Ворожцова Татьяна Николаевна
Основы методики физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Основы методики физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.
1.1. Задачи и содержание физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Чем обусловлены задачи и содержание физического развития и воспитания детей дошкольного возраста?
Публикация «Основы методики физического развития и воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Содержание физического развития и воспитания детей дошкольного возраста составляет та часть социально-исторического опыта, которая включает знания, умения, навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья человека, а также двигательную культуру.
Задачи физического воспитания обусловлены специфическими особенностями детей : интенсивным ростом и развитием, высокой ранимостью организма, величайшей пластичностью, реактивностью всех тканей, интенсивностью обменных процессов, высокими приспособительными возможностями, высокой восприимчивостью к усвоению нового, гетерохронностью развития.
Приоритетными направлениями в физическом воспитании дошкольников являются охрана жизни, борьба с заболеваемостью, повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды, повышение общей резистентности организма к простудным и прочим заболеваниям, правильное и своевременное развитие всех систем организма, расширение их функциональных возможностей, формирование правильной осанки и стопы, развитие мелкой моторики, гармоничное физическое развитие. Наряду с этим в процессе физического воспитания решаются задачи по формированию первоначальных знаний, связанных с занятиями физическими упражнениями и освоением культурно-гигиеническихнавыков, формированием навыков личной и общественной гигиены, обеспечением целостного развития ребенка.
С помощью каких средств осуществляется физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста?
Основными средствами физического воспитания являются :
– гигиенические факторы (режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, одежда, формирование культурно-гигиенических навыков);
– естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма);
– физические упражнения.
В дошкольном детстве дети осваивают несколько групп физических упражнений :
– основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии);
– общеразвивающие упражнения, построения и перестроения;
– спортивные упражнения ( летние: плавание, катание на велосипеде, самокате, роликовых коньках; зимние: ходьба на лыжах, катание на коньках, на санках, скольжение по ледяным дорожкам);
– подвижные игры (сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта);
– элементарный туризм (пешеходный, лыжный, велосипедный в форме длительных прогулок за пределы участка в летнее и зимнее время года).
Ежедневно дети неоднократно выполняют разнообразные физические упражнения.
В каких формах организуется физическое развитие и воспитание детей?
Освоение содержания физического воспитания осуществляется в разных формах работы. Преобладающей формой систематического освоения детьми наиболее сложных физических упражнений является физкультурное занятие. Определенная структура занятия обусловлена необходимостью обеспечения оптимальных физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, то есть таких, которые сочетают тренирующий эффект с безопасностью для здоровья. Каждое занятие обязательно включает три части:
– вводную, или вводно-подготовительную, часть – разминку, чтобы подготовить организм к нагрузкам, настроить на занятие;
– основную, в ходе, которой решается комплекс основных задач;
– заключительную, назначение которой – восстановить пульс и дыхание.
Выделяют несколько видов физкультурных занятий в педагогическом процессе детского сада.
1. Занятие учебно-тренирующего характера. Вводная часть: разные виды и способы ходьбы, строевые упражнения для развития ориентировки в пространстве, разминочный бег; основная часть : общеразвивающие упражнения, основные движения, игра большой подвижности; заключительная часть: игра малой подвижности, дыхательные упражнения.
2. Сюжетное. В содержание входят физические упражнения, органично объединенные сюжетом.
3. Игровое. Вводная часть: игра средней подвижности; основная часть : 2–3подвижные игры с разными видами движений (последняя игра большой подвижности); заключительная часть: малоподвижная игра.
4. Тематическое. Занятие с одним видом физических упражнений : лыжи, коньки, плаванье.
5. Комплексное. В такое занятие включаются задания с элементами развития речи, формирования математических представлений и т. п. (строятся по первому-третьему видам занятий, но с включением задач из других разделов программы, которые решаются через движения).
6. Контрольно-учетное. Могут быть укорочены первая (вводная) и третья (заключительная) части занятия, увеличено время на основные движения, сокращены общеразвивающие упражнения. Проводится в конце квартала, года для получения информации об овладении детьми основными движениями.
ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИЯХ
Утренняя гимнастика – это также особый режимный момент, в котором сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общение, игра).
Утренняя гимнастика является одной из основных форм обеспечения двигательного режима дошкольников в детском саду. Традиционно она имеет трехчастную структуру.
Вводная часть включает простые построения и перестроения, преимущественно ходьбу, бег, подскоки в сочетании с заданиями на внимание.
Основная часть содержит комплекс общеразвивающих упражнений для рук и плечевого пояса, мышц туловища и ног (повороты, наклоны, приседания, взмахи ногами, отведение ног в стороны, вперед и т. д., выполняемых из разных положений.
В конце комплекса следует бег или подскоки на месте.
Заключительная часть – ходьба (танцевальные движения, элементы хореографии или подвижная игра малой подвижности).
Возможны инновационные формы ее проведения: сюжетная; игрового характера; с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов; в виде оздоровительного бега, преодоления полосы препятствий; гимнастики-экспромта. Комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется из физкультурных занятий и повторяется 1–2недели.
В сходных формах проводится гимнастика после дневного сна. Традиционно после дневного сна используются построения, перестроения, танцевальные движения, занимательные упражнения, которые сочетаются с закаливающими процедурами. Особые варианты ее проведения – выполнение упражнений лежа в кроватях, на полу, остеопатическая и адаптационная гимнастика.
День здоровья проводится 1 раз в квартал, когда обеспечивается максимальное пребывание детей на воздухе. Возможно проведение музыкальных и физкультурных занятий на открытом воздухе, прогулок и экскурсий за пределы участка детского сада.
Физкультурные досуги – еще одна форма активного отдыха детей. Предпочтение следует отдавать проведению досугов на открытом воздухе. По содержанию они представляют собой небольшую спартакиаду, в которой дети соревнуются в ловкости, быстроте, силе, выносливости, участвуют в интересных, увлекательных играх, забавах, аттракционах. Проводятся они во второй половине дня, часто с богатым музыкальным сопровождением. Физкультурные досуги строятся на знакомом материале. В младших группах преобладают игры, аттракционы, в старших – соревнования в виде эстафет.
Физкультурные праздники представляют собой своеобразную форму демонстрации достижений детей в освоении разных видов упражнений, в проявлении физических инравственно-волевых качеств. Как правило, на праздниках объединяются дети старших и подготовительных групп. Они являются главными участниками и помощниками воспитателей при подготовке праздников. Физкультурные праздники в средней группе проводятся 2 раза в год, в старшей и подготовительной – 2–3раза в год. Возможны праздники при участии родителей.
Самостоятельная двигательная деятельность детей всех возрастов должна составлять не менее 2/3 их общей двигательной активности.
В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений, упражнений с различными игрушками, пособиями. Руководство этой деятельностью обязательно предусматривает организацию физкультурно-игровой среды (достаточное место для движений, нужное количество, разнообразие, сменяемость пособий); закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности утром, до занятий и между ними, на прогулке, после сна, по вечерам; владение воспитателем специальными опосредованными методами активизации движений детей, учет индивидуальной степени двигательной активности каждого ребенка.
Физкультминутки и физкультурные паузы являются формами активного отдыха детей, снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.
Прогулка направлена на обогащение двигательного опыта детей, удовлетворение потребности в движениях. Двигательная деятельность должна составлять не менее 70 % длительности прогулки. Во время прогулки организуются основные движения, спортивные упражнения, подвижные игры с различными пособиями и моторными игрушками, проводится индивидуальная работа и с подгруппами детей. В городах полезны прогулки за пределы детского сада в парковую зону. Двигательная деятельность включается также в наблюдения за природой и увлекательный труд. В современном педагогическом процессе все большее место занимают специально спланированные и стихийно возникающие образовательные ситуации. В таких ситуациях полезна интеграция двигательной деятельности с другими образовательными областями.
1.2. История становления методики физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
Проблема физического развития и укрепления здоровья детей нашла отражение и во многих исторических источниках. Вопросы актуальности физического воспитания детей поднимаются в «Поучении Владимира Мономаха» (1053–1126, «Домострое» протопопа Сильвестра Медведева(1641–1691, «Гражданстве обычаев детских» Епифания Славинецкого, «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества» И. И. Бецкого(1704–1795, «Кратком наставлении, выбранном из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества» Н. И. Новикова(1744–1818).
Огромное значение имели открытия ученых в области физиологии и медицины : хирурга и педагога Н. И. Пирогова (1810–1881, И. М. Сеченова(1829–1905, академика И. П. Павлова, врача и собирателя детских игр Е. А. Покровского(1838–1895, врача-гигиениста Е. М. Дементьева (1850–1918, доктора медицины и хирургии П. Ф. Лесгафта (1837–1909).Одной из главных идей системы физического образования П. Ф. Лесгафта является познавательный характер физического воспитания, развитие посредством физических упражнений не только телесных, но и интеллектуальных сил человека. Наиболее ценными упражнениями для детей он считал естественные движения, подвижные игры-упражнения, с помощью которых ребенок готовится к жизни.
В советский период основателями теории физического воспитания дошкольников стали врачи-педиатрыи гигиенисты В. В. Гориневский (1857–1937, Л. И. Чулицкая-Тихеева (1868–1938,Е. А. Аркин (1873– 1948). Они рекомендовали вводить физическое воспитание в дошкольные учреждения как можно раньше, в качестве средств физического воспитания предлагали подвижные игры и упражнения – безопасные, не наносящие ущерба здоровью ребенка.
Пониманию механизмов формирования движений способствовали исследования физиологов (Н. А. Бернштейна (1896–1966) о биомеханике двигательного аппарата, уровнях управления движениями, П. К. Анохина (1898–1974)о функциональной системе).
В70–90-егоды ХХ века в результате исследований с применением современных естественно-научных методов было уточнено и обосновано содержание физических упражнений, наиболее полезных для дошкольников.
Во-первых, были конкретизированы особенности и условия, обеспечивающие успешное освоение дошкольниками разных возрастных групп элементов техники основных движений : ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья.
Во-вторых, были изучены особенности развития физических качеств у дошкольников.
В-третьих, были изучены возможности детей в освоении спортивных упражнений, подвижных и спортивных игр.
В-четвертых, была разработана методика обучения дошкольников общеразвивающим упражнениям.
Особую группу составили исследования 70–90-хгодов, посвященные вопросам личностного развития детей в процессе физического воспитания, взаимосвязи умственного и физического развития, роли физического воспитания в подготовке детей к школе.
Теория и технологии физического развития и воспитания дошкольников как наука активно развивается и в настоящее время, продолжаются исследования, начатые в 80–90-егоды ХХ века и в первое десятилетие XXI века.
1.3. Современные технологии физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
Какие методы физического развития и воспитания используются в педагогическом процессе детского сада?
ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИЯХ
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, физических качеств, достижение физического совершенства.
Физическое совершенство – оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующие различным формам жизнедеятельности; отражает степень индивидуальной физической одаренности, биологической надежности организма. Физическое воспитание обеспечивает освоение физической культуры – части общей культуры общества, одной из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека.
Физическое воспитание – совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.
Методика физического воспитания определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, обеспечивающего физическое развитие ребенка, и особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях.
Метод в данном случае – это система приемов, имеющая целью оптимизацию процесса обучения движениям, развитие физических качеств в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств и условий. Специфическую основу методов физического воспитания составляет регулирование нагрузок и их гармоничное чередование с отдыхом.
В практике физического воспитания наряду с общедидактическими методами используются специфические методы : метод строго регламентированного упражнения, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный метод и другие.
Метод строго регламентированного упражнения предполагает соблюдение ряда условий: наличие четкой программы движений; точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, нормирование интервалов отдыха и чередование их с нагрузками; создание внешних условий, облегчающих управление движениями, освоение двигательных умений и навыков, успешное развитие физических качеств (использование специальных способов организации детей, физкультурных пособий, снарядов, тренажеров).
Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по кругу, выполняя6–8упражнений, позволяющих всесторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма с целью достижения оздоровительного эффекта, повышения работоспособности. Дети начинают с нагрузки не более 50 % от максимально возможной для каждого ребенка (повышение нагрузки происходит за счет увеличения количества упражнений, времени их выполнения, скорости, укорочения отдыха между кругами).
Игровой метод дает возможность обучения младших дошкольников движениям, а также закрепления и совершенствования двигательных навыков, приобретенных в разные годы дошкольного детства, развития инициативности, самостоятельности, творчества, познавательной активности, морально-волевыхи физических качеств. Основу этого метода составляет двигательная активность, обусловленная игровым замыслом или сюжетом игры, при этом достижение определенной цели допускается многими дозволенными способами, в условиях постоянно изменяющейся ситуации. Один из недостатков этого метода – невозможность точно определить посильную нагрузку.
Соревновательный метод применяется в работе с дошкольниками в элементарных формах во всех возрастных группах для развития всех двигательных качеств и навыков. В старшем дошкольном возрасте этот метод стимулирует мобилизацию проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий.
Равномерный метод применяется в основном для развития выносливости в упражнениях циклического характера (бег, ходьба на лыжах, плавание, подскоки) преимущественно в естественных условиях и местах, богатых кислородом (лес, парк, у реки). Малоинтенсивный характер выполнения упражнений дает возможность относительно быстро увеличить объем, постепенно доводить его до среднего уровня и затем удерживать его на этом уровне. Недостаток этого метода – быстрая адаптация к нему организма, в связи с чем снижается тренирующий эффект. Однако у маленьких детей отрицательные последствия сказываются менее всего.
Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности, ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений. Он помогает развить у ребенка скоростные способности и выносливость, улучшить координацию движений, а также расширить диапазон двигательных навыков, развить волевые качества. Преимущество этого метода в том, что он устраняет монотонность. Чередование скоростей и напряжений в циклических упражнениях дает возможность не только развивать двигательные качества, но и совершенствовать технику движений. Недостатком этого метода является его некоторая «неточность», так как все основные компоненты нагрузки планируются приблизительно. Развитие физических качеств должно осуществляться с учетом того, что наиболее значимыми для детей младшего и среднего возраста являются скоростно-силовые, для детей 6 лет – быстрота, сила и выносливость, а для детей 7 лет – быстрота и координация движений.
Для обогащения двигательного опыта детей во всех возрастных группах используются также наглядный, словесный и практический методы.
Наглядный метод формирует представления о движении, развивает сенсорные способности. К наглядно-зрительным приемам прежде всего относится правильный, четкий показ упражнения. В младших группах показ сочетается с объяснением, начиная со средней группы показ предваряет самостоятельное выполнение упражнения детьми, в старших группах возможен полный показ или показ отдельных элементов упражнения, а также показ упражнений ребенком. Наглядный метод предполагает наличие зрительных ориентиров, рисунков, моделей, схематических изображений, плоскостных игрушек, кино-видео фильмов, фотографий, телепередач. Тактильно-мышечная наглядность предполагает «мышечную» помощь, когда прикосновением к ребенку педагог уточняет положение отдельных частей тела. Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о параметрах движения, контроля и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Слуховая наглядность обеспечивается звуковой регуляцией движений (музыкой, песней, ритмом, сопровождением ритмичными стихами).
Словесный метод активизирует мышление детей, способствует осознанному выполнению физических упражнений, активизации идеомоторных актов (перехода представлений о движении мышц в реальное выполнение этого движения, самостоятельному, творческому применению движений в различных ситуациях. К словесному методу относятся описание, объяснение, пояснения, указания, команды, распоряжения, словесные сигналы, речевки, считалки.
Практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Со средней группы для успешного обучения детей технике физических упражнений в работу внедряются специальные «подводящие» упражнения – упражнения, создающие «мышечное» ощущение правильного выполнения отдельных элементов техники. Обогащение двигательного опыта детей осуществляется с учетом закономерностей формирования двигательных навыков (положительного и отрицательного переноса, взаимосвязи с развитием физических качеств, индивидуальных типологических особенностей нервной системы, психологической установки).