Елена Ларина
Основы алгоритмической грамотности и программирования в обучении старших дошкольников с использованием интерактивных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интеллекта ребенка, формирование мыслительных умений и способностей- одна из важнейших задач сегодня. Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач.
Ученые В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, анализируя проблему сформированности учебной деятельности, пришли к выводу, что если ребенок умеет принимать и удерживать цель предстоящей деятельности, планировать последовательность действий, выбирать средства для ее выполнения, осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности, то тогда он готов к обучению.
Публикация «Основы алгоритмической грамотности и программирования в обучении старших дошкольников с использованием интерактивных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Роботы и робототехника. Программирование
- Старшая группа
- Темочки
Эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности у дошкольников являются алгоритмы и формирование алгоритмических умений. Алгоритм - точное предписание о том, какие действия и в какой последовательности надо выполнить, чтобы достичь результата в любой
из задач.
Именно алгоритмы помогают ребёнку объяснить сложные явления в доступной форме, воспроизводить необходимую информацию, развивают такие психические процессы как память, внимание, образное мышление.
Сейчас подавляющее большинство дошкольников уже владеют основными навыками общения с компьютерной техникой и воспринимают компьютерные технологии и интернет, как само собой разумеющееся явление, и все чаще стремятся к монитору, нежели к своим собственным реальным игрушкам. Остается лишь вопрос – как правильно использовать «благо цивилизации».
Алгоримическое мышление-умение точно следовать инструкции, правилу, составлению последовательности действий. В основе развитого алгоритмического мышления сформированное и развитое логическое мышление.
Алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать. Это вполне реальная задача, даже в дошкольном возрасте.
Зачем детям алгоритмы? У детей с большим опытом разных активностей, таких как, широкий круг общения, занятия различными видами спорта, изучение иностранных языков, частая смена обстановки, интеллектуальные игры и т. д., формируется «богатая» система навыков. Приобретенный опыт формирует определенные шаблоны поведения, владение которыми очень помогает в знакомых ситуациях. А вот хорошо развитое «мышление алгоритмами» помогает принимать лучшие для человека решения: как поступить в новой, незнакомой, сложной ему ситуации.
Овладение простейшими алгоритмами - необходимое условие успешного освоения любой деятельности.
Что дадут они ребенку? Они научат начальным навыкам программирования логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. Сложно ли детям осваивать программирование? Для ребенка - нет. Его жизнь – игра. Программирование он познает через игру.
Зачем учить ребенка программированию? Азы программирования сегодня так же важны, как умение читать, считать и писать.?
Существует много различных игр, направленных на развитие основ алгоритмики и программирования. Целью таких игр является формирование умения планировать свою деятельность и прогнозировать результат. Мы их используем в утренние, вечерние часы, в свободное время, как часть занятия. Существует много вариантов интерактивных игр.
.
Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления помогает работа с блоками Дьенеша. В игре с блоками Дьенеша ребенок учится логически мыслить, ориентироваться на плоскости, выполнять мыслительные операции. В игровой деятельности дети знакомятся с основными принципами кодирования (зашифровывания) и декодирования (расшифровывания) блоков по их свойствам.
Линейные алгоритмов- самые доступные и понятные. Это алгоритмы, в которых все действия выполняются однократно, последовательно, в заданном порядке. В процессе работы дети учатся понимать линейные алгоритмы и применять их в образовательной деятельности.
Организовывая интерактивную игру с детьми, считаем важным моментом создание условий совместной деятельности. В обстановке ненавязчивого общения легко понимают себя и других, приобретают собственный стиль поведения.
Роль воспитателя в интерактивной игре сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей.
Еще знакомим детей с циклическими алгоритмами, Это алгоритм, в котором определенная последовательность действий повторяется несколько раз, пока не будет выполнено заданное условие.
Происходит знакомство с понятием цикл и принципом построения циклического алгоритма.
Алгоритмическое мышление непосредственно связано с логическим мышлением, поэтому в своей работе мы используем лабиринты. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, обобщать и анализировать, развивает интеллектуальные способности, контролирует свои действия.
Следующий шаг- знакомство с разветвленным алгоритмом. Это алгоритм, в котором проверяется некоторое условие; если оно выполняется, то осуществляется одна последовательность действий, если нет, то другая. Самый сложный алгоритм для детей.
Благодаря Циклическому и разветвленному алгоритму формируются первоначальные умения по составлению алгоритмов различных видов. Один из них-разветвленный алгоритм «Волшебное дерево» (блоки Дьенеша)
В этой игре дети закрепляют символы обозначения свойств фигур, умение соотносить блок и символы, правильно выбирать путь, конструировать заданный предмет. Игра начинается, как и в обычном лабиринте, и выполняются ходы по заданному алгоритму на карточке, где изображены геометрические фигуры - блоки. Ребенок находит символы (цвет, форма, размер, толщина, соответствующие фигуре и двигается в заданном направлении.
В своей практике используем напольные игры.
Такая игра способствует развитию логического мышления и пространственного воображения.
Игра «Занимательная алгоритмика» предназначена для составления алгоритма маршрута движения (фигурки человечка). Ребенку необходимо выложить маршрута движения.
В процессе игры формируется важная способность составление алгоритма движения. В данном случае интерактивная игра выступает как инструмент, позволяющий значительно разнообразить форму познания окружающей действительности.
Разгадывание ребусов и выкладывание мозаики-тоже алгоритм. Участие в этом детей позволяет им более уверенно себя чувствовать.
Видя информацию на экране, дети лучше её усваивают, т. к. на экране она ярче, может содержать звуки и движения, ребенок может сам проверить, верно он выполнил или нет.
Таким образом, формирование основ алгоритмики— это увлекательное обучение, которое дает очень хороший результат,
-является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников,
-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры : учиться и обучаться в игре.