Светлана Александровна Александрова
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на районном семинаре
на тему: «Исследовательские работы и творческие проекты по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Ф. И. О. участника полностью Александрова Светлана Александровна
Полное название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 297 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Должность Воспитатель
Публикация «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Почтовый адрес организации 450112, республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Максима Горького, 42.
Телефон/факс 8(347)242-45-38
Название секции «Педагогический тренинг «Экология и мы»
Название статьи «Познавательное развитие детей дошкольного возраста
в процессе экологического воспитания»
Краткая аннотация статьи В статье представлен материал, основанный на опыте работы детского сада № 297 г. Уфы по познавательному развитию детей в процессе экологического воспитания по программе С. Н. Николаевой «Юный эколог»
«Познавательное развитие детей дошкольного возраста
в процессе экологического воспитания»
В дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Если у подрастающего поколения мы сформируем новое экологическое сознание, тогда это поколение будет строить свои отношения с иных позиций – позиций биоцентризма, означающих: человек - особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, это мировоззрение.
Дошкольном сад с 2001года использует в образовательном процессе программу «Юный эколог», автор Николаева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования.
Все обучение и воспитание детей происходит на объектах ближайшего природного окружения. Детский сад находится в непосредственной близости к парковой зоне и реке Белая. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями, мы создали в детском саду достаточно богатую эколого-развивающую среду – в помещении и на участке: экологические центры в группах, центры детского экспериментирования в группах, экологический музей, огород, цветники, экологическая тропа, птичьи столовые.
В процессе экологического воспитания детей используем следующие формы и методы: наблюдение, циклы наблюдений, моделирование (календари природы, НОД экологического содержания, экскурсии, походы, маршруты в природу, игровые обучающие ситуации (ИОС, различные игры экологического содержания, труд в природе, «Панорама добрых дел», экологический музей, изготовление книг, природоохранные акции, экологические праздники и развлечения.
Провожу с детьми различные виды наблюдений и в графических моделях (календарях природы) отражаем разнообразные, длительные явления и события, происходящие в окружающей природной среде.
Работа с календарем погоды упорядочивает сезонные представления детей : ежемесячно одну неделю они ведут наблюдения за погодой и отмечают ее в календаре. Это развивает их наблюдательность, образное мышление, умение пользоваться символами. В конце каждого сезона склеиваем в гармошку три страницы календаря, создавая графическую модель, которая помогает обобщить признаки осени, зимы, весны.
Зимой ведем календарь наблюдений за птицами. Фиксируем разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком, знакомимся с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика.
Также очень занимательными для детей являются наблюдения за ростом и развитием растений. Моделирование также осуществляем с помощью рисунков.
Педагогический процесс строим так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний. Этим требованиям отвечает, прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.
Цикл наблюдений имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является и его протяженность во времени – распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 – 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно. И, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.
Помимо наблюдений проводится непосредственно образовательная деятельность четырех типов: первично-ознакомительные (дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы, углубленно-познавательные (показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям, обобщающие (у детей формируются обобщающие представления об однотипных объектах или однородных явлениях природы, комплексные (в одну тему могут быть объединены различные задачи и разные виды деятельности детей). Для того чтобы НОД отражало региональный компонент образования, опыт детей нашего детского сада, уровень их развития вносим некоторые дополнения в конспекты или разрабатываем их сами. Например: «Заповедники Башкортостана», «Жемчужины природы Башкортостана» (о реках, озерах, водопадах, «Похвальное слово башкирской лошади», «Башкирская пчела».
Вариантом НОД комплексного типа являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия. Проводим экскурсии в «Музей леса», «Ботанический сад», «Тропические аквариумы», «Зоопарк», «Выставка кактусов», «Зимний сад в ДК «Химиков», также сезонные экскурсии к реке и в парковую зону. После возвращения с экскурсий дети зарисовывают свои впечатления, с помощью взрослого записывают высказывания и рассказы. Собрав рисунки и рассказы, составляем альбомы, книги.
Маршруты экскурсий и походов в природу имеют большое сходство с экологической тропой : намечаются экологически значимые объекты, составляется карта- схема и описание маршрута, общая протяженность которого не превышает 1 – 1,5 км. Разработали следующие маршруты: «Деревья на нашей улице», «Ландшафт поверхности земли».
Так же в работе используем игровые обучающие ситуации (ИОС) :
с игрушками-аналогами, с литературными персонажами, ИОС типа путешествий. Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Использую и другие виды игр. Например: дидактические игры, словесно-дидактические, подвижные игры.
Чтобы помочь детям понять смысл бережного отношения к природе, смысл средообразующей роли различных трудовых действий в уголке природы, на участке, в парке, лесу, направленных на создание или поддержание хороших условий для растений и животных ближайшего окружения, ежегодно ведем «Панораму добрых дел». Этот педагогический прием побуждает в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах, с которыми дети вступают в контакт.
Дети, их родители и сотрудники приносят в детский сад, найденные на отдыхе или в поездках природные «сувениры». Таким образом, за короткий период в детском саду была собрана коллекция необычных экспонатов живой природы. В экологическом музее лучшими украшениями стали коллекции раковин с южных морей, минералы с башкирских гор, дары леса, богатство полей и лугов. Постепенно были определены разделы музея: «Природа нашего края», «Экзотические природные явления», «Природоохранная деятельность детского сада», «Настенные панно».
Интересным и эффективным методом является изготовление экземпляров книг «Экология в картинках». После прочтения рассказа о природе дети рисуют иллюстрации к его содержанию. Титульный лист, напечатанные рассказы и детские иллюстрации к ним собираем в скоросшиватель. В конце года на празднике посвящения в юные экологи дети демонстрируют эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы.
Традиционными формами экологического воспитания детей в нашем детском саду являются природоохранные акции: «Живая елочка – зеленая иголочка», «Берегите первоцветы» и др. ; экологические праздники и развлечения : «Новый год около живой елки», «Осенины», «Грачиная каша», «Масленница», «За талой водой», «День Земли», «Где живет Урман-бабай?». Изучая материалы этнопедагогического наследия разных народов живущих на башкирской земле, и, прежде всего коренного народа, исстари живущего в гармонии с природой мы в своей практической деятельности стараемся познакомить детей с традициями и обычаями разных народов, связанными с миром природы и воспитывающими почтительное, доброе и бережное отношение к родной земле. В праздниках участвуют интересные детям персонажи – Урман – бабай, девушка Умырзая, Баба Яга, Незнайка, Ученая Ворона.
В деле экологического воспитания детей не оставляем в стороне и родителей, ведь только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание гражданина нового Башкортостана, человека экологически грамотного, который будет жить в 21 веке. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем следующие формы – родительские собрания, беседы, консультации на информационных стендах и на сайте ДОУ, анкетирования, опросы, постер-стенды, субботники, ярмарки, «Дни открытых дверей», игры – викторины, акции, праздники, В таких мероприятиях дети сближаются с родителями, что положительно сказывается на воспитании детей. Порой и сами родители учатся у детей взаимоотношениям с природой, друг с другом, со взрослыми.
Чтобы более объективно, обстоятельно проанализировать динамику экологической воспитанности каждого ребенка, проводим диагностику. Для выявления «экологических знаний» используем игры: «Экскурсия по уголку природы», «Экскурсия по участку д/сада». Выявляя отношения детей к природе, кроме длительных наблюдений, мы проводим естественные эксперименты в форме специально организованных ситуаций «Добровольные помощники», «Кончился корм». За период с 2001г мы фиксируем положительную динамику в познавательном развитии детей, что позволяет сделать вывод об эффективности углубленной работы по программе «Юный эколог» С. Н. Николаевой.