
Даже на 5-ом году жизни у детей с патологией зрения не сформированы действия дифференциации, идентификации и соотнесения формы сенсорных эталонов с формой реальных предметов и их изображение. [2]
Практика работы с детьми, имеющими патологию зрения, показала, что формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве- необходимые условия для адекватного отражения окружающего мира. В связи с этим нами были определены следующие задачи:
1. Сформировать сенсорные эталоны формы у детей с нарушением зрения с учетом возраста.
2. Научить детей с амблиопией и косоглазием использовать в познании форму как основной признак предмета, его сенсорное содержание.
3. Развивать зрительные возможности детей в восприятии предметов внешнего мира и способов действия с ними.
4. Способствовать полноценному развитию зрительного восприятия на полисенсорной основе.
В процессе работы были определены основные направления коррекционно-развивающего обучения по формированию зрительного восприятия формы по годам обучения. [3]
1 год обучения:
- развитие зрительной поисковой деятельности на предметы окружающего мира, замечая их форму;
- формирование зрительных способов обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус);
- развитие перцептивных действий.
2 год обучения:
- закрепление умения не только анализировать форму, но и формировать способы зрительного восприятия, формировать умение использовать эталонные формы при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке;
- активизация сохранных анализаторов, стимуляция предметных действий.
3 год обучения:
- учить зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками;
- учить отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемные фигуры (шар, эллипсоид, конус, куб, призма) и использовать их формы как эталон для анализа основной формы реальных предметов;
- учить не только зрительно воспринимать признаки, но и отличать признаки воспринимаемые другими анализаторами.
4 год обучения:
- учить анализировать сложную форму предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы;
- учить создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры;
- находить по детали формы, целый предмет.
Эффективность достижения поставленных задач обеспечило поэтапное знакомство детей с формой.
1 этап – формирование способности фиксировать внимание на объекте. Установление тождеств.
2 этап – нахождение идентичных предметов, соотнося форму предмета с образом- эталоном.
3 этап – устойчивое закрепление эталонной системы.
4 этап – изменение словесной инструкции взрослого. Перед ребенком ставится задача подобрать предмет определенной формы.
5 этап – формирование умения словесно обозначать форму предмета.
6 этап – формирование умения группировать предметы по сенсорному признаку. Результаты мыслительной деятельности должны быть представлены в словесном отчете ребенка о выполненных действиях.
7 этап – закрепление умения ребенка видеть форму предметов, передавать их в продуктивной деятельности.
Для решения поставленных задач использовали разные формы и методы коррекционно-развивающего обучения, но основной являлась дидактическая игра, позволяющая детям раскрыть свои возможности, способности и применить имеющийся практический опыт.
Индивидуальный подход к детям в процессе развития восприятия формы заключался в знании педагогами состояния зрительного анализатора детей, уровня развития психических процессов, что позволило оптимально решить поставленные задачи. Дети за 4 года обучения научились использовать форму, как информационный признак, применять полученные представления в практической деятельности.
Таким образом коррекционная работа по развитию восприятия формы у детей с нарушениями зрения способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития.
Используемая литература:
1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. «Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения». –М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. -2000.
2. Плаксина Л. И. «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения» М., Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых. -1985.
3. Программа специальных (коррекционных) образ. учреждений IV вида (для слабовидящих детей).- М., Экзамен. -2003.