Екатерина Коротина
Особенности психических функций и механизмы их нарушения у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Психическая функция -- Особенности психической функции--Механизмы нарушения психической функции
Восприятие- Целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов. - Восприятие детей 3-4 лет: Формирующиеся у детей зрительные представления менее четкие и яркие, чем у нормально видящих сверстников.
Восприятие детей 4-5 лет. Часто зрительные представления искажены.
Публикация «Особенности психических функций и механизмы их нарушения у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
Восприятие детей 5-7 лет. Зрение остаётся ведущим анализатором. Слабовидящий пользуется зрением как основным средством восприятия. Осязание и слух не заменяют зрительных функций ребенка.
Память -Отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо. - Память детей 3-4 лет. Неточность зрительных представлений, малый чувственный зрительный опыт затрудняет формирование процессов памяти: запоминания, воспроизведения, узнавания и забывания.
Память детей 4-5 лет. Наиболее уязвимыми оказываются процессы воспроизведения и узнавания зрительных образов. Это связано с особенностями зрительных ощущений и восприятий дошкольников с нарушением зрения.
Память у детей 5-7 лет. У детей с амблиопией и косоглазием затрудняется выработка системы сенсорных эталонов. Это вторичное отклонение в свою очередь влияет на качество запоминания зрительного материала и оказывает в дальнейшем негативное влияние на формирование мыслительных процессов.
Мышление Высшая психическая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития. -Мышление детей 3-4 лет. Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира. Следовательно, эти процессы вырабатываются в деятельности ребенка.
Мышление детей 4-5 лет. Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира. Следовательно, эти процессы вырабатываются в деятельности ребенка.
Мышление детей 5-7 лет. На формирование процесса абстрагирования влияет практический опыт ребенка, что тоже возможно только в деятельности
Внимание - Внимание - способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» на одном объекте с целью его изучения (познания). Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. -
Внимание детей 3-4 лет. Развитие внимания состоит в постепенном овладении произвольным вниманием, в увеличении объема внимания.
Внимание детей 4-5 лет. Развитие внимания в данном возрасте состоит в постепенном овладении произвольным вниманием, а также в увеличении объёма внимания и развитии его устойчивости.
Внимание детей 5-7 лет. Развитие внимания в детском возрасте состоит в постепенном овладении произвольным вниманием, а также в увеличении объёма внимания и его устойчивости, в улучшении его распределения и в более быстром его переключении. Так как у ребенка с аномалиями зрения низкая познавательная активность, то развитие внимания как непроизвольного, так впоследствии и произвольного замедляется. В компенсаторном развитии слабовидящих детей большая роль принадлежит совершенствованию внимания во всем многообразии его качеств.
Речь - Речь– одна из высших психических функций человека, опосредованная особой системой знаков – языком и имеющая коммуникативную направленность, т. е. ориентированная на общение, взаимопонимание между людьми. - Речь детей 3-4лет. Недостаток активного общения с окружающим миром и взрослыми в доречевой период, небольшие возможности подра-жательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение развития двигательной сферы, средовые условия воспитания обуславливают замедленный темп развития речи де-тей с нарушением зрения
Речь детей 4-5 лет. В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с амблиопией и косоглазием возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии ре- чевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, разви- тии связной речи, в условии выразительных средств.
Речь – мощное компенсаторное средство: она облегчает сравнение признаков предметов, актуализирует прошлые представления и даёт возможность создавать новые, способствует расширению кругозора детей.
Общая особенность детей с нарушением зрения – нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов. Если ребёнок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются чёткие представления о нём. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесённости слова и образа, правильного употреб- ления слов в речевой практике. Верно обозначенные словом признаки предметов вычленяются и становятся объектами познания.
Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения при- водит к тому, что у детей с нарушением зрения проблемы со звукопроизношением (сигматиз- мы: неправильное произношение свистящих и шипящих звуков, (ламбдацизмы: неправильное произношение звука «Л», (ротоцизмы: неправильное произношение звука «Р», встречаются в два раза чаще, чем в норме.
Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации.
Речь детей 5-7 лет. Особенности формирования коммуникативной функции речи заключается в трудностях восприятия образцов артикуляции. Это осложняет формирование фонетической стороны уст-ной речи. Затрудненно и овладение словарным запасом, т. к. у дошкольников с нарушением зрения сужен объём воспринимаемого пространства и ограниченно поле деятельности. Это, в свою очередь, ведет к отклонению в формировании и смысловой стороны коммуникативной функции речи. Обобщающая сторона речи является оперативным инструментом мышления ребёнка. Слабая дифференцированность зрительных образов, бедность зрительных представлений, несформированность системы сенсорных эталонов детей с косоглазием и амблиопией затрудняет качественное формирование данной речевой функции. Особенности регулирующей функции речи связанны с характерологическими особенностями каждого ребёнка.