Надежда Румянцева
Задачи физического воспитания детей раннего возраста и особенности их физического развития
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №24 «Березка» Старооскольского городского округа
«Задачи физического воспитания
детей раннего возраста и особенности
их физического развития»
Инструктор
по физической культуре
Румянцева Н. Н.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача каждого дошкольного учреждения.
С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре.
Публикация «Задачи физического воспитания детей раннего возраста и особенности их физического развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Нормальное развитие ребенка возможно при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях. Этому способствует не только гигиенические условия среды (одежда, кроватка, манеж, режим бодрствования, но и специальные физические занятия. При ограничении движения, снижении двигательной активности развитие ребенка замедляется и нарушается.
Таким образом, одна из важнейших задач физического воспитания -создание оптимального, достаточно высокого темпа развития детского организма.
Основными задачами в физическом воспитании детей являются :
1. Обеспечение естественной потребности детей в движении, содейст-вие обогащению двигательного опыта.
2. Всемерно укреплять здоровье, закаливать организм детей, поддерживать бодрое состояние, предупреждать утомление детей.
3. Развитие естественных движений детей :
а) умение ходить по ровной и ограниченной поверхности, сохраняя равновесие и определенную равномерность шагов;
б) умение самостоятельно влезать на стремянку и слезать с нее;
в) умение замахиваться перед броском, отталкивать предметы перед катанием.
При решении этих задач необходимо учитывать уровень развития отдельных детей.
В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом.
В быту, в играх необходимо побуждать детей к двигательной активности, к разным движениям: возить тележки, автомобили, носить крупные мягкие игрушки, играть с мячом и т. п. ; подниматься и спускаться по скату горки, взбираться по лесенке на горку, на бугорки, сходить с них, с помощью воспитателя перешагивать через небольшие препятствия. Упражнять детей в лазании.
Планируя занятие следует:
помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;
предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц плечевого пояса, спины, живота, ног, которые необходимо чередовать;
умело вызывать у ребенка положительные эмоции, учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.
Чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей используют игровые приемы, обращение к ребенку с называнием его имени.
Следует помнить, что на занятии с детьми раннего возраста нет прямого обучения. Ребенок усваивает движения в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его выполнении.
Словесные указания взрослого малыши воспринимают плохо, но с удовольствием ползают (ходят) рядом со взрослым, который помогает им правильно двигаться.
Если у ребенка не получаются движения, воспитатель занимается с ним отдельно. «Олечка, сейчас поползем к мишке в гости. Он нас ждет» - обращается воспитатель к девочке.
В этом возрасте от малышей не следует требовать большой точности.
Воспитателям важно творчески подходить к проведению физкультурных занятий. При составлении игровых заданий необходимо использовать такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный момент.
После освоения какого-либо движения взрослый изменяет ситуацию, повышая требования, т. е. создает благоприятные условия для развития, формирования, закрепления использования еще не достаточно закрепившихся двигательных умений. Например, в начале малышам предлагается пройти прямо (1,5 - 2 м) «Иди ко мне», потом идти дальше и выполнять задание «Принеси игрушку», затем оно усложняется - «Беги ко мне» и т. д. Ходьба в о всех ее видах остается в основе каждого упражнения.
Следует поощрять самостоятельность действий детей. Выполняя уп-ражнение впервые, ребенок все делает медленнее, неуверенно, ему нужна помощь взрослого. Осваивая движение при многократном повторении, он действует уже самостоятельно, сохраняя при этом индивидуальный темп и режим.
Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, т. к. в этом возрасте она уплощена. Поэтому полезно упражнять детей в ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости, ребристой доске, массажной дорожке. Для развития равновесия в занятия включают ходьбу на ограниченной поверхности. Новые упражнения следует вводить раз в месяц, новый предмет для общеразвивающих упражнений - также.
Подвижные игры благоприятно влияют на организм ребенка в целом (работают различные группы мышц, углубляется дыхание и т. д.). В течение полугодия игры чередуются: сначала с бегом, затем - с прыжками, метанием, лазанием и т. д.
Таким образом, ориентация на возрастные возможности детей, согласованность методом общения и воспитания помогает вызвать у детей раннего возраста радость и чувство удовлетворения от физкультурных занятий, способствует активному физическому развитию.