Приложение МААМ

Основные направления работы по сенсорному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью

Марина
Основные направления работы по сенсорному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы

Тактильно-двигательное восприятие

Тактильный (от лат. «tactilis» - осязательный) вид ощущений возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. Таким образом, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.

Публикация «Основные направления работы по сенсорному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах

Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не проявляет стремления к тактильному обследованию предметов и самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается.

Органом осязания служит рука. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на при­косновения к ней. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности:

    лепка из глины, пластилина, теста;

    аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

    аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

    оригами (конструирование из бумаги);

    макраме (плетение из ниток, веревок);

    рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»);

    игры с мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

    игры с пазлами;

    сортировка мелких предметов (пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;

    игры с водой разной температуры;

    игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

Для развития тактильной чувствительности необходима предметно-пространственная развивающая среда. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов позволяют детям не только освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. При этом педагогу следует учитывать, что «тактильная среда» предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела (ступней ног, спины и др.).

Приведем примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий.

  Сухой душ - шатер из разноцветных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. «Сухой душ» также изготавливают из пластмассовых разноцветных палочек или из веревочек, сплетенных в перевитые косички и имеющих равномерно расположенные узелки (типа «макраме»).

  Шариковые ванны для рук - большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками. Шарики для ванны могут быть одинакового или разного размера.

  Осязательные ванны - небольшая коробка, наполненная горохом (бобами, фасолью, желудями и пр.). Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.

  Тактильное панно (сенсорная панель для рук) - панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае сюжет состоит из таких деталей, как пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травка и др.). Детали, отличающиеся по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу, крепятся к основной панели с помощью различных застежек: кнопок, крючков, пуговиц, липучек и т. д. Составляя из них сюжетные композиции на панно, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем - и по собственному замыслу.

  Разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковый массажер, массажные мячи и валик используются для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины. Для получения вибрационных ощущений можно использовать электромассажер, электрическую зубную щетку и др.

  Очень полезны для детей игры из «шершавой» (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную фигуру». Ребенок многократно проводит рукой по фигуре, ощупывает ее и называет.

Такие игры рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога - к самостоятельному выполнению задания ребенком, причем, с закрытыми глазами.

Один из основных способов развития тактильных ощущений - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия : поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (завязать) ребенку глаза и др.

В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с тяжелой умственной  отсталостью  выделить несколько этапов по развитию тактильно-двигательного восприятия.

1 этап.

: “Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.

Задачи:

1.      Учить ощущать движение и температуру воздуха.

2.      Стимулировать эмоциональное реагирование.

Игры: “Веер”, “Волшебный фен”, «Вентилятор».

Ожидаемый результат: эмоциональные реакции ребенка на различное стимулирование (контраст температур воздуха, воздействие на разные части тела, различная интенсивность воздействия).

“Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.

Задачи:

1.      Учить ощущать влагу и контраст температур.

2.      Развивать навык эмоционального реагирования.

Игры: “Теплое – холодное”, “Брызгалки”, «Волшебная вода».

Ожидаемый результат: эмоциональное реагирование ребенка на контраст температур.

“Формирование представлений о свойствах предметов”.

Задачи:

1.      Обогащение спектра осязательных ощущений.

2.      Развитие комплексных осязательно-зрительно-слуховых ощущений.

3.      Развитие комплексных тактильно-двигательно-обонятельных ощущений.

Игры: “Разные поверхности”, “Легкие материалы”, “Сухие материалы”, массаж.

Ожидаемый результат: ребенок по-разному реагирует на различные прикосновения, принимает помощь взрослого, делает попытки самостоятельно ощупывать понравившиеся ему поверхности.

“Формирование способов тактильного восприятия предметов”.

Задачи:

1.      Развивать тактильно-двигательное восприятие.

2.      Развивать навык хватания, удержания и ощупывания предмета.

Игры: “Различные материалы”, “Поймай игрушку”, “Ходим (ползаем) по разным дорожкам”.

Ожидаемый результат: ребенок делает попытки самостоятельно обследовать поверхности, старается дотянуться до игрушки, держит ее, сосредоточивает на ней внимание.

2 этап

“Формирование представлений о различной текстуре тканей”.

Задачи:

1.      Развивать тактильную чувствительность ребенка.

2.      Расширять тактильный опыт ребенка.

Игра: “Шершавая – пушистая перчатка”.

Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные поверхности,

“Формирование представлений о структуре различных поверхностей”.

Задачи:

1.      Развивать тактильную чувствительность ребенка.

2.      Развитие мелкой моторики.

Игра: “Давай потрогаем”.

Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные ощущения, попытки самостоятельного исследования.

“Идентификация предметов по признаку “мягкий – твердый”.

Задачи:

1.      Учить ребенка различать предметы по признаку “мягкий – твердый”.

2.      Выбирать предмет с указанным признаком из нескольких по словесной инструкции.

Игра: “Отберем все мягкие (твердые) предметы”, “Волшебный мешочек”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает мягкий (твердый) предмет по словесной инструкции.

“Формирование представлений о форме предмета”.

Задачи:

1.      Учить ребенка различать визуально и на ощупь форму предмета.

2.      Совершенствовать перцептивные навыки.

Игры: “Какой формы этот предмет?”, “Волшебный мешочек”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет заданной формы (шар, куб) со зрительной опорой и на ощупь.

“Мелкая моторика”.

Задача: Совершенствование мелкой моторики.

Игры: пирамидки, прищепки, сортировка мелких предметов.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно собирает пирамидку, может прикрепить прищепку, разложить мелкие предметы (шарики, кубики) на две группы.

3 этап

“Формирование представлений о различной текстуре тканей”.

Задачи:

1.      Учить дифференцировать различные тактильные ощущения.

2.      Выбирать материал с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.

Игра: “Различные ткани”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает материал с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.

“Формирование представлений о различных поверхностях”.

Задачи:

1.      Учить дифференцировать различные тактильные ощущения.

2.      Учить выбирать поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.

Игры: “Разные поверхности”, “Гладкие – шершавые таблички”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.

“Формирование представлений о температуре предметов”.

Задачи:

1.      Учить различать понятия “холодный – теплый – горячий”.

2.      Учить соотносить данные понятия с природными явлениями.

3.      Учить выбирать заданный признак по словесной инструкции.

Игра: “Откуда эта вода?”.

Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует температуру воды, соотносит с природными явлениями, выбирает заданный признак по словесной инструкции.

“Формирование чувства веса”.

Задачи:

1.      Учить дифференцировать понятия “тяжелый – легкий”.

2.      Учить подбирать пару по весу.

3.      Учить выстраивать сериационный ряд от более тяжелого к более легкому и наоборот.

Игры: “Весовые таблички”, “Весовые баночки”.

Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует понятия “тяжелый – легкий”.

“Формирование представлений о форме предмета”.

Задачи:

1.      Закрепление знаний ребенка о форме предмета (выбор предмета с заданными признаками на ощупь).

2.      Совершенствование перцептивных действий.

Игра: “Волшебный мешочек”.

Ожидаемый результат: ребенок находит на ощупь предметы с заданным признаком.

“Мелкая моторика”.

Задачи:

1.      Совершенствование мелкой моторики.

2.      Подготовка пальцев к письму.

Игры: рамки с различными застежками, раскраска, штриховка, сортировка крупы.

Ожидаемый результат: более высокий уровень развития мелкой моторики, развитие координации “глаз – рука”.

4 этап

“Развитие стереогнозиса”.

Задачи:

1.      Учить узнавать предмет и фактуру материала на ощупь.

2.      Выбирать предмет с заданными признаками по речевой инструкции без зрительной основы.

Игра: “Волшебный мешочек”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет по заданному признаку без зрительной опоры.

“Развитие стереогнозиса”.

Задача: учить ребенка на ощупь определять размер предмета (толщина, ширина, высота).

Игры с использованием ширмы.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет заданного размера без зрительной опоры.

 

“Определение температуры предмета”.

Задача: учить различать предметы различной температуры на ощупь.

Игра: “Тепловые таблички”.

Ожидаемый результат: ребенок определяет температуру поверхности, может словесно обозначить признак.

“Знакомство с материалами из которых изготовлены предметы”.

Задача: учить детей различать материал, из которого изготовлен предмет.

Игра: “Что из чего сделано?” (предметы из дерева, бумаги, стекла, пластмассы, металла).

Ожидаемый результат: ребенок может назвать материал, из которого изготовлен предмет (или выбрать предмет по названию материала).

 

 

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Дидактическое пособие по сенсорному воспитанию детей младшего возраста «Волшебный цветок»Дидактическое пособие по сенсорному воспитанию детей младшего возраста «Волшебный цветок» Паспорт развивающего пособияВолшебный цветок воспитатель Крайникова И. Г. Цель: Развитие мелкой моторики рук, сенсорных способностей,.

Конспект НОД по сенсорному воспитанию для детей 2 младшей группы (3–4 года) по программе «Развитие». Тема: Закрой двери в домиках. Образовательная. Ознакомление с отдельными параметрами величины предметов (ширина). Развивающая. Развитие представлений.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик»План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Проект по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Этот разноцветный мир» Проект по сенсорному развитию детей "Этот разноцветный мир". ВВЕДЕНИЕ. Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование.

Развлечение по сенсорному воспитанию детей «Клёпа в гостях у малышей» в первой младшей группе Развлечение по сенсорному воспитанию детей «Клёпа в гостях у малышей» в первой младшей группе. Цель:-повысить эмоциональный настрой детей,.

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Развивающая среда по сенсорному воспитанию детей в группе раннего возраста Сенсорное воспитание - это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений.

Занятие по развитию речи по теме «Семья» для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения) Занятие по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения). Тема «Семья». Задачи: - Расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные направления работы по сенсорному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью
Опубликовано: 11 июня 2023 в 16:35
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные направления работы по сенсорному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью» (включая файлы) размещена пользователем Марина (УИ 3261563) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД