Анастасия Макарова
Средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Средства.
1. Основная гимнастика.
Танцевальные упражнения
Зарядка для детей под музыку или танцевальные упражнения. Их особенность заключается в том, что эти упражнения носят избирательную направленность. Занимаясь под музыку идет развитие любых физические качества детей, развивать определённые конкретные группы мышц, определённые физические умения и т.
Общеразвивающие упражнения
Публикация «Средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Общеразвивающие упражнения (ОРУ). Как правило, их применение решают целый ряд задач по физическому воспитанию. ОРУ направлены на развитие практически всех групп мышц, оздоровление и укрепление организма, формирование правильной осанки, развитие физических качеств, а так же подготавливают детский организм к овладению сложными движениями. ОРУ могут использоваться с предметами и без предметов, что обеспечивает разнообразие двигательной деятельности и поддерживает интерес детей к физическим упражнениям.
Строевые упражнения
Строевые упражнения. К ним относятся упражнения, которые организуются в строю (колонне, шеренге и т. д.). Строевые упражнения так же имеют свои разновидности: построение, перестроение, повороты, смыкание и размыкание в колонах. Данная разновидность физических упражнений очень хорошо подходит для развития координации детей и ориентировки в пространстве. Кроме этого, они развивают глазомер, равновесие, ловкость, воспитывают дисциплинированность и организованность.
Основные движения.
Основные движения. Можно сказать, что этими движениями дети пользуются ежедневно. Данный вид физических упражнений способствуют оздоровлению организма, укреплению мышц, связок, суставов и даже нервной системы ребёнка; как и другие, развивают физические качества и способствуют формированию правильной осанки.
К ним относятся: ходьба и разные её виды, бег, прыжки, метание, лазание, ползание, упражнения в равновесии.
2. Подвижные игры. Элементарные.
Подвижные игры в физическом воспитании детей по праву занимают центральное место, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. С помощью подвижных игр решаются множество задач. Благодаря использованию подвижных игр осуществляется комплексное развитие физических качеств. Можно подбирать игры на развитие выносливости, или игры на развитие ловкости и т. д. Самое главное значение подвижных игр в том, что они повышают двигательную активность детей и воспитывают интерес к физическим упражнениям. Бессюжетная игра.
Бессюжетная игра с элементами соревнований, эстафета, игра с предметами (кольцеброс, кегли и т. п.)
Сюжетная подвижная игра.
Сюжетная подвижная игра помогает детям закреплять представления и знания о явлениях и предметах окружающего мира. Например, о различных средствах передвижения (поездах, самолетах, автомобилях) и умения пользования ими, об особенностях их передвижения, о повадках различных птиц и животных и т. д.
3. Спортивные упражнения Летние.
Катание на велосипеде, самокате, плавание, и элементы некоторых спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол и т. д.).
Зимние.
Катание на лыжах, на коньках, на санках.
4. Детский туризм Детский туризм.
Очень интересная разновидность физических упражнений, а главное – увлекательное для детей. Туризм осуществляется на определённое расстояние за пределы привычного участка или двора. Данный вид физических упражнений имеет колоссальное значение: развиваются все группы мышц и физические качества, а главное – происходит сочетание множества средств физического воспитания детей.
Пеший туризм
Велосипедный туризм
Лыжный туризм
Методы
1. Словесный метод. Обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях; 1. объяснение
2. пояснение
3. указания
4. подача команд, распоряжений, сигналов
5. вопросы к детям
6. образный сюжетный рассказ
7. беседа
8. словесная инструкция
2. Наглядный метод обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей, цель создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.
3. Практический метод связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой форме, использованием элементов соревнования.
Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или их отдельных элементов. Она характерна конкретной последовательностью движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимального функционального состояния организма и психики ребенка.
4. Игровой метод близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.
В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
В младших группах при обучении детей движениям широко применяются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений.
5. Соревновательный метод В процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства.
Этот метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство). Обязательное условие соревнования - соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. Особенно важным является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам других, исключающих зависть и недоброжелательство. В процессе соревнования, в игре или при выполнении упражнения у ребенка при неудачах может возникнуть огорчение. В таких случаях чрезвычайно велика роль воспитателя, его умение перевести отрицательную эмоцию в положительную. Это достигается предварительной подготовкой детей к восприятию процесса соревнования, а в момент неудачи воздействием на сознание ребенка, убеждающими доводами и превращение отрицательных эмоций в стимул успешного достижения поставленной задачи.
Приемы
1. Наглядные методические приемы. При обучении Детей движениям используются различные приемы наглядности. Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации - показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий - кино, фотографий, картин и т. п. Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в Двигательную деятельность детей. Например, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца-дуги. Поднимание ног во время бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена. Кроме того, предметы дают возможность ребенку почувствовать и осознать сделанную им ошибку, в данном случае если он копятся носком ноги воротцах. Сохранение в сознании задания воспитателя «не задеть воротца связывается с кожно-мышечным ощущением при совершении ошибки, и ребенок сам определяет неправильность своего движения.
Основой этого самоконтроля является взаимосвязанная деятельность первой и второй сигнальных систем.
2.
Тактильно-мышечные приемы Выражается также в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, в целях возникновения правильных мышечно-двигательных ощущений (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающего ощущение правильного мышечного тонуса). Однако такая помощь воспитателя должна быть кратковременной, чтобы она не приобрела сигнальное значение в системе постоянных раздражителей, содействующих выработке данного динамического стереотипа. В дальнейшем навык закрепляется с помощью словесных указаний.
3. Слуховые приемы представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка. Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его ритмичность и темп.
Выполнение упражнений в согласовании с музыкой (в силу образования условно рефлекторных временных связей) содействует развитию координации слухового и двигательного аппарата; выработке плавности, точности движений; воспитывает временную ориентировку -- способность уложить свои движения ко времени в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения. Определенная метроритмическая пульсация вызывает согласованную реакцию всего организма, его единое дыхание и связанное с этим эмоционально-положительное, настроение. Ритм в любой: деятельности человека сохраняет его жизнеспособность, содействует экономии сил. Ритм выполнения физических упражнений служит выработке у детей экономных движений; воспитывает спокойную манеру держаться, ходить, действовать.
Следует подчеркнуть, что выполнение движений с музыкальным сопровождением должно подчиняться определенным требованиям: двигаться в соответствии с характером музыкального произведения; начинать и оканчивать движение с началом и окончанием его; изменять характер движения в связи с изменением характера музыкального произведения и его отдельных частей. Только при соблюдении этих требований музыка сохраняет свое эстетическое значение. Нередко в детских садах в целях регуляции темпа и ритма движений воспитатель, не владеющий музыкальным инструментом, пользуется бубном, что в достаточной степени оправдано. Кроме того, для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения, («К нам на длинной тонкой ложке скачет дождик по дорожке.») и другие тексты, привлекающие детей своим шутливым содержанием и ритмом.
Итак, указанные наглядные приемы содействуют правильному восприятию и представлению ребенка о движении, большого чувственного познания, возникновению самоконтроля при выполнении движений, слуховой регуляции темпа и ритма движений, развитию сенсорных способностей ребенка.
4. Словесные приемы Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений. Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения; в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. п. ; в вопросах к детям, которые задает воспитатель, до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий пли проверки имеющихся представлении об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п.
Кроме того, словесные приемы заключаются также и четкой, эмоциональной и выразительной подаче различных сигналов и команд. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель говорит : «Ноги прыжком па ширину плеч - ставь!» Или для окончания движения: «На месте - стой'». «Paз, два, три - беги!» и т. д. Все это требует различной и интонации, и динамики, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей. К этому следует отнести также отчетливое скандирование считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество.