Лучший педагог года

«Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста». Опыт работы

Зинаида Рябоконова
«Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 6 «Колокольчик»

села Стародубского Буденновского района»

Опыт работы

Тема: «Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель

МДОУ д/с № 6

Публикация «„Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста“, Опыт работы» размещена в разделах

«Колокольчик»

З. И. Рябоконова

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность экологического образования в системе дошкольного образования;

- глобальная проблема современности стр. 1

2. Основные задачи воспитателя в экологическом воспитании детей стр. 2 - 3

3. Формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением стр. 3-5

4. Экологическое просвещение родителей стр. 6-7

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни.

Д. Родовиг

В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. Глобальное изменение климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды, частые аварии, касаются каждого государства. В совокупности все это создает непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека, а как результат - разные болезни, от которых мы страдаем в последнее время. Стало очевидно, что от самого человека, его внутренних ресурсов, нравственных установок и ценностных ориентаций зависит существование биосферы как системы жизни. Современные проблемы, проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышение их экологической грамотности и культуры, понимания необходимой реализации принципов устойчивого развития.

Формирование экологического сознания на современном этапе - одно из важных направлений в преодолении экологической проблемы. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста.

«В период дошкольного детства в процесс целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформулировать начала экологической культуры - осознание правильного отношения к явлениям, объектам живой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни». С. Н. Николаева. Мы должны понимать ограниченность природных ресурсов используемых территорией.

Сегодня все больше стран, в том числе и наша, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности.

В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, «чтобы взять у нее все богатства», человек считал себя победителем, покорителем природы. Это означает, что в отношениях «люди - природа» человек рассматривает себя как главное действующее лицо, которое может переделать свое окружение так, как ему нравится. Мы должны у подрастающего поколения сформировать новое экологическое сознание. И свою задачу как воспитателя, я вижу в том, чтобы новое поколение строило свои отношения с природой с иных позиций - позиций биоцентризма, означающих: человек особая, разумная, но все же только часть природы, а экология - это не просто наука, это мировоззрение! Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.

II

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Известно также, что истинная красота заложена в природе и своей целью я считаю помочь ребенку увидеть ее, так научиться ценить ее.

И чтобы воспитать ребенка с новым экологическим мышлением я поставила перед собой следующие задачи:

• Понимание самоценности природы.

• Осознание ребенком себя как часть природы.

Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

• Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «ценная реакция».

• Обучение азам элементарной экологической безопасности.

Основной задачей в экологическом воспитании я вижу в формировании у детей гуманного отношения к природе. Способного понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Формирую основы экологической культуры в д. /играх, играх-имитациях, в различных формах: экологических занятий, наблюдений за природными явлениями, в процессе ухода за растениями и обитателями живого уголка, специально организованных игровых обучающих ситуациях, целевых экскурсиях, праздниках и др. Особое место занимают занятия интерактивного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой. Успешно решать задачи экологического воспитания помогают ведущие комплексные программы: «Программа воспитания, обучения и развития в д. /с» М. А. Васильева, также помогают такие программы: «Наш дом-природа» Н. Рыжовой, «Юный эколог «С. Николаевой, которые дают возможность реализовать систему экологического образования дошкольников. Позволяющие приобщать детей к правильным - с экологической точки зрения формам взаимодействия с природой.

III

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека, поэтому умение жить в согласии с природой, с окружающей средой я считаю, следует начинать воспитывать как можно раньше. Я стараюсь научить детей видеть красивое. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее назначение.

Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепа душа, не жди доброты, честности, преданности и мужества.

Поэтому экологическое воспитание неразрывно связано с воспитанием нравственных, патриотических чувств, как сказал поэт:

«Кто не любит природу родную

Тот не любит Отчизну свою»

Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, запах, звучание и т. д.). Если предмет не оставит ребенка равнодушным, его эмоциональное состояние переходит в активную деятельность: в стремление сохранить понравившиеся, умножить красоту, передать ее другим (сочинить сказку, нарисовать, т. е. формирование бережно-эстетического отношения к природе я применяю нетрадициое рисование объектов природы (печатание листьями, рисование пальцами, ладошкой, методом «тычка», нитками, трафаретами и д. р.). Наиболее удачные рисунки храним.

Дети часто связывают понятия «красота» и «добро» с природой, с бережным отношением к ней. Многие дети знают, что природу нужно беречь, но, лишь дополненные эстетическим чувством, положительным отношением, эти знания влияют на их поведение; наслаждение красотой природы, чувство любви к ней определяют их практическую деятельность по ее охране. Формируя у детей эмоционально-положительное отношение к миру, даю почувствовать ребенку, что от него самого зависит состояние окружающей среды. И формирую человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Подвести детей к пониманию ограниченности природных ресурсов, и привить им первоначальные сведения о рациональном использовании воды, энергии в быту. Для закрепления навыков проводила наблюдения, опыты-эксперименты в кружке «Секреты природы».

Познание природы возможно при непосредственном общении с ней, которое я провожу на экскурсиях, во время прогулок, Показываю детям ажурность красы березы, голубизну неба, разноцветье трав и т. п. Также для развития эстетических чувств применяю рассматривание картин художников, знакомлю с экологическими сказками, стихами, рассказами о природе. Для успешной работы с детьми оформила «Экологический букварь». Его содержание познавательный материал, стихи, загадки, кроссворды, правила поведения на природе, дидактические игры - о птицах, деревьях, животных, растениях.

В течение трех лет работаю с детьми по проекту : «Наше дерево». Цель проекта: сформировать у детей положительное отношение к дереву, как живому существу. Вызвать желание оберегать, защищать, заботится о нем. Оформлен дневник наблюдений.

В концепции дошкольного образования провозглашается, фундаментальной предпосылкой воспитания, и обучения детей является забота об их здоровье. Эколого-эстетическое образование не ограничено какой - либо одной сферой деятельности и я неразрывно связываю его с оздоровительной деятельностью и внедряю в работу с детьми через игры, занятия ауто-тренингом, пальчиковую гимнастику и др.

Например:

П. / игры: «Перелет птиц», «Цапля», «Цветы и ветерки» и т. п.

Разминутки: «Здравствуй, солнце!», «Аист», «Жуки» и тд.

Игры-имитации: «Люди и деревья», «Деревья как люди», «Лесные жители» и т. п. Экологические тренинги : «Жук вверх ногами», «Гусеница» и др.

Пальчиковая гимнастика: «Десять пальчиков», «Грибная семейка», «Этот пальчик в лес пошел» и др.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра. Провожу занятия в игровой форме: «В гости к Берендею», «Путешествие в подводное царство».

Игры - викторины: «Растения леса», «О растениях и животных».

Д/ игры: «Грибная полянка», «Кто прыгает, летает, плавает», «Кто, где живет».

IV

Экологическое воспитание в настоящие время не только одно из наиболее сложных направлений в работе ДОУ, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, т. к. семья играет главную роль в жизни ребенка.

Поэтому я поставила перед собой задачи:

• Повысить уровень нравственно - экологической компетентности родителей;

• вовлечь родителей в совместную с ДОУ экологически - ориентированную деятельность.

Для этого провожу родительские собрания, формы проведения: КВН, дискуссия, вечера досуга в виде конкурсов. Использую средства наглядной агитации: папки раскладушки, анкетирование, консультации, листовки. К листовкам родители проявили особый интерес. Это одна из форм наглядной агитации, в которой лаконично описывались правила поведения в природе, листовки выполнялись в соответствии со временем года и важными явлениями природы.

Например: «Берегите первоцветы», «Беда», «Лес горит», «Сохраним елочку».

Система сотрудничества коллектива ДОУ и родителей способствует воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, ягодам, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

Ведь семья - это изначальная ячейка государства. Здесь, в семье, закладывается в человеке все то, что должно составить основу его разума, гражданственности, красоту духа подрастающего поколения. Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание «с молоком матери». Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине и природе.

Экологический кризис подвинул человечество к осмыслению своей деятельности, пересмотру значения результатов научно - технического прогресса, переосмыслению своей роли в системе «человек - природа - общество». И я приложу все свое мастерство, опыт, знания, творчество, чтобы воспитать гуманную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

ЛИТЕРАТУРА

1. Л. И. Грехова: «Экологическая подготовка детей в дошкольных образовательных учреждениях».

2. Л. И. Грехова: «В союзе с природой».

3. Н. А Рыжова: «Наш дом - природа».

4. Н. Е. Веракса: «От рождения до школы»

5. С. Н. Николаева: Парциальная программа «Юный эколог»

6. О. А. Скоролупова : Осень. Овощи и фрукты. Грибы. Хлеб Тематические недели в детском саду.

7. Журнал «Управление ДОУ» № 3 2007 год.

8. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 3 2006 год.

9. Журналы «Дошкольное образование» № 7/ 2004 год, № 3/ 2004 год, № 2006 год, №7/2006 год.

10. Л. Виноградова «От осени - до лета».

11. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.

12. Журнал «Старший воспитатель ДОУ» № 1 2014год. ;№5 2015год;№7 2016год;№3 2017год.

Публикации по теме:

Актуальность экологического воспитания дошкольников: цели, формы и методы работы «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Конкурсное испытание «Методический семинар» МДОУ «Ельниковский детский сад №1» Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.

Опыт работы по формированию экологического воспитания старших дошкольников В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь, Зачем росистые кусты окутывает дрожь. Куда, журча, ручей бежит, прозрачнее стекла,.

Опыт работы воспитателя «Сказка, как основа нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Демократизация и гуманизация общества осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера:.

Основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста МБОУ №35 «Малышок» г. Шадринск Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое.

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста Система экологического воспитания детей дошкольного возраста “Любить природу – значит любить Родину” М. Пришвин Федеральный государственный.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Влияние экологического воспитания на социализацию детей дошкольного возраста Влияние экологического воспитания на социализацию детей дошкольного возраста. Кузнецова Светлана Викторовна Воспитатель МКДОУ д/с№171 «Черничка».

Экспериментирование как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста». Опыт работы
Опубликовано: 20 мая 2018 в 12:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста». Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Рябоконова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД