Папки-передвижки

Основные направления работы по сенсорному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью

Марина
Основные направления работы по сенсорному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы

Тактильно-двигательное восприятие

Тактильный (от лат. «tactilis» - осязательный) вид ощущений возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. Таким образом, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.

Темочки:

Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не проявляет стремления к тактильному обследованию предметов и самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается.

Органом осязания служит рука. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на при­косновения к ней. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности:

    лепка из глины, пластилина, теста;

    аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

    аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

    оригами (конструирование из бумаги);

    макраме (плетение из ниток, веревок);

    рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»);

    игры с мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

    игры с пазлами;

    сортировка мелких предметов (пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;

    игры с водой разной температуры;

    игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

Для развития тактильной чувствительности необходима предметно-пространственная развивающая среда. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов позволяют детям не только освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. При этом педагогу следует учитывать, что «тактильная среда» предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела (ступней ног, спины и др.).

Приведем примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий.

  Сухой душ - шатер из разноцветных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. «Сухой душ» также изготавливают из пластмассовых разноцветных палочек или из веревочек, сплетенных в перевитые косички и имеющих равномерно расположенные узелки (типа «макраме»).

  Шариковые ванны для рук - большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками. Шарики для ванны могут быть одинакового или разного размера.

  Осязательные ванны - небольшая коробка, наполненная горохом (бобами, фасолью, желудями и пр.). Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.

  Тактильное панно (сенсорная панель для рук) - панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае сюжет состоит из таких деталей, как пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травка и др.). Детали, отличающиеся по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу, крепятся к основной панели с помощью различных застежек: кнопок, крючков, пуговиц, липучек и т. д. Составляя из них сюжетные композиции на панно, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем - и по собственному замыслу.

  Разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковый массажер, массажные мячи и валик используются для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины. Для получения вибрационных ощущений можно использовать электромассажер, электрическую зубную щетку и др.

  Очень полезны для детей игры из «шершавой» (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную фигуру». Ребенок многократно проводит рукой по фигуре, ощупывает ее и называет.

Такие игры рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога - к самостоятельному выполнению задания ребенком, причем, с закрытыми глазами.

Один из основных способов развития тактильных ощущений - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия : поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (завязать) ребенку глаза и др.

В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с тяжелой умственной  отсталостью  выделить несколько этапов по развитию тактильно-двигательного восприятия.

1 этап.

: “Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.

Задачи:

1.      Учить ощущать движение и температуру воздуха.

2.      Стимулировать эмоциональное реагирование.

Игры: “Веер”, “Волшебный фен”, «Вентилятор».

Ожидаемый результат: эмоциональные реакции ребенка на различное стимулирование (контраст температур воздуха, воздействие на разные части тела, различная интенсивность воздействия).

“Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.

Задачи:

1.      Учить ощущать влагу и контраст температур.

2.      Развивать навык эмоционального реагирования.

Игры: “Теплое – холодное”, “Брызгалки”, «Волшебная вода».

Ожидаемый результат: эмоциональное реагирование ребенка на контраст температур.

“Формирование представлений о свойствах предметов”.

Задачи:

1.      Обогащение спектра осязательных ощущений.

2.      Развитие комплексных осязательно-зрительно-слуховых ощущений.

3.      Развитие комплексных тактильно-двигательно-обонятельных ощущений.

Игры: “Разные поверхности”, “Легкие материалы”, “Сухие материалы”, массаж.

Ожидаемый результат: ребенок по-разному реагирует на различные прикосновения, принимает помощь взрослого, делает попытки самостоятельно ощупывать понравившиеся ему поверхности.

“Формирование способов тактильного восприятия предметов”.

Задачи:

1.      Развивать тактильно-двигательное восприятие.

2.      Развивать навык хватания, удержания и ощупывания предмета.

Игры: “Различные материалы”, “Поймай игрушку”, “Ходим (ползаем) по разным дорожкам”.

Ожидаемый результат: ребенок делает попытки самостоятельно обследовать поверхности, старается дотянуться до игрушки, держит ее, сосредоточивает на ней внимание.

2 этап

“Формирование представлений о различной текстуре тканей”.

Задачи:

1.      Развивать тактильную чувствительность ребенка.

2.      Расширять тактильный опыт ребенка.

Игра: “Шершавая – пушистая перчатка”.

Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные поверхности,

“Формирование представлений о структуре различных поверхностей”.

Задачи:

1.      Развивать тактильную чувствительность ребенка.

2.      Развитие мелкой моторики.

Игра: “Давай потрогаем”.

Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные ощущения, попытки самостоятельного исследования.

“Идентификация предметов по признаку “мягкий – твердый”.

Задачи:

1.      Учить ребенка различать предметы по признаку “мягкий – твердый”.

2.      Выбирать предмет с указанным признаком из нескольких по словесной инструкции.

Игра: “Отберем все мягкие (твердые) предметы”, “Волшебный мешочек”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает мягкий (твердый) предмет по словесной инструкции.

“Формирование представлений о форме предмета”.

Задачи:

1.      Учить ребенка различать визуально и на ощупь форму предмета.

2.      Совершенствовать перцептивные навыки.

Игры: “Какой формы этот предмет?”, “Волшебный мешочек”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет заданной формы (шар, куб) со зрительной опорой и на ощупь.

“Мелкая моторика”.

Задача: Совершенствование мелкой моторики.

Игры: пирамидки, прищепки, сортировка мелких предметов.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно собирает пирамидку, может прикрепить прищепку, разложить мелкие предметы (шарики, кубики) на две группы.

3 этап

“Формирование представлений о различной текстуре тканей”.

Задачи:

1.      Учить дифференцировать различные тактильные ощущения.

2.      Выбирать материал с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.

Игра: “Различные ткани”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает материал с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.

“Формирование представлений о различных поверхностях”.

Задачи:

1.      Учить дифференцировать различные тактильные ощущения.

2.      Учить выбирать поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.

Игры: “Разные поверхности”, “Гладкие – шершавые таблички”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.

“Формирование представлений о температуре предметов”.

Задачи:

1.      Учить различать понятия “холодный – теплый – горячий”.

2.      Учить соотносить данные понятия с природными явлениями.

3.      Учить выбирать заданный признак по словесной инструкции.

Игра: “Откуда эта вода?”.

Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует температуру воды, соотносит с природными явлениями, выбирает заданный признак по словесной инструкции.

“Формирование чувства веса”.

Задачи:

1.      Учить дифференцировать понятия “тяжелый – легкий”.

2.      Учить подбирать пару по весу.

3.      Учить выстраивать сериационный ряд от более тяжелого к более легкому и наоборот.

Игры: “Весовые таблички”, “Весовые баночки”.

Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует понятия “тяжелый – легкий”.

“Формирование представлений о форме предмета”.

Задачи:

1.      Закрепление знаний ребенка о форме предмета (выбор предмета с заданными признаками на ощупь).

2.      Совершенствование перцептивных действий.

Игра: “Волшебный мешочек”.

Ожидаемый результат: ребенок находит на ощупь предметы с заданным признаком.

“Мелкая моторика”.

Задачи:

1.      Совершенствование мелкой моторики.

2.      Подготовка пальцев к письму.

Игры: рамки с различными застежками, раскраска, штриховка, сортировка крупы.

Ожидаемый результат: более высокий уровень развития мелкой моторики, развитие координации “глаз – рука”.

4 этап

“Развитие стереогнозиса”.

Задачи:

1.      Учить узнавать предмет и фактуру материала на ощупь.

2.      Выбирать предмет с заданными признаками по речевой инструкции без зрительной основы.

Игра: “Волшебный мешочек”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет по заданному признаку без зрительной опоры.

“Развитие стереогнозиса”.

Задача: учить ребенка на ощупь определять размер предмета (толщина, ширина, высота).

Игры с использованием ширмы.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет заданного размера без зрительной опоры.

 

“Определение температуры предмета”.

Задача: учить различать предметы различной температуры на ощупь.

Игра: “Тепловые таблички”.

Ожидаемый результат: ребенок определяет температуру поверхности, может словесно обозначить признак.

“Знакомство с материалами из которых изготовлены предметы”.

Задача: учить детей различать материал, из которого изготовлен предмет.

Игра: “Что из чего сделано?” (предметы из дерева, бумаги, стекла, пластмассы, металла).

Ожидаемый результат: ребенок может назвать материал, из которого изготовлен предмет (или выбрать предмет по названию материала).

 

 

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Дидактическое пособие по сенсорному воспитанию детей младшего возраста «Волшебный цветок»Дидактическое пособие по сенсорному воспитанию детей младшего возраста «Волшебный цветок» Паспорт развивающего пособияВолшебный цветок воспитатель Крайникова И. Г. Цель: Развитие мелкой моторики рук, сенсорных способностей,.

Конспект НОД по сенсорному воспитанию для детей 2 младшей группы (3–4 года) по программе «Развитие». Тема: Закрой двери в домиках. Образовательная. Ознакомление с отдельными параметрами величины предметов (ширина). Развивающая. Развитие представлений.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик»План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Проект по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Этот разноцветный мир» Проект по сенсорному развитию детей "Этот разноцветный мир". ВВЕДЕНИЕ. Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование.

Развлечение по сенсорному воспитанию детей «Клёпа в гостях у малышей» в первой младшей группе Развлечение по сенсорному воспитанию детей «Клёпа в гостях у малышей» в первой младшей группе. Цель:-повысить эмоциональный настрой детей,.

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Развивающая среда по сенсорному воспитанию детей в группе раннего возраста Сенсорное воспитание - это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений.

Занятие по развитию речи по теме «Семья» для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения) Занятие по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения). Тема «Семья». Задачи: - Расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные направления работы по сенсорному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью
Опубликовано: 11 июня 2023 в 16:35
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные направления работы по сенсорному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью» (включая файлы) размещена пользователем Марина (УИ 3261563) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 января 2025 понедельник
07 января 2025 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД