НАТАЛЬЯ НИКАНДРОВА
Особенности деятельности педагога ДОУ в области экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности деятельности педагога ДОУ в области
экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
При планомерном ознакомлении детей с природой к 6 годам у них накапливаются представления о самых разнообразных предметах и явлениях природы, формируются несложные умения выращивать растения и ухаживать за мелкими животными, развивается наблюдательность. Дети овладевают умениями принимать указания взрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности, усвоенные ранее приемы, оценивать полученные результаты и т. д.
Публикация «Особенности деятельности педагога ДОУ в области экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В результате дети седьмого года жизни уже способны под руководством взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты. Все это дает возможность в работе с детьми седьмого года жизни решать новые задачи ознакомления с природой, использовать новые способы организации работы.
В 6-7 лет проводится дальнейшая конкретизация и обогащение представлений о природе. При этом детей выводят за пределы непосредственного опыта, знакомя с новыми объектами через художественную книгу, картинку, диафильмы и кинофильмы и т. п. Дети должны получить знания о последовательности некоторых явлений природы (рост и развитие некоторых животных, сезонные изменения в природе и др.). В творческом объединении в центре работы стоит систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование элементарных понятий и 7 суждений об объектах и явлениях природы. В процессе усвоения элементарных знаний у будущего школьника развиваются важные для обучения способности обобщенного восприятия, элементы словесно-логического мышления, связная речь.
Систематизация и обобщение знаний требуют дальнейшего расширения представлений о признаках и свойствах, структуре природных явлений, а также усвоения разнообразных связей и причин; на этой основе у детей возникает познавательное отношение к природе. Совершенствуется эстетическое восприятие природы. Старших дошкольников учат видеть неповторимость ее явлений, гармонию красок и форм, все разнообразие проявлений жизни. Дети седьмого года жизни способны при участии взрослых поддерживать порядок, беречь красоту тех мест, где они отдыхают, играют, выращивать красивые цветы, создавать несложные композиции из природного материала, выражать красоту наблюдаемой природы в ярком точном слове, в изобразительной деятельности. Большое внимание уделяется воспитанию любви к родной природе, бережного и заботливого отношения к ней. Дети седьмого года жизни устанавливают связь между собственной деятельностью и состоянием растений и животных, находящихся на их попечении (домашние животные, совершенствуют трудовые навыки и умения.
С детьми старшего дошкольного возраста систематически проводят целевые прогулки и экскурсии. Желательно провести 1—2 экскурсии и целевые прогулки в лес, парк для того, чтобы проследить изменения природы в течение сезона, осенью и зимой — 1—2 целевые прогулки на водоем. Необходимо выработать у детей интерес и потребность познавать явления природы. Для этого нужно познакомить детей с физической картой, условиями для обитания животных, произрастания растительности, опасностях для природы, необходимости её защиты. Проводить исследовательские работы.
Например: Деревья. Какие они? Горы. Какие они? Насекомые. Какие они? И т. д. Сравнивать внешний вид, среду обитания: животные – насекомые – рыбы - птицы. В качестве примера можно привести схему усложнения знаний о таком растении, как одуванчик. В 4 года дети учатся узнавать растение на картинках и в природе. Одуванчик обычно вызывает у детей сильные эмоции, и их первое побуждение — сорвать его. Нужно учить детей воздерживаться от этого: ведь сорвать цветок — значит погубить его! В 5 лет дети узнают, что одуванчик реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. Он — живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия.
В 6 лет дети узнают о назначении отдельных частей одуванчика — стебля, листьев, корней, цветков. Они могут наблюдать образование и распространение семян одуванчика. Опыты и наблюдения: Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты.
Используют опыты для ознакомления детей со свойствами песка, воды, глины. С помощью опытов устанавливают причины перехода воды из одного состояния в другое и т. д. Опытным путем можно решить множество познавательных задач: где лучше растет растение — в теплом или холодном месте? Может ли растение расти в холодном месте? Что будет с водой, если ее вынести на мороз? Что будет cо снегом в помещении? И т. д. Чаще всего опыты применяются в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В 4,5 лет педагог использует отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой дома, для того чтобы подвести детей к выводу о том, какую пищу она предпочитает, педагог предлагает положить перед кошкой морковку, конфетку, рыбу, посмотреть, что она будет есть, а что нет, и рассказать на уроке об этом. Или, для того чтобы установить, слышит ли кошка, педагог предлагает шепотом позвать ее, поскрести ногтем по поверхности стола, затем спрашивает: «Слышит кошка? Как ты узнал, что она слышит? Чем слышит?» Организуя в последующем с детьми 4, 5 летнего возраста наблюдения за другими животными, педагог ставит те же познавательные задачи, а способ решения побуждает отыскать самостоятельно.
В 5 лет поисковые действия при решении познавательных задач должны входить почти во все наблюдения детей.
Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции - социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, относятся, например, «Зеленая елочка - живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День Земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережно и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 - 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком. Один из наиболее значимых - праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе, как ее важной части. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их педагог ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник.
Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя. Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.
По помещениям детского сада целесоообразно сделать экологические тропинки, в которую могут входить: оранжерея, где находится большое разнообразие комнатных цветов и растений, через нее могут проходить несколько точек – группы цветов, объединенных какими-либо признаками или наименованиями, искусственный ландшафт. Возможно, сделать детскую экобиблиотеку и опытно – исследовательскую минилабораторию. В мини лаборатории имеются материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т. д., микроскоп, природный материал. Здесь дети под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы.
В каждой группе желательно оформить уголки природы, которые содержат многообразие коллекций, макетов, природного материала, большое разнообразие книг, картин, игрушек и игр природоведческого содержания, оборудование для труда, комнатные цветы.
Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка – здесь он практически половину всего своего времени.
От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, насколько здоровыми и экологически грамотными ребят мы воспитаем. Наиболее эффективным здесь будет собственный пример и метод совместного взаимодействия – участие детей, родителей и педагогов в оформлении территории и участков.
На территории ДОУ целесообразно иметь уголок леса с различными видами деревьев и кустарников, экологическую тропу, альпийскую горку, метеостанцию, цветники, для которых весной сотрудники учреждения могут сами выращивать рассаду. Цветники необходимо рассредоточить на каждом участке возрастных групп, клумбы по форме должны быть очень разнообразными и оригинальными. В них могут расти астры, сальвия, бархатцы, петуния, настурция, портулак, цинерария и другие цветочные культуры.
Для здоровья дошколят, которые в теплые деньки любят походить босиком, можно создать оздоровительную дорожку из колес малых размеров, наполненных различным природным материалом (шишки, щебенка мелкая, песок, травяной покров).
Силами сотрудников ДОУ можно соорудить метеостанцию, чтобы дети наблюдали за ветром, определяли температуру по большому термометру, здесь же на столиках зарисовывали природные явления.
Так же актуально сделать уголок сказок - территория обнесенная столбиками и цепочкой, где педагоги совместно с детьми и родителями ежегодно могут создавать сюжет, наполненный сказочными героями и множеством цветов. В уголке можно поселить героев из любимых мультфильмов: Маша и Медведь, Смешарики и т. п.
На территории ДОУ так же можно сделать небольшой искусственный водоем, который несомненно будет очень нравится детям.
Фантазия педагогов детского сада не знает границ, поэтому для благоустройства территории можно использовать и природный (коряги, чурки, пни) и бросовый материал (старые пластинки - солнышко, бабочки; пластмассовые бутылки – цветы, вазоны).
Используя бросовый материал очищается территория, которая окружает ДОУ. Педагоги должны учить дошкольников следить за чистотой и порядком на территории учреждения.
Например помогать дворнику собирать мелкий мусор, сухую листву, для этого около каждой двери можно поставить разрисованные урны (бочонки) под мусор. Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.
В учреждении детского сада можно развести маленький огород для выращивания картофеля, небольшие участки для выращивания овощей и лекарственных растений, где дети могут проводить наблюдения и заниматься трудовой деятельностью.
Озелененная территория детского сада используется в работе с детьми во всех видах деятельности : праздники и развлечения по музыкальному и физическому развитию детей, оздоровительная работа, эстетическое воспитание и т. д. Также проводятся экскурсии, эколого-оздоровительные походы, чтобы дети могли сравнить озеленение своей территорией ДОУ с естественной природой.
Не должен оставаться без внимания территория детского сада и в зимний период. Участки для прогулок детей и тротуары должны чиститься в утренние часы, при необходимости и в течение дня.
Целесообразно устраивать субботники для постройки снежных фигур, где
сотрудники и родители воспитанников детского сада могут принимать очень активное участие. Родители совместно со своими детьми и воспитателями могут принимать участие в построении ярких сказочные фигур в канун новогодних праздников, и других зимних праздников.
Комплексная, последовательная эколого-оздоровительная работа, как правило, дает положительную динамику. Дети проявляют осознанное отношение к своему здоровью, окружающей среде, гуманное отношение к растениям и животным.
Одной из важнейших задач является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.
Таким образом, цель экологического воспитания дошкольников - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой который обеспечит его выживание и развитие.