Екатерина Бородина
Средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Средства физического воспитания.
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются : гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, т. к. каждое из них по-разному влияет на организм.
Публикация «Средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, гигиена одежды, обуви) являются своеобразным средством физического воспитания. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение. Они способствуют нормальной работе всех органов и систем.
Естественные силы природы (солнце, воздух и вода) усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе или в воде повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма. Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода используется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения сосудов. Воздух обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению под кожей витамина D, убивают различные микробы и охраняют человека от заболеваний.
Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания, которое оказывает на человека многостороннее воздействие: изменяет его физическое состояние, способствует осуществлению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, а также развитию психических качеств. Выделяют:
1. гимнастику в системе физического воспитания, которая занимает значительное место. Специальные особенности гимнастики - это избирательное воздействие на отдельные части тела, суставы, мышечные группы; возможность точной дозировки нагрузки; разнообразие упражнений. Эти особенности позволяют использовать гимнастику на занятиях людям разного возраста и различной физической подготовленности.
2. подвижные игры, которые отличаются от других физических упражнений особенностями организации деятельности занимающихся и руководства ею. В игре деятельность детей организуется на основе образного сюжета или игровых заданий, предусматривающих достижение цели в условиях неожиданно изменяющихся ситуаций. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действий.
3. спорт, предусматривающий систематические занятия, направленные на достижение наивысших результатов, спорт предъявляет высокие требования к физическим и духовным силам человека. Поэтому он доступен лишь с достижением определенного этапа возрастного развития и при условии соответствующей физической подготовленности.
4. туризм, который позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. С детьми дошкольного возраста организуются прогулки с использованием различных способов передвижения (на лыжах, велосипеде, пешком).
Методы физического воспитания.
Одной из всех главных основ методов физического воспитания является избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом.
В дошкольном возрасте нервная система и весь организм ребенка в целом обладают чрезвычайной пластичностью, податливостью к внешним воздействиям. Поэтому рациональная дозировка объема и интенсивности нагрузки, регулярное чередование ее с отдыхом будет определять оптимальность динамики организма ребенка, обеспечивать своевременность восстановительных процессов и повышать работоспособность.
В обучении используются:
1. наглядные методы, обеспечивающие яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении;
2. словесные методы, обращенные к сознанию детей, помогающие осмысливанию поставленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений;
3. практические методы, связанные с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающие действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно-моторных ощущениях:
• игровой метод - наиболее специфичный и эмоционально-эффективный метод, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков;
• соревновательный метод - в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства.
Приемы физического воспитания.
1. Наглядно - зрительные приемы :
показ физических упражнений;
использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);
имитация (подражание);
зрительное ориентиры (предметы, разметка поля).
2. Наглядно-слуховые приемы :
музыка;
песни.
3. Тактильно-мышечные приемы :
непосредственная помощь воспитателя.