Зинаида Рябоконова
«Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 6 «Колокольчик»
села Стародубского Буденновского района»
Тема: «Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Старший воспитатель
МДОУ д/с № 6
Публикация «„Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста“, Опыт работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Колокольчик»
З. И. Рябоконова
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность экологического образования в системе дошкольного образования;
- глобальная проблема современности стр. 1
2. Основные задачи воспитателя в экологическом воспитании детей стр. 2 - 3
3. Формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением стр. 3-5
4. Экологическое просвещение родителей стр. 6-7
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни.
Д. Родовиг
В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. Глобальное изменение климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды, частые аварии, касаются каждого государства. В совокупности все это создает непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека, а как результат - разные болезни, от которых мы страдаем в последнее время. Стало очевидно, что от самого человека, его внутренних ресурсов, нравственных установок и ценностных ориентаций зависит существование биосферы как системы жизни. Современные проблемы, проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышение их экологической грамотности и культуры, понимания необходимой реализации принципов устойчивого развития.
Формирование экологического сознания на современном этапе - одно из важных направлений в преодолении экологической проблемы. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста.
«В период дошкольного детства в процесс целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформулировать начала экологической культуры - осознание правильного отношения к явлениям, объектам живой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни». С. Н. Николаева. Мы должны понимать ограниченность природных ресурсов используемых территорией.
Сегодня все больше стран, в том числе и наша, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности.
В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, «чтобы взять у нее все богатства», человек считал себя победителем, покорителем природы. Это означает, что в отношениях «люди - природа» человек рассматривает себя как главное действующее лицо, которое может переделать свое окружение так, как ему нравится. Мы должны у подрастающего поколения сформировать новое экологическое сознание. И свою задачу как воспитателя, я вижу в том, чтобы новое поколение строило свои отношения с природой с иных позиций - позиций биоцентризма, означающих: человек особая, разумная, но все же только часть природы, а экология - это не просто наука, это мировоззрение! Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.
II
В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Известно также, что истинная красота заложена в природе и своей целью я считаю помочь ребенку увидеть ее, так научиться ценить ее.
И чтобы воспитать ребенка с новым экологическим мышлением я поставила перед собой следующие задачи:
• Понимание самоценности природы.
• Осознание ребенком себя как часть природы.
• Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
• Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «ценная реакция».
• Обучение азам элементарной экологической безопасности.
Основной задачей в экологическом воспитании я вижу в формировании у детей гуманного отношения к природе. Способного понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Формирую основы экологической культуры в д. /играх, играх-имитациях, в различных формах: экологических занятий, наблюдений за природными явлениями, в процессе ухода за растениями и обитателями живого уголка, специально организованных игровых обучающих ситуациях, целевых экскурсиях, праздниках и др. Особое место занимают занятия интерактивного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой. Успешно решать задачи экологического воспитания помогают ведущие комплексные программы: «Программа воспитания, обучения и развития в д. /с» М. А. Васильева, также помогают такие программы: «Наш дом-природа» Н. Рыжовой, «Юный эколог «С. Николаевой, которые дают возможность реализовать систему экологического образования дошкольников. Позволяющие приобщать детей к правильным - с экологической точки зрения формам взаимодействия с природой.
III
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека, поэтому умение жить в согласии с природой, с окружающей средой я считаю, следует начинать воспитывать как можно раньше. Я стараюсь научить детей видеть красивое. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее назначение.
Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепа душа, не жди доброты, честности, преданности и мужества.
Поэтому экологическое воспитание неразрывно связано с воспитанием нравственных, патриотических чувств, как сказал поэт:
«Кто не любит природу родную
Тот не любит Отчизну свою»
Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, запах, звучание и т. д.). Если предмет не оставит ребенка равнодушным, его эмоциональное состояние переходит в активную деятельность: в стремление сохранить понравившиеся, умножить красоту, передать ее другим (сочинить сказку, нарисовать, т. е. формирование бережно-эстетического отношения к природе я применяю нетрадициое рисование объектов природы (печатание листьями, рисование пальцами, ладошкой, методом «тычка», нитками, трафаретами и д. р.). Наиболее удачные рисунки храним.
Дети часто связывают понятия «красота» и «добро» с природой, с бережным отношением к ней. Многие дети знают, что природу нужно беречь, но, лишь дополненные эстетическим чувством, положительным отношением, эти знания влияют на их поведение; наслаждение красотой природы, чувство любви к ней определяют их практическую деятельность по ее охране. Формируя у детей эмоционально-положительное отношение к миру, даю почувствовать ребенку, что от него самого зависит состояние окружающей среды. И формирую человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Подвести детей к пониманию ограниченности природных ресурсов, и привить им первоначальные сведения о рациональном использовании воды, энергии в быту. Для закрепления навыков проводила наблюдения, опыты-эксперименты в кружке «Секреты природы».
Познание природы возможно при непосредственном общении с ней, которое я провожу на экскурсиях, во время прогулок, Показываю детям ажурность красы березы, голубизну неба, разноцветье трав и т. п. Также для развития эстетических чувств применяю рассматривание картин художников, знакомлю с экологическими сказками, стихами, рассказами о природе. Для успешной работы с детьми оформила «Экологический букварь». Его содержание познавательный материал, стихи, загадки, кроссворды, правила поведения на природе, дидактические игры - о птицах, деревьях, животных, растениях.
В течение трех лет работаю с детьми по проекту : «Наше дерево». Цель проекта: сформировать у детей положительное отношение к дереву, как живому существу. Вызвать желание оберегать, защищать, заботится о нем. Оформлен дневник наблюдений.
В концепции дошкольного образования провозглашается, фундаментальной предпосылкой воспитания, и обучения детей является забота об их здоровье. Эколого-эстетическое образование не ограничено какой - либо одной сферой деятельности и я неразрывно связываю его с оздоровительной деятельностью и внедряю в работу с детьми через игры, занятия ауто-тренингом, пальчиковую гимнастику и др.
Например:
П. / игры: «Перелет птиц», «Цапля», «Цветы и ветерки» и т. п.
Разминутки: «Здравствуй, солнце!», «Аист», «Жуки» и тд.
Игры-имитации: «Люди и деревья», «Деревья как люди», «Лесные жители» и т. п. Экологические тренинги : «Жук вверх ногами», «Гусеница» и др.
Пальчиковая гимнастика: «Десять пальчиков», «Грибная семейка», «Этот пальчик в лес пошел» и др.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра. Провожу занятия в игровой форме: «В гости к Берендею», «Путешествие в подводное царство».
Игры - викторины: «Растения леса», «О растениях и животных».
Д/ игры: «Грибная полянка», «Кто прыгает, летает, плавает», «Кто, где живет».
IV
Экологическое воспитание в настоящие время не только одно из наиболее сложных направлений в работе ДОУ, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, т. к. семья играет главную роль в жизни ребенка.
Поэтому я поставила перед собой задачи:
• Повысить уровень нравственно - экологической компетентности родителей;
• вовлечь родителей в совместную с ДОУ экологически - ориентированную деятельность.
Для этого провожу родительские собрания, формы проведения: КВН, дискуссия, вечера досуга в виде конкурсов. Использую средства наглядной агитации: папки раскладушки, анкетирование, консультации, листовки. К листовкам родители проявили особый интерес. Это одна из форм наглядной агитации, в которой лаконично описывались правила поведения в природе, листовки выполнялись в соответствии со временем года и важными явлениями природы.
Например: «Берегите первоцветы», «Беда», «Лес горит», «Сохраним елочку».
Система сотрудничества коллектива ДОУ и родителей способствует воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, ягодам, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.
Ведь семья - это изначальная ячейка государства. Здесь, в семье, закладывается в человеке все то, что должно составить основу его разума, гражданственности, красоту духа подрастающего поколения. Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание «с молоком матери». Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине и природе.
Экологический кризис подвинул человечество к осмыслению своей деятельности, пересмотру значения результатов научно - технического прогресса, переосмыслению своей роли в системе «человек - природа - общество». И я приложу все свое мастерство, опыт, знания, творчество, чтобы воспитать гуманную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
ЛИТЕРАТУРА
1. Л. И. Грехова: «Экологическая подготовка детей в дошкольных образовательных учреждениях».
2. Л. И. Грехова: «В союзе с природой».
3. Н. А Рыжова: «Наш дом - природа».
4. Н. Е. Веракса: «От рождения до школы»
5. С. Н. Николаева: Парциальная программа «Юный эколог»
6. О. А. Скоролупова : Осень. Овощи и фрукты. Грибы. Хлеб Тематические недели в детском саду.
7. Журнал «Управление ДОУ» № 3 2007 год.
8. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 3 2006 год.
9. Журналы «Дошкольное образование» № 7/ 2004 год, № 3/ 2004 год, № 2006 год, №7/2006 год.
10. Л. Виноградова «От осени - до лета».
11. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.
12. Журнал «Старший воспитатель ДОУ» № 1 2014год. ;№5 2015год;№7 2016год;№3 2017год.