Татьяна Жилякова
Особенности состояния речевого компонента коммуникативной компетенции у старших дошкольников с ОНР третьего уровня
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с недоразвитием речи на фоне имеющихся дефектов (вербальных и невербальных) возникают сложности в формировании коммуникативных навыков. Из-за чего страдает развитие процессов коммуникации с окружающими и встает вопрос о трудностях развития других видов деятельности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Ссылаясь на выделенный нами речевой компонент коммуникативной компетенции и его параметры, проанализируем особенности состояния коммуникативных возможностей у старших дошкольников с ОНР третьего уровня.
Прагматический параметр речевого компонента коммуникативной компетенции включает использование ребенком мимики, жестов.
При относительно небольшом словарном запасе, характерном для ребенка с ОНР, часто для полной передачи смысла сказанного дошкольник активно использует невербальные способы передачи информации – мимику и жесты. Поскольку речевые средства сформированы не в полной степени, это помогает ему вносить в свою речь ясность.
Стратегический параметр подразумевает под собой грамотное владение языковыми средствами речи, т. е. наличие у ребенка умений и навыков в использовании фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторонами речи.
У дошкольников с ОНР произносительная сторона речи значительно нарушена и может быть недостаточно зрелой даже в школьном периоде. Характерной чертой ребенка с ОНР, отличающей его от нормально развивающихся сверстников, по мнению Т. Б. Филичевой, будет незавершенность процесса фонемообразования, что говорит о недифференцированном звукопроизношении, которое проявляется в виде замены нескольких звуков одной фонетической группы. У детей могут наблюдаться все виды нарушения звукопроизношения.
Хоть речь детей понятна большинству людей, но все таки недоразвитие каждого компонента стратегического параметра отметить можно. Дети стараются не употреблять в речи сложные для них слов, но если ситуация вынуждает это сделать, то недочеты в виде лексико-грамматических и фонетических ошибок видны сразу. Т. Б. Филичева выделяет ошибки при составлении предложений, так как из-за трудностей в согласовании и управлении предложения получаются достаточно аграмматичны. Стоит отметить и недостаточно развитый словарный запас, неиспользование прилагательных и наречий. Частые ошибки наблюдаются в словообразовании и словоизменении, что еще раз говорит о малом словарном запасе. Отмечаются ошибки в использовании предлогов и союзов в виде пропусков, замен или их неправильного употребления.
Последним параметром речевого компонента коммуникативной компетенции является деятельностный параметр, в который входят основные навыки общения – умение вступить в контакт с собеседником, поддержать разговор и завершить его. Проанализируем состояние коммуникативных возможностей у детей с ОНР.
Изучая возможности дошкольника с ОНР вступить в диалог с собеседником, мы отметили, что по мнению Р. Е. Левиной старшие дошкольники проявляют пассивность в проявлении интереса деятельности и личности своих сверстников и очень редко пытаются вступить с ними в контакт.
Говоря об умении поддержать диалог, В. П. Глухов придерживался мнения, что при ОНР умение поддержать диалог развито недостаточно. Речевое общение бедное и стереотипное, так как нарушены компоненты речи.
Последним параметром является умение завершить диалог. Оно является самым важным показателем сформированности диалогической формы общения. По мнению Р. Е. Левиной, дошкольники с общим недоразвитием речи не имеют возможности полно завершить диалог, поскольку большинство их высказываний не имеют завершающего предложения.
Изучив особенности речевого компонента коммуникативной компетенции у старших дошкольников с ОНР, можно отметить, что сформирован он недостаточно и в каждом его параметре присутствуют некоторые ошибки и недочеты. Языковая сторона речи также накладывает негативный отпечаток на общую оценку коммуникативных навыков и требует совершенствования.