Ахметшина Илюса
Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения
Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — требования современного мира. Все дети с ОВЗ должны получать образование в любом типе дошкольного образовательного учреждения и обеспечиваться при этом необходимой ему специализированной помощью, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети.
Публикация «Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблемы воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, с учетом требований ФГОС ДО, являются в наши дни актуальными, в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения особых детей в общество. Инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, использовании компенсаторных возможностей, на которые можно опираться при обучении и воспитании.
В основе коррекционной работы с детьми с ОВЗ лежит компенсация нарушенных функций возможностями тактильно- двигательных ощущений. Немаловажную роль в познании окружающих предметов играет осязание. Многие дети с ОВЗ имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, т. к. полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.
Актуальность выбранной темы объясняется потребностью введения в работу с детьми с ОВЗ комплекса мер, обеспечивающих развитие тактильно-двигательного восприятия, одного из сохранных анализаторов. Требуется системная работа дефектолога, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и пособий для развития тактильного восприятия. Данный опыт также может быть использован в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ в детских садах в группах комбинированной направленности.
Целью работы является изучение возможности и результативности целенаправленного развития тактильно-двигательного восприятия для осуществления ранней компенсации дефекта, социализации и успешной подготовки детей с нарушением зрения к обучению в школе.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровень тактильного восприятия и осязания у детей с нарушением зрения; 3. Систематизировать коррекционную работу по тактильно-двигательной и моторной координации; 4. Развивать и совершенствовать у детей с нарушением зрения осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, обогащать чувственный опыт воспитанников.
I. Тактильное восприятие – одна из форм познания
окружающего мираТактильные ощущения – одно из основных 5 чувств, которое помогает ребенку познать мир. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.
Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. Под тактильным восприятием подразумевают — получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.
II. Коррекционная деятельность и инклюзивная практика
по развитию тактильно-двигательного восприятия
Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с ОВЗ возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и общения. Точность осязательного восприятия и узнавания детьми предметов зависит от способов, которыми они пользуются при обследовании. Поэтому детей надо учить рациональным приемам осязательного восприятия.
Активное обследование предмета — это педагогический способ организации чувственного опыта детей. В этой системе можно условно вычленить четыре этапа.
Первый этап — это организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям.
На втором этапе обследование предмета сочетается с его анализом. Обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции и т. д.)
Третий этап — выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.
Четвертый этап — повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Для распознавания структуры материала применяется надавливание, ощупывание, постукивание об стол, при этом характеризуются качества и свойства предмета (мягкий, гладкий, шероховатый, тяжелый и т. д.).
Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации образовательной программы, так и в ходе режимных моментов: активные действия в специально организованной предметно-развивающей среде.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что коррекционное развитие осязательного восприятия детей с ОВЗ, реализующее в полной мере идею системности в построении педагогического процесса, позволит специалистам целенаправленно воздействовать на становление этого важного психического познавательного процесса, как осязание, которое является эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в разных видах предметно-практической деятельности.
III. Диагностическое обследование тактильного восприятия у детей с нарушением зрения
Для получения информации об индивидуальных особенностях развития ребенка, оказания помощи в выборе оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития для каждого ребенка, необходимо провести диагностику ребенка. Ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.
Были определены направления диагностической работы, включающие следующие выявляемые параметры:
- выполнение действий всей рукой, отдельными пальцами;
- нанизывание бусинок;
- составление предметов из палочек, семян;
- узнавание игрушек ближайшего окружения;
- распознание на ощупь предметов по форме, величине;
-сборка пирамидки с закрытыми глазами.
Диагностика показала, что движения пальцев малоподвижны, непоследовательны, отсутствует пальцевое обследование, дети плохо распознают предметы по фактуре, материалу на ощупь.
Также отмечено, у детей с нарушением зрения имеются проблемы с развитием познавательной сферы (восприятие, память, наглядно-образное мышление).
Анализ результатов первичной диагностики обсуждался на медико-педагогическом консилиуме, после чего была составлена адаптированная образовательная программа и индивидуальные коррекционные маршруты.
IV. Эффективные средства развития
тактильно-двигательного восприятия
Особая роль в обучающем процессе и в развитии тактильных ощущений принадлежит дидактической игре. Игра позволяет сделать процесс обучения эмоциональным, действенным, интересным. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувствительный опыт.
Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня развития тактильных чувств, мы используем дидактические игры, пособия, тактильные книги.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
«Определи на ощупь»
«Догадайся, что за предмет»
«Чудесный мешочек»
«Узнай фигуру»
Цель: узнавание и определение знакомых предметов на ощупь;
сравнение предметов на ощупь по величине, развитие мелкой моторики, повышение чувствительности пальцев.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с различными простейшими объемными, плоскостными формами, учатся различать предметы по величине, по поверхности. Для этого используют наборы строительных материалов, различных по форме и величине.
В играх специально создаются условия, чтобы выделить тактильно-двигательное восприятие: используются повязки для глаз, «чудесный мешочек».
Для изучения различных поверхностей хорошо приготовить карточки или книжечки с тканями (бархат, шелк, шерсть, сукно и т. д.).
Развитию осязания способствуют также игры на узнавание гороха, фасоли, желудей, каштанов, ракушек, орехов и т. п. Детям нравится выполнять задания с палочками, выкладывать картины нитями, семенами.
Также были разработаны и использовались в работе тактильные книги.
Тактильная книга – это универсальный материал, одно из средств развития у дошкольников воображения, мелкой моторики, мышления, связной речи, памяти, зрительного восприятия. Чтобы лучше освоить книгу, необходимо обращать внимание ребенка на каждый персонаж, научить описывать сюжет книги. Формирующиеся у ребенка процессы восприятия становятся основой развития высших познавательных процессов. Это обеспечивает ребенку накопление знаний об окружающей жизни. Эти книги полны сюрпризов, яркие, привлекающие детское внимание. Дошкольники с большим интересом и восхищением их рассматривают, трогают, ощупывают, в то время как обычные книги просто перелистывают. Страницы тактильных книг с рисунками представляют собой объёмные картинки-конструкции, детали которых, можно застегивать на кнопки, пуговицы, шнуровать, угадывать на ощупь. Для создания таких книг используются самые различные, подручные и натуральные природные материалы.
Уникальность книг - в их эксклюзивности, не похожести одной на другую, каждая создаётся в единственном экземпляре.
Одним из эффективных средств развития тактильно-двигательного восприятия также является песочная терапия. Игры с песком очень полезны для развития тактильных ощущений, мелкой моторики и координаций движений. Все это напрямую связано и с развитием речи, мышления, внимания, воображения, памяти.
Су-джок терапия принадлежит к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в развитии осязания и мелкой моторики, а также в преодолении речевых трудностей детей с нарушениями зрения.
Таким образом, использование эффективных средств, способствует развитию тактильных ощущений детей, помогают развивать ребенка интеллектуально, успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы.
Заключение:
Диагностика, проведенная в конце года, позволила выявить уровень развития осязания и мелкой моторики. Проведенная работа по развитию тактильных ощущений показала улучшения и познавательной деятельности. Обогатилась чувственная сторона речи, которая сказывается на развитие речевой системы в целом: в накоплении словаря, понимании смысловой стороны речи, функционального назначения слова и в овладении грамматическим строем речи.
Улучшились показатели мышления, внимания, памяти, речи. Дети интересуются окружающими предметами, движения рук стали более координированными, улучшилось качество предметно-практических действий, что в свою очередь обеспечило высокий уровень компенсации дефекта, и способствовало повышению остроты зрения у детей.
Таким образом, полноценно организованная предметная среда, игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, дают хорошие результаты, способствуют гармоничному развитию воспитанников и положительно влияют на сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.