Евгения Чернова
Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в экологическом развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в экологическом развитии.
Ознакомление с природой – важное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию мышления, речи, и тем самым обеспечивает более качественную подготовку к школе. Важную роль для умственного развития дошкольников играет содержание знаний, достоверно отражающее закономерности явлений окружающей действительности.
Публикация «Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в экологическом развитии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее словесное оформление. И наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им при восприятии мира природы.
И. Г. Песталоции отмечал, что природа – источник, благодаря которому «ум поднимается от чувственных смутных восприятий к четким понятиям, а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи».
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».
Результаты психологических и педагогических исследований Н. Н. Поддъякова показали, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.
В своей работе с детьми дошкольного возраста – Н. Н. Поддъяков разработал логическую схему общей организации познавательной деятельности дошкольников : от выделения отдельных предметов к прослеживанию системы связей между предметами и далее к выделению отдельных свойств и качеств предметов с последующим их анализом в системе межпредметных функциональных связей.
Наглядно – образное мышление начинает интенсивно развиваться у детей в дошкольном возрасте. В работах Н. Н. Поддъякова отмечено, что в образном мышлении объект отражается со всеми присущими ему свойствами. Это дает возможность использовать имеющийся образ в системах различных отношений. Н. Н. Поддъяковым были выявлены средства, способы и условия развития наглядно – образного мышления у детей дошкольного возраста. В качестве средства формирования полноценного образа и его актуализации создана общая схема анализа объекта (Н. Н. Поддъяков, Н. П. Сакулина, а также модели, с помощью которых ребенок может познать скрытые свойства и связи объектов.
На основе психолого – педагогических исследований было показано, что использование таких заместителей, как схемы, модели, ускоряет процесс выработки необходимых навыков у детей, упорядочивает их поисково – исследовательскую деятельность, способствует формированию обобщенных способов оперирования объектами, выработке понятий.
Вершиной мыслительной деятельности человека является понятийное (теоретическое) мышление. По теории таких психологов как Ж. Пиаже, его становление происходит только в школьном возрасте. Исследования отечественного психолога Н. Я. Гальперина говорят о том, что формирование научных понятий возможно у детей шести – семи лет, т. е. в дошкольном возрасте.
Вскрывая тесную связь и взаимопереходы разных форм мышления, нужно отметить первостепенное значение речи. На особую роль речи как движущего фактора умственного развития указывал еще Л. С. Выготский. Он подчеркивал, что речь с ее устойчивыми постоянными значениями предопределяет пути, по которым движется развитие обобщений у ребенка. В этом же направлении работали последователи: Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская. В книге «Психология детей дошкольного возраста» авторы анализируют функции речи в процессе разнообразной познавательной деятельности ребенка, а именно постепенный переход от «функции сопровождения» к «функции планирования». А. В. Запорожец характеризует, развитие суждений ребенка от простых и единичных в младшем дошкольном возрасте, к сложным и обстоятельным в старшем дошкольном возрасте. Автор указывает, что по мере развития речи ребенка она все больше оказывает обратное влияние на овладение им формами практического и образного познания действительности.
Исследования Г. И. Минской, С. А. Понамарева выявили, что если при решении познавательных задач создаются условия, благоприятные для развертывания речевой деятельности, то переход к наглядно – образному, а затем и словесному мышлению значительно облегчается и ускоряется у детей дошкольного возраста.
Единство мыслительных процессов, их взаимосвязь и взаимопереход при связующей роли речи хорошо демонстрирует исследование Н. И. Кузиной посвященное формированию объяснительной речи у дошкольников. Результаты исследования отчетливо показывают, что становление интеллектуального умения объяснять, т. е. логично, в строгой последовательности передавать в словесной форме определенное содержание, отражающее иерархическую систему причинно-следственных связей, раскрывает процесс выделения, а затем слияния разных форм мышления. Постепенно от неумения к умению объяснять происходит последовательная расстановка акцента на разных способах мыслительной деятельности, начиная от наглядно-действенного до логического. Конечный продукт – объяснение представляет собой сжатое, четкое в структурном отношении, обобщенное логическое умение.
Основой в становлении и развитии познавательной деятельности явилась теория, разработанная в отечественной педагогической науке (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, И. А. Буева). Особую значимость имели работы, в которых рассматривались познавательная и речевая деятельность (Л. И. Анциферова, И. А. Зимняя, М. С. Каган и другие).
Результаты познавательной деятельности ребенка отражены в виде представлений разной степени обобщенности, простых понятий предметного характера, отражающих существенные связи действительности, и закреплены в разных формах речи. В качестве средств познавательной деятельности выступают практические действия; перцептивные обеспечивающие раскрытие сторон, особенностей объектов познания; знания в виде обобщенных образцов, понятий, зафиксированных в речи; умственные действия, используемые в целях дальнейшего познания; речевое общение с взрослыми.
Эти средства взрослый предлагает ребенку в процессе обучения и общения. Освоив их, ребенок начинает ими пользоваться самостоятельно (Л. А. Венгер, В. И. Логинова, Н. Н. Поддъяков и другие). Сама познавательная деятельность развивается постепенно и проявляется для достижения цели, когда ребенок - субъект деятельности. Результаты познания ребенка – знания.
Знания – это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. Содержание знаний, их характер зависят от целей познания, применяемых способов познания, их направленности или на связи с другими предметами.
Верой Иосифовной Логиновой в работе «Формирование познавательной деятельности у детей в процессе освоения системных знаний», разработаны уровни и определены критерии познавательной деятельности детей дошкольного возраста. В качестве критериев уровней выступают особенности мотивов и целей, направленности познания, различные способы познания, которыми пользуется ребенок, различные результаты знаний.
- Первый уровень характеризуется тем, что развитие познания связывается с предметным восприятием.
- Второму уровню в развитии познавательной деятельности свойственны изменения. Возникает познавательный мотив на основе задач предметной деятельности, те или иные особенности предметов (чтобы сделать поделку, нужно взять мягкую глину.)
- Развитие третьего уровня познавательной деятельности связано с переходом к освоению системного знания о видовой или родовой сущности объектов – освоение закономерных связей различных сторон объекта.
Результатом познавательной деятельности является системное отражение объекта, его целостности, выраженное в развернутом суждении об объекте.
- Четвертый уровень познавательной деятельности характеризуется направленностью на установление существенных причинно – следственных зависимостей между предметами, явлениями.
Результатом познания выступают вскрытые закономерные связи, зависимости между предметами, явлениями, соответствующие научным понятиям, выраженные в форме суждений об объектах и их взаимосвязях.
В. И. Логинова выделила педагогические условия познавательной деятельности :
- Формирование программы системных знаний о явлениях и объектах природы.
- Связь познавательной и практической деятельности, где ребенок – субъект преобразования объекта.
- Усиление субъективной позиции ребенка в познавательной деятельности.
- Отбор взрослым последовательно усложняющегося познания; организация познавательной деятельности ребенка; целенаправленное усиление позиций ребенка, его самостоятельности в решении познавательных задач; передача способов познания и способов выражения достигнутых результатов познавательной деятельности и усвоения их детьми на определенном уровне обобщенности.
- Внимание воспитателя к формированию всех компонентов познавательной деятельности у детей на всех возрастных этапах, умение видеть ход развития познавательной деятельности, индивидуализировать приемы работы с учетом индивидуальных особенностей детей, добиваться результативности в работе с детьми всей группы.
Итак, дошкольный возраст – возраст становления и развития познавательной деятельности. Именно в дошкольном возрасте продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Внутри этих форм осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации. Решающее влияние на познавательную деятельность оказывает развивающаяся речь. Наглядно-действенный способ решения возникающих перед дошкольником умственных задач (практических или познавательных) с включением речи перестраивается в дискурсивное мышление. Сформулированная в речи задача направляет ребенка на поиски путей решения. Важна роль речи и в наглядно-образном мышлении. В нем слово выступает и как инструмент анализа и как инструмент обобщения, сравнения.
В дошкольном возрасте происходит и формирование общего метода умственной деятельности. Он заключается в развитии умений принять задачу, отобрать способы решения, проверить и оценить результаты. Эти умения формируются под руководством взрослого. Развитие познавательной деятельности у детей осуществляется успешно в специально организованном учебно-воспитательном процессе, построенном с учетом комплекса педагогических условий, в котором ведущее место занимает программа системных знаний о природе.