Ахметшина Илюса
Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего вида
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп компенсирующего вида для детей, страдающих различными глазными заболеваниями.
В нашем детском саду функционируют две специализированные группы для детей с нарушением зрения. Эти группы посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Самыми распространенными диагнозами являются: дальнозоркость с косоглазием (чаще всего со сходящимся, дальнозоркий астигматизм, близорукость. Все чаще в детский сад стали приходить дети с более сложными диагнозами, например, такими как: отслоение сетчатки, амблиопия высокой степени, блефароптоз, есть дети-инвалиды по зрению.
Публикация «Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего вида» размещена в разделах
Имеющийся опыт организации лечебно-восстановительной работы в детском саду показывает, что эффективность лечения в таких группах выше, чем в кабинете охраны зрения при детской поликлинике. Это объясняется системностью лечения и сочетанием его с коррекционно-педагогической работой:
• Коррекция – в переводе означает “исправление”. Врач-офтальмолог, в поликлинике, проводит прием и осмотр детей с нарушенным зрением, уточняет и назначает лечение; определяет зрительную нагрузку для каждого ребенка и направляет в группу компенсирующего вида. Дети получают лечение в нашем детском саду, в специально организованном ортоптическом кабинете, с помощью современной лечебно-медицинской аппаратуры: (ПОТ – периометрический офтальмологический тренажер, предназначен для лечения амблиопии, для улучшения глазодвигательных функций; ЛКА-1, предназначен для лечения всех видов косоглазия и восстановления бинокулярного зрения; электростимулятор – для тренировки мышц аккомодации) и др.
• Учитель –дефектолог использует на занятиях методики, которые направлены на коррекцию нарушения зрительного восприятия основных свойств предметов и изображений (формы, размера, цвета) в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции (адаптацию, фиксацию, частоту и время).
Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения
1. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т. е. фиксация и работа с мелкими предметами. (Детям с близорукостью нагрузки не давать вообще или соблюдать осторожность).
2. Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.
3. Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.
4. Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.
5. Выработка бинокулярного зрения.
6. Развитие стереоскопического зрения.
Организация коррекционно-педагогической работы
При поступлении детей в группу с нарушением зрения учитель-дефектолог тщательно изучает и анализирует анамнез каждого ребенка, беседует с родителями; по рекомендациям врача-офтальмолога определяет индивидуальную зрительную нагрузку; проводит первичную диагностику уровня развития зрительного восприятия. Итогом такой предварительной работы является составление плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия с каждым ребенком, который основывается на зрительном диагнозе, уровне развития и самостоятельности при выполнении заданий.
Методологической основой коррекционно-педагогического процесса являются программа для детей с нарушением зрения под редакцией Л. И. Плаксиной. Если говорить о коррекционно- педагогическом процессе в целом, то он строится так, чтобы повысить остроту зрения детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии. Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа осуществляется в условиях тесной взаимосвязи и слаженной работы всех педагогов и специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, учителя-логопеда, работающих с этими детьми.
С этой целью в начале учебного года учителем –дефектологом составляется памятка “Рекомендации по проведению коррекционной работы в группе с нарушением зрения”. В ней фиксируется следующие индивидуальные данные на каждого ребенка:
• Зрительный диагноз и диагноз сопутствующего заболевания;
• Зрительные нагрузки, тренировочные упражнения, преследующие лечебные цели;
• Практические рекомендации педагогам при реализации коррекционно-педагогических задач в разных видах деятельности;
• Необходимые ограничения, записываются их характер и срок, на который они установлены;
• Группа здоровья по зрению и по физкультуре отдельно;
• Офтальмологические требования при работе с наглядностью.
Вышеперечисленные рекомендации выполняются всеми педагогами, работающими с этими детьми.
Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия ведется в сочетании с фронтальной и подгрупповой работой. Специфичной частью этих занятий является, во-первых, зрительная гимнастика. Так, с детьми, имеющими расходящееся косоглазие, используется упражнение на усиление аккомодации (взор вниз и в близь). Во- вторых, строгий учет офтальмологических требований при работе с наглядностью.
В конце учебного года учителем-дефектологом проводится вторичная диагностика зрительного развития. Целью, которой является выявление результативности работы по развитию зрительного восприятия ребенка и при необходимости коррекция плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия.
Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно –педагогической работы по развитию зрительного восприятия
Обучение и воспитание в нашем детском саду для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно- восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения этих задач зависит от того, как тесно они будут взаимосвязаны. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, т. к. неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтольмолога на занятиях детям необходимо дать задания по нанизыванию бус,в шнуровке, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики, из счетных палочек.
Младшим детям для обводки давать простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко и т. д.). Детям постарше - сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Во время индивидуальной работы необходимо включать упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по основным признакам.
В период плеоптического лечения детей младшего возраста можно использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например, “Собери матрешку”. Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, разрезные лото) заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты.
Например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии, дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питаются животные: коза любит капусту, заяц – морковку и т. д.
Самое главное, важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния зрения и периода восстановительного лечения. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и их изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см., т. к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук. Все данные об индивидуальной зрительной нагрузке для каждого ребенка должны быть записаны в особой тетради здоровья.
Для активизации зрения с косоглазием в период плеоптического лечения можно использовать такой интересный методический прием, как дидактические игры с электрифицированными игрушками, например, с лазерным фонариком “Где зажегся фонарик”, в том числе авторские пособия: “Разноцветные электрические огоньки” (с какого цвета началось включение и каким цветом закончилось, “Экран заданий” (при правильном ответе загорается световой сигнал или раздается звуковой сигнал). В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиотичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка и применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная нагрузка и пособия даются крупного размера.
В период ортоптического лечения (развития фузии- слияния двух изображений в одно) косоглазия очень важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих изображений, дети должны наложить их на нарисованные изображения.
В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель”.
В период выработки стереоскопического зрения (развития трехмерного видения) особенно эффективны настольные игры “Футбол”, “Бильярд”, “Набрось кольцо”, а также игры с разными конструкторами, мозаиками.
Говоря о результатах коррекционно- педагогической работы на занятиях по зрительному восприятию, хочется отметить, что, после четырехлетнего пребывания в специализированной группе с нарушением зрения, у всех детей повысилась острота зрения, улучшилась клиническая картина офтальмологического заболевания, некоторым из них даже отменили ношение очков. В то же время, был отмечен высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе, вследствие того, что у них посредством целенаправленных ежедневных занятий были развиты такие важные психические процессы, как произвольное зрительное внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение; сформированы следующие качества характера: аккуратность, усидчивость; развита мелкая моторика.