МААМ-картинки

Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи

Ольга Переяславцева
Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы

Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речевого развития

Переяславцева Ольга Витальевна, учитель-логопед

МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»

г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности дошкольников с нарушениями речи. Представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях детского сада. Описаны основные признаки неблагополучного развития речи дошкольников и направления по преодолению нарушений личностного развития у детей данной категории.

Публикация «Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи» размещена в разделах

Ключевые слова: психокоррекционная работа, речевые нарушения, психическое развитие, психолого-педагогическое сопровождение.

Величайший дар природы, присущий только человеку- это речь. Широкие возможности общения открывает она перед людьми, объединяет их в деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Через овладение речью происходит и познание мира. Посредством звучащей речи окружающих знакомится маленький человек с понятиями и явлениями окружающей действительности.

Хорошая, грамотная речь является залогом успеха человека в жизни.

Число дошкольников с нарушениями речи неуклонно растёт из года в год и составляет в настоящее время самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. По утверждениям специалистов более 60% современных дошкольников нуждаются в коррекции речи. Если ещё 20 лет назад считался нормой словарный запас годовалого ребёнка в 15-20 слов, то сегодня найти осмысленно говорящих 15 - 20 слов годовалых детей практически невозможно, а чаще встречаем трёхлетних, мало и плохо говорящих детей. Становится сложнее и характер этих нарушений. Любая задержка, всякое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.

Уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Процесс овладения речью происходит постепенно, проходит ряд закономерностей, сменяющих друг друга периодов. И если случается сбой в этой системе, обнаруживаются признаки неблагополучного развития, то в дальнейшем не обойтись без квалифицированной помощи специалистов.

Признаки неблагополучного развития речи у ребёнка :

• ребёнок развивается с задержкой;

• ребёнок перенёс тяжелые заболевания;

• у ребенка имеются неврологические заболевания;

• ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые слышит;

• на просьбы взрослых не реагирует, делает вид, что он не слышал.

• ребёнок одинаково общается со знакомыми и незнакомыми людьми;

• при решении возникающих проблем ребенок не прибегает к речи и к помощи взрослых;

• ребенку безразлично понимают ли его окружающие. Он говорит на одном ему понятном языке.

• речь ребенка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.

Проблемы преодоления речевых нарушений у детей в нашей стране решаются на базе групп компенсирующей направленности, задача которых состоит в осуществлении коррекции речевых нарушений у детей и развивать и предпосылок школьного обучения. Коррекция речевых нарушений тесно связана с работой по коррекции базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности ребёнка.

Процессы, тесным образом связанные с речью- это внимание и память. Нарушение этих процессов не позволяет речи развиваться в полном объеме. Этим объясняется необходимость своевременной психокоррекционной работы с детьми.

Неумение общаться вследствие речевых нарушений, неумение выражать свои мысли приводит к различным комплексам в развитии ребё нка: делает его тревожным, замкнутым, иногда агрессивным.

У детей с нарушениями речи особенностями неречевых процессов являются недостаточная сформированность игровой деятельности, сужение коммуникативных контактов, недостаточная устойчивость внимания, сложности при его распределении, низкая активность припоминания. У некоторых детей это может сочетаться с пониженной познавательной активностью. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности развития мышления. Эти дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, хотя в целом обладают полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту.

Основным специалистом группы компенсирующей направленности является учитель-логопед, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и ведет подготовку к школе.

Корекционно-воспитательная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР определяется строго продуманной системой, которая строится на комплексном подходе к решению коррекционных, развивающих и воспитательных задач. Это предполагает тесное взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей группы и логопедизацию всего образовательного процесса и деятельности детей.

Развитию базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности в работе с детьми с нарушениями речи уделяется особое внимание, поскольку полноценное формирование личности ребёнка не может состояться без всестороннего развития.

Психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое в ДОУ педагогом-психологом по профилактике и коррекции нарушений личностного развития, имеет особую важность, так как именно этому аспекту уделяется меньше всего внимания другими специалистами. Оно должно быть организовано своевременное и грамотно. Только вовремя и правильно организованная работа по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы помогает добиться положительных результатов и способствовать более успешной работе по коррекции речевых недостатков, а также повышает качество усвоения речевого материала. Это позволяет утверждать, что деятельность педагога-психолога в работе с детьми с нарушениями речи является особо необходимой и значимой.

Психокоррекционная работа ведется по следующим направлениям :

• развитие коммуникативных навыков, отработка навыков сотрудничества, развитие взаимной эмпатии;

• снижение психоэмоционального напряжения, тревожного состояния у детей;

• корреционная работа направленная на снятие агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;

• поддержка положительного эмоционального настроя в группе;

• обучение саморегуляции эмоциональных состояний;

• обучение самоанализу внутреннего состояния (своего и других людей);

Все педагоги и специалисты ДОУ, также как и педагоги-психологи, работая в тесной взаимосвязи, делают все возможное, чтобы дети с ограниченными возможностями в развитии никогда не чувствовали себя ущемленными, обиженными, обделёнными.

Выстраивая взаимоотношения с детьми, педагоги обязаны помнить, что каждый ребенок – это личность. Личность, которую надо уважать. Личность, с которой надо считаться.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что психокоррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии речи, предполагает сложную системную работу и должна включать комплекс мероприятий, направленных на решение неблагоприятного воздействия всех указанных выше факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка.

Список литературы

1. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М. : Книголюб, 2004. - 104 с.

2. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика дошкольников и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. Санкт-Петербург: КАРО. Год. 2006

Публикации по теме:

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения слуха Новокрещенова Наталия Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 71 «Незабудка» Поступающие в специальное дошкольное учреждение маленькие.

Игровые технологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи Игровые технологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие.

Индивидуальная программа для работы с детьми с ОВЗ, имеющими эмоциональные нарушения Индивидуальная программа коррекционно - развивающей работы для детей с ОВЗ, имеющими эмоциональные нарушения Группа: подготовительная.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Основные направления и задачи работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Ребенок.

Основные направления речевой работы с детьми и принципы ее организации .

Педагогический совет «Основные направления работы детского сада по развитию связной речи» Цель: повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста. В игровой.

Применение мотивационных наглядных пособий в работе с детьми, имеющими нарушения речи МКДОУ д\с №420 «Сибирячок» г. Новосибирск Современные процессы общественного развития обусловливают изменение приоритетов задач образования.

Эссе «Специфика и методы моей работы с детьми, имеющими речевые нарушения»Эссе «Специфика и методы моей работы с детьми, имеющими речевые нарушения» В последние годы, когда возросло количество детей с речевыми нарушениями, я в своей практике начала искать и активно применять различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи
Опубликовано: 7 августа 2018 в 19:14
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Переяславцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД