Марина
Основные направления работы по сенсорному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Тактильно-двигательное восприятие
Тактильный (от лат. «tactilis» - осязательный) вид ощущений возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. Таким образом, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не проявляет стремления к тактильному обследованию предметов и самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается.
Органом осязания служит рука. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности:
лепка из глины, пластилина, теста;
аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
оригами (конструирование из бумаги);
макраме (плетение из ниток, веревок);
рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»);
игры с мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
игры с пазлами;
сортировка мелких предметов (пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;
игры с водой разной температуры;
игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
Для развития тактильной чувствительности необходима предметно-пространственная развивающая среда. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов позволяют детям не только освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. При этом педагогу следует учитывать, что «тактильная среда» предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела (ступней ног, спины и др.).
Приведем примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий.
Сухой душ - шатер из разноцветных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. «Сухой душ» также изготавливают из пластмассовых разноцветных палочек или из веревочек, сплетенных в перевитые косички и имеющих равномерно расположенные узелки (типа «макраме»).
Шариковые ванны для рук - большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками. Шарики для ванны могут быть одинакового или разного размера.
Осязательные ванны - небольшая коробка, наполненная горохом (бобами, фасолью, желудями и пр.). Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.
Тактильное панно (сенсорная панель для рук) - панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае сюжет состоит из таких деталей, как пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травка и др.). Детали, отличающиеся по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу, крепятся к основной панели с помощью различных застежек: кнопок, крючков, пуговиц, липучек и т. д. Составляя из них сюжетные композиции на панно, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем - и по собственному замыслу.
Разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковый массажер, массажные мячи и валик используются для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины. Для получения вибрационных ощущений можно использовать электромассажер, электрическую зубную щетку и др.
Очень полезны для детей игры из «шершавой» (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную фигуру». Ребенок многократно проводит рукой по фигуре, ощупывает ее и называет.
Такие игры рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога - к самостоятельному выполнению задания ребенком, причем, с закрытыми глазами.
Один из основных способов развития тактильных ощущений - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия : поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (завязать) ребенку глаза и др.
В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с тяжелой умственной отсталостью выделить несколько этапов по развитию тактильно-двигательного восприятия.
1 этап.
: “Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.
Задачи:
1. Учить ощущать движение и температуру воздуха.
2. Стимулировать эмоциональное реагирование.
Игры: “Веер”, “Волшебный фен”, «Вентилятор».
Ожидаемый результат: эмоциональные реакции ребенка на различное стимулирование (контраст температур воздуха, воздействие на разные части тела, различная интенсивность воздействия).
“Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.
Задачи:
1. Учить ощущать влагу и контраст температур.
2. Развивать навык эмоционального реагирования.
Игры: “Теплое – холодное”, “Брызгалки”, «Волшебная вода».
Ожидаемый результат: эмоциональное реагирование ребенка на контраст температур.
“Формирование представлений о свойствах предметов”.
Задачи:
1. Обогащение спектра осязательных ощущений.
2. Развитие комплексных осязательно-зрительно-слуховых ощущений.
3. Развитие комплексных тактильно-двигательно-обонятельных ощущений.
Игры: “Разные поверхности”, “Легкие материалы”, “Сухие материалы”, массаж.
Ожидаемый результат: ребенок по-разному реагирует на различные прикосновения, принимает помощь взрослого, делает попытки самостоятельно ощупывать понравившиеся ему поверхности.
“Формирование способов тактильного восприятия предметов”.
Задачи:
1. Развивать тактильно-двигательное восприятие.
2. Развивать навык хватания, удержания и ощупывания предмета.
Игры: “Различные материалы”, “Поймай игрушку”, “Ходим (ползаем) по разным дорожкам”.
Ожидаемый результат: ребенок делает попытки самостоятельно обследовать поверхности, старается дотянуться до игрушки, держит ее, сосредоточивает на ней внимание.
2 этап
“Формирование представлений о различной текстуре тканей”.
Задачи:
1. Развивать тактильную чувствительность ребенка.
2. Расширять тактильный опыт ребенка.
Игра: “Шершавая – пушистая перчатка”.
Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные поверхности,
“Формирование представлений о структуре различных поверхностей”.
Задачи:
1. Развивать тактильную чувствительность ребенка.
2. Развитие мелкой моторики.
Игра: “Давай потрогаем”.
Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные ощущения, попытки самостоятельного исследования.
“Идентификация предметов по признаку “мягкий – твердый”.
Задачи:
1. Учить ребенка различать предметы по признаку “мягкий – твердый”.
2. Выбирать предмет с указанным признаком из нескольких по словесной инструкции.
Игра: “Отберем все мягкие (твердые) предметы”, “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает мягкий (твердый) предмет по словесной инструкции.
“Формирование представлений о форме предмета”.
Задачи:
1. Учить ребенка различать визуально и на ощупь форму предмета.
2. Совершенствовать перцептивные навыки.
Игры: “Какой формы этот предмет?”, “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет заданной формы (шар, куб) со зрительной опорой и на ощупь.
“Мелкая моторика”.
Задача: Совершенствование мелкой моторики.
Игры: пирамидки, прищепки, сортировка мелких предметов.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно собирает пирамидку, может прикрепить прищепку, разложить мелкие предметы (шарики, кубики) на две группы.
3 этап
“Формирование представлений о различной текстуре тканей”.
Задачи:
1. Учить дифференцировать различные тактильные ощущения.
2. Выбирать материал с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.
Игра: “Различные ткани”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает материал с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.
“Формирование представлений о различных поверхностях”.
Задачи:
1. Учить дифференцировать различные тактильные ощущения.
2. Учить выбирать поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.
Игры: “Разные поверхности”, “Гладкие – шершавые таблички”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.
“Формирование представлений о температуре предметов”.
Задачи:
1. Учить различать понятия “холодный – теплый – горячий”.
2. Учить соотносить данные понятия с природными явлениями.
3. Учить выбирать заданный признак по словесной инструкции.
Игра: “Откуда эта вода?”.
Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует температуру воды, соотносит с природными явлениями, выбирает заданный признак по словесной инструкции.
“Формирование чувства веса”.
Задачи:
1. Учить дифференцировать понятия “тяжелый – легкий”.
2. Учить подбирать пару по весу.
3. Учить выстраивать сериационный ряд от более тяжелого к более легкому и наоборот.
Игры: “Весовые таблички”, “Весовые баночки”.
Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует понятия “тяжелый – легкий”.
“Формирование представлений о форме предмета”.
Задачи:
1. Закрепление знаний ребенка о форме предмета (выбор предмета с заданными признаками на ощупь).
2. Совершенствование перцептивных действий.
Игра: “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: ребенок находит на ощупь предметы с заданным признаком.
“Мелкая моторика”.
Задачи:
1. Совершенствование мелкой моторики.
2. Подготовка пальцев к письму.
Игры: рамки с различными застежками, раскраска, штриховка, сортировка крупы.
Ожидаемый результат: более высокий уровень развития мелкой моторики, развитие координации “глаз – рука”.
4 этап
“Развитие стереогнозиса”.
Задачи:
1. Учить узнавать предмет и фактуру материала на ощупь.
2. Выбирать предмет с заданными признаками по речевой инструкции без зрительной основы.
Игра: “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет по заданному признаку без зрительной опоры.
“Развитие стереогнозиса”.
Задача: учить ребенка на ощупь определять размер предмета (толщина, ширина, высота).
Игры с использованием ширмы.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет заданного размера без зрительной опоры.
“Определение температуры предмета”.
Задача: учить различать предметы различной температуры на ощупь.
Игра: “Тепловые таблички”.
Ожидаемый результат: ребенок определяет температуру поверхности, может словесно обозначить признак.
“Знакомство с материалами из которых изготовлены предметы”.
Задача: учить детей различать материал, из которого изготовлен предмет.
Игра: “Что из чего сделано?” (предметы из дерева, бумаги, стекла, пластмассы, металла).
Ожидаемый результат: ребенок может назвать материал, из которого изготовлен предмет (или выбрать предмет по названию материала).