Слесарева Виктория
Средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
гимнастика.
Танцевальные упражнения
Зарядка для детей под музыку или танцевальные упражнения. Их особенность заключается в том, что эти упражнения носят избирательную направленность. Занимаясь под музыку можно развивать любые физические качества детей, или можно развивать определённые конкретные группы мышц, или определённые физические умения и т.
Общеразвивающие упражнения
Публикация «Средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Общеразвивающие упражнения (ОРУ). Как правило, их применение решают целый ряд задач по физическому воспитанию. ОРУ направлены на развитие практически всех групп мышц, оздоровление и укрепление детского организма, формирование правильной осанки, развитие физических качеств, а так же подготавливают детский организм к овладению сложными движениями. ОРУ бывают с предметами и без предметов, что обеспечивает разнообразие двигательной деятельности и поддерживает интерес детей к физическим упражнениям.
Строевые упражнения
Строевые упражнения. К ним относятся упражнения, которые организуются в строю (колонне, шеренге и т. д.). Строевые упражнения так же имеют свои разновидности: построение, перестроение, повороты, смыкание и размыкание. Данная разновидность физических упражнений очень хорошо подходит для развития координации детей и ориентировки в пространстве. Кроме этого, они развивают глазомер, быстроту, равновесие, ловкость, воспитывают дисциплинированность и организованность.
Основные движения.
Основные движения. Можно сказать, что этими движениями дети пользуются ежедневно. Данный вид физических упражнений способствуют оздоровлению организма, укреплению мышц, связок, суставов и даже нервной системы ребёнка; как и другие, развивают физические качества и способствуют формированию правильной осанки.
К ним относятся: ходьба и разные её виды, бег, прыжки, метание, лазание, ползание, упражнения в равновесии.
2. Подвижные игры.
Элементарные.
Подвижные игры в физическом воспитании детей по праву занимают центральное место, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. С помощью подвижных игр решаются множество задач. Благодаря использованию подвижных игр осуществляется комплексное развитие физических качеств. Можно подбирать игры на развитие выносливости, или игры на развитие ловкости и т. д. Самое главное значение подвижных игр в том, что они повышают двигательную активность детей и воспитывают интерес к физическим упражнениям.
Бессюжетная игра.
Бессюжетная игра с элементами соревнований, эстафета, игра с предметами (кольцеброс, кегли и т. п.)
Сюжетная подвижная игра.
Сюжетная подвижная игра помогает детям закреплять представления и знания о явлениях и предметах окружающего мира. Например, о различных средствах передвижения (поездах, самолетах, автомобилях) и умения пользования ими, об особенностях их передвижения, о повадках различных птиц и животных и т. д.
3. Спортивные упражнения
Летние.
Катание на велосипеде, самокате, плавание, и элементы некоторых спортивных игр (футбол, волейбол, бадминтон и т. д.).
Зимние.
Катание на лыжах, на коньках, на санках.
4. Детский туризм
Детский туризм.
Очень интересная разновидность физических упражнений, а главное – увлекательное для детей. Туризм осуществляется на определённое расстояние за пределы привычного участка или двора. Данный вид физических упражнений имеет колоссальное значение: развиваются все группы мышц и физические качества, а главное – происходит сочетание множества средств физического воспитания детей.
Пеший туризм
Велосипедный туризм
Лыжный туризм
Обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях;
1. объяснение
2. пояснение
3. указания
4. подача команд, распоряжений, сигналов
5. вопросы к детям
6. образный сюжетный рассказ
7. беседа
8. словесная инструкция
2. Наглядный метод
обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей, цель создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.
3. Практический метод
связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой (образной) форме, использованием элементов соревнования.
Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или их отдельных элементов. Она характерна конкретной последовательностью движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимального функционального состояния организма и психики ребенка.
4. Игровой метод
близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.
В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
В младших группах при обучении детей движениям широко применяются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений.
5. Соревновательный метод
В процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства.
Этот метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство). Обязательное условие соревнования - соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. Особенно важным является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам других, исключающих зависть и недоброжелательство. В процессе соревнования, в игре или при выполнении упражнения у ребенка при неудачах может возникнуть огорчение. В таких случаях чрезвычайно велика роль воспитателя, его умение перевести отрицательную эмоцию в положительную. Это достигается предварительной подготовкой детей к восприятию процесса соревнования, а в момент неудачи воздействием на сознание ребенка, убеждающими доводами и превращение отрицательных эмоций в стимул успешного достижения поставленной задачи.