МААМ-картинки

Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в экологическом развитии

Евгения Чернова
Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в экологическом развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в экологическом развитии.

Ознакомление с природой – важное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию мышления, речи, и тем самым обеспечивает более качественную подготовку к школе. Важную роль для умственного развития дошкольников играет содержание знаний, достоверно отражающее закономерности явлений окружающей действительности.

Публикация «Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в экологическом развитии» размещена в разделах

Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее словесное оформление. И наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им при восприятии мира природы.

И. Г. Песталоции отмечал, что природа – источник, благодаря которому «ум поднимается от чувственных смутных восприятий к четким понятиям, а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи».

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Результаты психологических и педагогических исследований Н. Н. Поддъякова показали, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.

В своей работе с детьми дошкольного возраста – Н. Н. Поддъяков разработал логическую схему общей организации познавательной деятельности дошкольников : от выделения отдельных предметов к прослеживанию системы связей между предметами и далее к выделению отдельных свойств и качеств предметов с последующим их анализом в системе межпредметных функциональных связей.

Наглядно – образное мышление начинает интенсивно развиваться у детей в дошкольном возрасте. В работах Н. Н. Поддъякова отмечено, что в образном мышлении объект отражается со всеми присущими ему свойствами. Это дает возможность использовать имеющийся образ в системах различных отношений. Н. Н. Поддъяковым были выявлены средства, способы и условия развития наглядно – образного мышления у детей дошкольного возраста. В качестве средства формирования полноценного образа и его актуализации создана общая схема анализа объекта (Н. Н. Поддъяков, Н. П. Сакулина, а также модели, с помощью которых ребенок может познать скрытые свойства и связи объектов.

На основе психолого – педагогических исследований было показано, что использование таких заместителей, как схемы, модели, ускоряет процесс выработки необходимых навыков у детей, упорядочивает их поисково – исследовательскую деятельность, способствует формированию обобщенных способов оперирования объектами, выработке понятий.

Вершиной мыслительной деятельности человека является понятийное (теоретическое) мышление. По теории таких психологов как Ж. Пиаже, его становление происходит только в школьном возрасте. Исследования отечественного психолога Н. Я. Гальперина говорят о том, что формирование научных понятий возможно у детей шести – семи лет, т. е. в дошкольном возрасте.

Вскрывая тесную связь и взаимопереходы разных форм мышления, нужно отметить первостепенное значение речи. На особую роль речи как движущего фактора умственного развития указывал еще Л. С. Выготский. Он подчеркивал, что речь с ее устойчивыми постоянными значениями предопределяет пути, по которым движется развитие обобщений у ребенка. В этом же направлении работали последователи: Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская. В книге «Психология детей дошкольного возраста» авторы анализируют функции речи в процессе разнообразной познавательной деятельности ребенка, а именно постепенный переход от «функции сопровождения» к «функции планирования». А. В. Запорожец характеризует, развитие суждений ребенка от простых и единичных в младшем дошкольном возрасте, к сложным и обстоятельным в старшем дошкольном возрасте. Автор указывает, что по мере развития речи ребенка она все больше оказывает обратное влияние на овладение им формами практического и образного познания действительности.

Исследования Г. И. Минской, С. А. Понамарева выявили, что если при решении познавательных задач создаются условия, благоприятные для развертывания речевой деятельности, то переход к наглядно – образному, а затем и словесному мышлению значительно облегчается и ускоряется у детей дошкольного возраста.

Единство мыслительных процессов, их взаимосвязь и взаимопереход при связующей роли речи хорошо демонстрирует исследование Н. И. Кузиной посвященное формированию объяснительной речи у дошкольников. Результаты исследования отчетливо показывают, что становление интеллектуального умения объяснять, т. е. логично, в строгой последовательности передавать в словесной форме определенное содержание, отражающее иерархическую систему причинно-следственных связей, раскрывает процесс выделения, а затем слияния разных форм мышления. Постепенно от неумения к умению объяснять происходит последовательная расстановка акцента на разных способах мыслительной деятельности, начиная от наглядно-действенного до логического. Конечный продукт – объяснение представляет собой сжатое, четкое в структурном отношении, обобщенное логическое умение.

Основой в становлении и развитии познавательной деятельности явилась теория, разработанная в отечественной педагогической науке (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, И. А. Буева). Особую значимость имели работы, в которых рассматривались познавательная и речевая деятельность (Л. И. Анциферова, И. А. Зимняя, М. С. Каган и другие).

Результаты познавательной деятельности ребенка отражены в виде представлений разной степени обобщенности, простых понятий предметного характера, отражающих существенные связи действительности, и закреплены в разных формах речи. В качестве средств познавательной деятельности выступают практические действия; перцептивные обеспечивающие раскрытие сторон, особенностей объектов познания; знания в виде обобщенных образцов, понятий, зафиксированных в речи; умственные действия, используемые в целях дальнейшего познания; речевое общение с взрослыми.

Эти средства взрослый предлагает ребенку в процессе обучения и общения. Освоив их, ребенок начинает ими пользоваться самостоятельно (Л. А. Венгер, В. И. Логинова, Н. Н. Поддъяков и другие). Сама познавательная деятельность развивается постепенно и проявляется для достижения цели, когда ребенок - субъект деятельности. Результаты познания ребенка – знания.

Знания – это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. Содержание знаний, их характер зависят от целей познания, применяемых способов познания, их направленности или на связи с другими предметами.

Верой Иосифовной Логиновой в работе «Формирование познавательной деятельности у детей в процессе освоения системных знаний», разработаны уровни и определены критерии познавательной деятельности детей дошкольного возраста. В качестве критериев уровней выступают особенности мотивов и целей, направленности познания, различные способы познания, которыми пользуется ребенок, различные результаты знаний.

- Первый уровень характеризуется тем, что развитие познания связывается с предметным восприятием.

- Второму уровню в развитии познавательной деятельности свойственны изменения. Возникает познавательный мотив на основе задач предметной деятельности, те или иные особенности предметов (чтобы сделать поделку, нужно взять мягкую глину.)

- Развитие третьего уровня познавательной деятельности связано с переходом к освоению системного знания о видовой или родовой сущности объектов – освоение закономерных связей различных сторон объекта.

Результатом познавательной деятельности является системное отражение объекта, его целостности, выраженное в развернутом суждении об объекте.

- Четвертый уровень познавательной деятельности характеризуется направленностью на установление существенных причинно – следственных зависимостей между предметами, явлениями.

Результатом познания выступают вскрытые закономерные связи, зависимости между предметами, явлениями, соответствующие научным понятиям, выраженные в форме суждений об объектах и их взаимосвязях.

В. И. Логинова выделила педагогические условия познавательной деятельности :

- Формирование программы системных знаний о явлениях и объектах природы.

- Связь познавательной и практической деятельности, где ребенок – субъект преобразования объекта.

- Усиление субъективной позиции ребенка в познавательной деятельности.

- Отбор взрослым последовательно усложняющегося познания; организация познавательной деятельности ребенка; целенаправленное усиление позиций ребенка, его самостоятельности в решении познавательных задач; передача способов познания и способов выражения достигнутых результатов познавательной деятельности и усвоения их детьми на определенном уровне обобщенности.

- Внимание воспитателя к формированию всех компонентов познавательной деятельности у детей на всех возрастных этапах, умение видеть ход развития познавательной деятельности, индивидуализировать приемы работы с учетом индивидуальных особенностей детей, добиваться результативности в работе с детьми всей группы.

Итак, дошкольный возраст – возраст становления и развития познавательной деятельности. Именно в дошкольном возрасте продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Внутри этих форм осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации. Решающее влияние на познавательную деятельность оказывает развивающаяся речь. Наглядно-действенный способ решения возникающих перед дошкольником умственных задач (практических или познавательных) с включением речи перестраивается в дискурсивное мышление. Сформулированная в речи задача направляет ребенка на поиски путей решения. Важна роль речи и в наглядно-образном мышлении. В нем слово выступает и как инструмент анализа и как инструмент обобщения, сравнения.

В дошкольном возрасте происходит и формирование общего метода умственной деятельности. Он заключается в развитии умений принять задачу, отобрать способы решения, проверить и оценить результаты. Эти умения формируются под руководством взрослого. Развитие познавательной деятельности у детей осуществляется успешно в специально организованном учебно-воспитательном процессе, построенном с учетом комплекса педагогических условий, в котором ведущее место занимает программа системных знаний о природе.

Публикации по теме:

Математические сказки как средство познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Математические сказки как средство познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1 Здравствуйте, Я, Карпович.

Особенности творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста Особенности творческой деятельности у детей страшего дошкольного возраста Творчество представляет собой сознательную, целенаправленную,.

Песочная терапия в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста Введение Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Дошкольники по своей природе пытливые исследователи.

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возрастаИспользование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста Социально-личностное развитие – процесс формирования у детей структурированных представлений о социальной деятельности, адекватных форм.

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста Социально-личностное развитие – процесс формирования у детей структурированных представлений о социальной деятельности, адекватных форм.

Конспект НОД по поисково-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Серпантин экспериментов» Конспект нод по поисково-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Серпантин экспериментов»[/b] Воспитатель:.

Презентация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Слайд № 2 В настоящее время.

Экологический проект по формированию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Лес — наше богатство!» «Лес-наше богатство» Экологический проект по формированию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Много леса-не.

Роль театрально-игровой деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Роль театрально-игровой деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Материал подготовила воспитатель МА ДОУ ДСКВ «Югорка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в экологическом развитии
Опубликовано: 13 мая 2018 в 22:30
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в экологическом развитии» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Чернова (УИ 343379) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД