ольга мелузова
Особенности формирования навыков метания у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования навыков метания
у детей с нарушением зрения
Обучение и воспитание детей в дошкольном учреждении компенсирующего и вида направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений. Успешность решения задач зависит от развития зрения и зрительного восприятия, так как его неполноценность снижает возможность формирования практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением при удовлетворении различных жизненно необходимых потребностей.
Публикация «Особенности формирования навыков метания у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
Психолого-педагогический аспект зрительного восприятия, как отмечают Л. И. Солнцева, Л. И. Плаксина, В. П. Ермаков содержит оценку информационной способности зрительного анализатора, которая зависит от таких качеств, как скорость восприятия, точность, полнота. У детей с нарушением зрения эти качества нарушены или снижены. Отмечается замедленность, грубое искажение, снижение скорости выполняемых действий, повторение упражнений с ошибками, появляются необоснованные паузы при выполнении различных заданий. Кроме того, у дошкольников с косоглазием и амблиопией наблюдается фрагментарность, пропуски деталей техники движений (Л. С. Сековец).
Особая роль в развитии зрительного восприятия отводится физи-ческому воспитанию, принимая во внимание, что восприятие движения — это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрение, где и осуществляется различение и опознание объекта.
Известно, что основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Ребенок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: непосредственное восприятие акта перемещения; умозаключение о движении объекта.
С помощью зрения информация о движении объектов создается двумя способами : при фиксированном взоре и с помощью про-слеживающих движений глаз. Недоразвитие и нарушение зрения затрудняют восприятие движения. Это обусловлено нарушением остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зрительной системы. В этой связи возникает необходимость формирования у детей с нарушением зрения приемов и способов восприятия движений.
Опираясь на современные исследования о механизмах, структуре восприятия, психофизиологические данные, комплексный подход к формированию способов зрительного восприятия (Л. И. Солнцева, Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский, др., определены условия для зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, требования к организации занятий, серии заданий и игровых упражнений на развитие глазодвигательных функций, формирование пространственных ориентировок и проявление самостоятельности в зрительно-двигательной сфере.
Наблюдения за детьми, данные исследований показали, что для эффективного восприятия учебного материала, на занятиях по физической культуре и пространственной ориентировке необходима организация восприятия, как при неорганизованном процессе воспитания оно осуществляется стихийно, ребенок воспринимает объекты и действия неполно. Стихийное восприятие может привести к слепому подражанию, допущению ошибок Существенные детали, которые следует воспринимать, могут остаться без внимания.
В организации зрительного восприятия у детей с нарушением зрения на занятиях физической культурой и пространственной ориентировкой необходимо:
1. Создать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в пространстве, изучение приспособления или оборудования, с которым выполняется действие).
2. Формировать умение наблюдать. Наблюдение действий — более осмысленный процесс, чем простое восприятие (смотрение). В процессе наблюдения ребенка следует учить наблюдать: вычленять наиболее важные моменты в движении, переключать внимание с одних элементов движения на другие, выполнять их в определенной последовательности. Систе-матичность восприятия в процессе наблюдения позволяет проследить действие в динамике, видеть его изменения, выделять главное и второстепенное.
3. Предъявлять оптимальный объем информации на одном занятии. Слишком большой объем информации о движениях рассеивает внимание, создает напряженность при восприятии.
4. Учитывать индивидуальные возможности детей (острота зрения, характер патологии) при восприятии предметов и действий в физическом воспитании.
5. Регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию об объектах и действиях.
6. Обеспечивать страховку при выполнении упражнений, так как боязнь снижает точность восприятия, его полноту.
7. Обеспечивать организованность места для занятий и выбор пособий. Место для занятий, оборудование должны быть хорошо освещены, иметь контрастность сочетаний объектов и пространства при восприятии их детьми. Приспособления и пособия должны быть расположены в местах, доступных для восприятия. Занятия и индивидуальную работу по физическому воспитанию рекомендуется проводить в летний период на спортивной площадке с учетом всех офтальмо-гигиенических и педагогических требований.
К физкультурному оборудованию при работе с детьми с нарушением зрения предъявляется ряд требований. Оно должно иметь специальные метки. Применяются специальные пособия с метками для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа. На спортивном инвентаре и атрибутах также имеются специальные обозначения, с помощью которых дети ориентируются при выполнении упражнений, выполняя действия в указанном направлении, определяют место сосредоточения взора, определяют расстояние до объекта и т. д. Такие обозначения помогают детям координировать действия руки и глаза, согласовывать движения руки и ноги, определять направление при движении и свое положение в пространстве, при этом делая зрительный анализ своих действий и товарища.
Развитию зрительного восприятия у детей способствует и такое оборудование, как подводящие дорожки к снарядам и месту игр и движений. Они могут быть цветными, иметь различные разметки (круги, прямоугольники, прямые и волнистые линии, плоскостное изображение стоп, что помогает детям двигаться к месту выполнения заданий уверенно, без зрительного напряжения, при этом сохранять правильную осанку и положение головы.
Для развития зрительного анализа движений, коррекции дви-гательных нарушений и формирования навыков метания, разработано специальное оборудование, состоящее из наборов мишеней для метаний и др. (см. таблицу № 1). Такой подбор материала дает возможность одно-временно с коррекцией двигательных нарушений решать задачи по зрительному анализу выполняемых действий, зрительной оценке пространства.
Успешно используются специальные схемы-рисунки, выполненные на листе бумаги размером 298x430 см. На рисунках-схемах изображены дети, выполняющие различные действия, их ориентировка в пространстве. Использование схем-рисунков ускоряет возможность перехода к действиям в большом пространстве, совершенствование у детей основных двигательных локомоций, самостоятельной активности, а также развитие зрительного анализа формы движений, умений соразмерять движения в пространстве и объекты окружающей действительности.
С целью качественного выполнения движений развития умения прослеживать действия руки используются путеводители и специальные опоры, стационарно установленные на площадке (в зале). Особенно это помогает детям с низкой остротой зрения.
Для создания представлений у детей о движениях и зрительного образа движений применяются средства наглядной информации в виде плоскостных и объемных кукол. Их использование повышает возможность создания у детей образа движений, зрительного представления о движении в целом, части движения, частей своего тела, прослеживание движений на кукле. Результативность занятий с этими пособиями выше в индивидуальных и пропедевтических формах.
Использование кукол (объемных, плоскостных, разборных) вносит в занятия эмоциональный настрой, обогащает игровым содержанием, с которым, как правило, дети справляются без затруднений. Задания направлены на развитие зрительных представлений у детей о движении, способностей моделировать различные движения (в т. ч. - метания) по памяти, образцу-схеме, показу взрослого и одновременно сосредоточивая взор на движениях, выполняемых куклой, пытаясь моделировать движения самостоятельно и воспроизводить их движения самому.
Детям в конце обучения удается создавать движения, зрительно их воспринимать и воспроизводить в большом пространстве в разных ситуациях.
Следующий этап в развитии моделирования движений осущест-вляется на специальных графических карточках с изображением последовательности выполнения всех элементов техники. Графическое изображение движений, проделывание различных операций с ними еще более углубляют представления детей о движении и способствуют дальнейшей выработке образа движения, без которого, как мы полагаем, невозможно развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, а в том числе и качественное формирование основных двигательных умений и навыков. Дети, успешно справляющиеся с заданием воспроизведения графических действий, подключаются к самостоятельному созданию графических действий. У большинства детей выполнение таких заданий отличается осознанностью, умением осуществлять зрительный анализ за движениями, что приводит к свободному пользованию движениями в активной деятельности и обогащению двигательного опыта в целом.
В тренировке зрительно-моторных реакций используются разные упражнения. Прежде всего, большая роль отводится тем движениям, которые
были жизненно необходимы для ребенка. Например, возможность зрительного сосредоточения была предусмотрена в заданиях с метанием (метание мяча в цель с прослеживанием траектории полета). При этом детям предоставляется возможность самостоятельного выбора мишеней для метания.
В наборе представлены объемные мишени, разной цветовой насыщенности, плоскостные, разные по форме и цветовой гамме. По размеру и форме все мишени вариативны: от самых маленьких (диаметром 6 —8 см, до больших — диаметр которых доходил до 60 см, т. е. включены все размеры, которые требует «Программа воспитания и обучения в детском саду». Это позволяет детям при получении задания выполнить движение, выбрать мишени в соответствии со зрительными возможностями и особенностями зрительного восприятия. На первых этапах обучения метанию, как правило, бывает много ошибок: случайный выбор мишени, ориентирование сначала на цвет, необычную форму. Когда одним из условий при выполнении задания становится результативность «кто больше забросит мячей в мишень, тот считается выигравшим», то постепенно исчезают случайность действий и выполнение заданий по методу проб и ошибок. На основе хорошо сформированного навыка легче осуществлять развитие зрительного восприятия у детей.
В этом случае детям не приходится напоминать о необходимости прослеживания траектории полета мяча или сосредоточения взора на отдельных фазах метания, в частности замахе. О достаточно глубокой осознанности при выполнении данных заданий мы можем судить по высказываниям детей : «Я увидал, когда мяч коснулся пола», «Я заранее "видел", куда упадет мой мяч». «Почему-то, когда я слежу за мячом, он летит у меня дальше, глаза, что ли, помогают?» и др.
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода учи-тывается и в выборе предметов для метания (от мелких теннисных мячей до мячей крупного размера и предметов типа мешочков с песком (большого размера диаметром до 10—15 см).
Расстояние для метания целесообразно брать одинаковым для всех детей. Это дает возможность выполнения программных требований всеми детьми.
Создание комфортности для зрения и работы зрительных функций при метании обеспечивает результативность метания. Это же проявлялось и в самостоятельной деятельности (бросание камешков на прогулке в цель, перебрасывание камешков через куст и т. д.).
Если дети так и не справляются с заданием и после обучения, надо дать им возможность метать в цель с удобного для них расстояния. Этим ребятам лучше назначить дополнительный пропедевтический курс по подготовке руки и глаза к метанию.
Кроме того, варьирование формы, цвета, размера, яркости, контраста пособий при выполнении метания способствует выработке адаптационных механизмов зрения при фиксации, прослеживании, локализации, создает условия для стимуляции зрительного восприятия в процессе занятий физическими упражнениями как в организованных, так и самостоятельных формах работы. Формирование различных способов восприятия движений должно протекать при опоре как на зрительные, так и слуховые и кинесте-тические функции.
Результаты работы с детьми при овладении навыками метания зависят от ряда условий: создания комфорта для зрительных функций, правильности построения обучения с учетом особенностей детей с нарушением зрения, индивидуально-дифференцированного подхода, обеспечения пропедевтического обучения, эмоционального положительного отношения к занятиям, учета состояния здоровья ребенка в день занятия, его желания.
Перечень оборудования для занятий
по формированию навыков метания у детей с нарушением зрения
№ п/п Наименование Назначение Возраст
1 Наклонная плоскость с бортиками Катание шариков с плоскости и прослеживание их взором
2 Шарики пластмассовые Перекладывание шариков из руки в руку
3 Мячи на эластичном шнуре (длина шнура 50-70 см) Ловля мяча, перебрасывание друг другу
4 Обручи с цветными заслонами Метание в неподвижную цель на микроплоскости. Бросание мяча вверх в обруч
5 Надувные плотные шары на резинке Отработка отбивания мяча и усвоение ритма
6 Набивные мячи, вес 1 кг. Прокатывание мяча по намеченному пути
7 Набивные мешочки, теннисные мячики, тканевые звуковые мишени Прослеживание взором мяча, брошенного воспитателем, метание на дальность 4-9 м (через кусты, верёвку) в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 2-3 м (цель на уровне глаз ребёнка)
8 Озвученные цели (до цели для левой руки 1 м-2 м; для правой руки 1,5-3 м) неподвижные
9 Кольца, дорожка Метание колец по узкой (30 см) дорожке
10 Подвижные озвученные мишени (набор целей с разной цветовой окраской, обведённые контуром) Метание в цель
Литература:
1. Программы специальных коррекционных образовательных учреждений
IV вида (для слабовидящих детей)/ Под ред. Плаксиной Л. И. – М. : Просвещение,1997.
2. Плаксина Л. И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида. М. : «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006.
3. Сековец Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения. - Н. Новгород: изд. Ю. А. Николаев, 2001.