Екатерина Панкова
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с сельскохозяйственными профессиями как компонент трудового воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги, как никогда раньше, обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Сельскохозяйственные профессии для детей
- Старшая группа
- Темочки
Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательный процесс должен способствовать накоплению и расширению субъектного опыта детей, включая рациональный и эмоционально чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей. Именно с этой целью в дошкольной организации используется такая форма работы, как ранняя профессиональная ориентация детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Сегодня в России наблюдается острейший дефицит рабочих кадров. Данная ситуация связана в первую очередь с тем, что быть рабочим в сельской местности в определённый момент истории стало не престижно. В настоящее время почти повсеместная нехватка квалифицированных рабочих кадров создаёт серьёзные проблемы для большинства сельскохозяйственных и промышленных предприятий.
В Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» говорится о том, что «модернизация системы образования с целью подготовки квалифицированных кадров, отвечающих новым требованиям, становится в современных условиях одним из важных факторов повышения национальной конкурентоспособности», а это значит, что необходимо «развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда».
Детский сад является первой важной ступенью в формировании базовых знаний о профессиях, подготовки будущих тружеников своей страны, своего села. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
В послании государственному собранию 2017 года Глава Республики Мордовия делает акцент на то, что «одно из важнейших направлений общероссийской Стратегии развития воспитания – трудовое воспитание и профессиональное самоопределение…» Говорит о необходимости выстраивания профориентационной системной работы. О том, что «нужно увлекать детей, в игровой форме знакомить их с навыками будущей профессии, в том, числе на площадках предприятий….», призывает развивать государственно-частное партнерство в этой сфере. В Мордовии существует проблема незаинтересованности молодежи в работе на сельхозпредприятиях. Который год не выполняется план приема студентов в ВУЗ на аграрные специальности. А для нашей Республики самая важная задача это развитие агропромышленного комплекса.
Так как проведённая с нашими воспитанниками беседа показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности, а именно – в сфере сельского хозяйства, мы спланировали работу в данном направлении, так как считаем, что знакомство детей с профессиями работников сельского хозяйства, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов.
Актуальность определяется необходимостью более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей дошкольника популяризации аграрных специальностей, сельскохозяйственных профессий среди дошкольников проживающих на селе.
Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. Профориентация на сельскохозяйственные профессии требует планомерной, систематизированной и углубленной работы.
Работая в данном направлении, ставим перед сабой следующие задачи:
1. Развивать у дошкольников интерес к сельскохозяйственным предприятиям и профессиям в данной области;
2. Приобщать детей к профессиональной деятельности на селе, через игровую, театрализованную деятельность и экскурсии;
3. Осуществлять преемственность с общеоразовательной школой в данном направлении
3. Воспитывать положительное отношение и уважение к профессиям сельского хозяйства;
4. Формировать у детей знания об общественной значимости труда работников сельского хозяйства, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда сельскохозяйственной направленности с другими профессиями.
5. Способствовать воспитанию гордости за ветеранов труда сельской местности;
6. Приобщать родителей к совместной с ДОУ работе по ранней профориентации детей.
Для ознакомления старших дошкольников с сельскохозяйственными профессиями можно использовать следующие методы и приемы работы с детьми и взрослыми:
1) Словесные:
- беседы
- чтение художественной литературы
- развлечения
- моделирование ситуаций
- наблюдения
2) Наглядные:
- сбор иллюстраций, фотографий
- рассматривание иллюстраций
- пример взрослых
3) Практические:
- создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с решаемой задачей
- моделирование ситуаций
- экспериментирование с разными материалами
- опыт хозяйственно-бытового труда
4) Игровые:
- сюжетно-ролевые игры
- дидактические игры
- игровые ситуации
Важным моментом при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с сельскохозяйственными профессиями имеет оснащение развивающей предметно-пространственной среды, кторая подразумевает:
- подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Сельскохозяйственные профессии», в книжном уголке;
- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о сельскохозяйственных профессиях и орудиях труда;
- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с сельскохозяйственными профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с сельскохозяйственными профессиями;
- подбор демонстрационного материала по теме «Сельскохозяйственные профессии»;
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Сельскохозяйственные профессии»;
- выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых на селе;
- оформление альбомов с фотографиями по тематике проекта; - материалы для сюжетно-ролевых игр
Предполагается, что используемые в ходе работы, максимально разнообразные формы образовательной деятельности с детьми, варьирование приёмов и средств воспитательно-образовательной работы способствуют развитию интереса к труду взрослых, постепенно расширяясь до интересов к жизни общества и своей будущей профессии.
Узнать, станет кто-нибудь механизатором, ветеринаром или агрономом, пока трудно, но хочется надеяться, что наша работа по профориентации на сельскохозяйственные профессии оставит след в детском сознании, и возможно кто-то из наших воспитанников станет достойным продолжателем тех, кто трудится на родной земле во благо своей Родины.