Светлана Миронцева
Применение мотивационных наглядных пособий в работе с детьми, имеющими нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ д\с №420 «Сибирячок» г. Новосибирск
Современные процессы общественного развития обусловливают изменение приоритетов задач образования в области общей и специальной педагогики. Все большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности, как нормального ребенка, так и ребенка с особыми потребностями, на создание условий, способствующих их социальной адаптации.
Публикация «Применение мотивационных наглядных пособий в работе с детьми, имеющими нарушения речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Помимо интеллектуальной готовности, готовность к школе включает в себя и другие, очень важные характеристики, отсутствие которых может усложнить жизнь ребёнка в школе. Самостоятельность, адекватная самооценка, умение планировать и контролировать свою деятельность, высокая познавательная активность, преобладание учебных мотивов над игровыми – вот перечень важнейших характеристик, от которых зависит будет ли ребёнок успешным в школе. Все дети развиваются неодинаково: одни опережают сверстников, другие развиваются медленно. Развитие третьих напоминает скачки кузнечика – долго готовится, а потом прыгает далеко и легко. Обучаемость – это тоже индивидуальная характеристика. Скорость и качество усвоения знаний зависит от многих факторов. Сюда можно отнести:
• Свойства нервной системы
• Способы получения, переработки и хранения информации
• Личностные особенности ребёнка.
Но если у ребёнка ОНР, он чаще всего слабо планирует свою деятельность, не всегда умеет контролировать результат своих действий. У таких детей нередко неадекватная самооценка, низкий или средний уровень развития стремления находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и их использования.
Усложняющиеся же школьные программы и непосредственно школьное обучение ставят такого семилетнего ребёнка в жёсткие рамки. Как известно, готовность к школе предполагает речевую, мотивационную, эмоционально-волевую и психологическую готовность ребенка к обучению в первом классе. Чтобы поступить в первый класс дети проходят тестирование или собеседование, которое помогает опытным педагогам выявить готовность ребёнка к школе, правильно определить его стартовые возможности.
В педагогической психологии при изучении мотивации школьников подчеркивается значение определения состояния познавательной сферы (возможность учиться и обучаемость, мотивационной (стремление учиться, мотивы, эмоционально-волевой сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения) (А. К. Маркова, 1990, с. 10). Под влиянием обучения и воспитания изменяются разные стороны деятельности детей, происходит накопление новых способов и умений выполнять соответствующие учебные действия, усложняются знания и представления, формируются новые интересы и мотивы.
У детей с нарушениями речи формирование мотивации особенно часто запаздывает. Поэтому логопед постоянно должен держать в поле зрения отношение ребёнка к своему речевому нарушению, влияние которого на развитие личности разных детей различно и не всегда соответствует его тяжести. Так дети с различными формами дизартрии зачастую пассивны, застенчивы, малообщительны.
Логопеду необходимо обращать особое внимание на то, есть ли у детей устойчивое стремление «научиться хорошо говорить», т. к. эта мотивация должна быть важнейшей в системе других мотивов на логопедических занятиях. Устранение речевых недостатков кропотливый труд, требующий от ребёнка усидчивости, терпения, напряжения мыслительной деятельности. Занятия с такими детьми не должны длиться больше 20-25 мин., а заканчиваться обязательно должны на радостной ноте. В конце каждого занятия подводится итог проделанной работы, обращается внимание каждого ребёнка на то, чему он научился сегодня, чего достиг, как изменился по сравнению с собой вчерашним.
Для этого логопед может и должен создавать на занятиях ситуацию успеха и всячески заинтересовывать ребёнка различными способами формирования адекватной самооценки и уровня притязания. Существует множество методов и приёмов заинтересовывания ребёнка в коррекционном процессе, все они решают следующие задачи:
Помочь детям укрепить уверенность в своих возможностях;
Помочь осознать важность чистой речи и стремиться говорить чисто;
Формировать положительное отношение к занятиям.
У каждого логопеда есть свой багаж способов стимулирования речевой активности и стремления к достижениям в формировании фонетической стороны речи ребенка :
стимулирование речевой активности на фронтальных занятиях (за правильный ответ фишка, картинка, которые подсчитываются в конце занятия);
стимулирование стремления к достижениям на индивидуальных логопедических занятиях (возможность поиграть в желаемую настольную игру, отметить свой успех на «экране»);
стимулирование закрепления пройденного материала дома с родителями (после выполнения с заданий в тетради ребёнок получал звёздочку, которые подсчитывались в конце каждого полугодия).
В своей логопедической практике применяю практические и наглядные методы, а также словесные приёмы. В начале учебного года предлагается игра, которая продолжается весь учебный год. Дети с интересом включаются в игру, что помогает повысить уровень речевого развития, укрепить уверенность в своих возможностях. Вот несколько вариантов таких пособий.
«Клумба»
В начале года логопед показывает детям волшебную клумбу, на которой выросли цветы, но ещё не распустились. Задача каждого ребёнка вырастить свой цветок. Стебельки на клумбе соответствуют количеству детей в логопедической группе. Ребёнок выбирает себе свободный стебелёк и вклеивает свою фотографию в сердцевину будущего цветка. Далее с появлением звука в речи (изолированно) у цветка появляется лепесток, подписанный соответствующим буквенным символом. По мере автоматизации часть лепестка закрашивается любым цветом, выбранным ребёнком (здесь можно определить какое настроение было у ребёнка на данном занятии, а величина листа (длинный, средний и маленький) символизирует работоспособность, активность, прилежание на фронтальных занятиях. Таким образом, стимулируется речевая активность, стремление к достижениям на занятии и вне, т. к. чем быстрее звуки прочно войдут в речь, тем быстрее распустится личный цветок ребёнка.
«Поезд»
1 вариант.
На ознакомительном занятии в начале года логопед рассказывает детям, что все они отправляются в страну правильной речи на волшебном поезде, где у каждого ребенка свой вагон. В течение года дети собирают «свой багаж» – дефектные звуки речи. Научился выговаривать звук – загрузи его в свой вагон. На паровозе фотография логопеда, а на каждом вагоне фото детей, «багаж звуков» - буквенные символы синего (твёрдый согласный) и зелёного (мягкий согласный) цвета.
2 вариант этого же пособия :
Фото ребёнка приклеивается на паровоз, а вагоны это дефектные звуки, которые прикрепляются по мере их появления в речи. В окна вагона можно вклеивать картинки на автоматизируемый звук. Этот поезд также может быть оформлен на шкафчике ребёнка в приёмной группы.
«Роща»
В начале учебного года логопед рассказывает о волшебной роще, в которой растут странные деревья. Каждый ребёнок выбирает себе дерево и начинает за ним «ухаживать». После каждого занятия на дереве появляется листок, насыщенность его цвета зависит от прилежания, активности, работоспособности ребёнка во время занятия. С появлением звука в речи крепится листок с соответствующим буквенным символом (синего цвета - твёрдый согласный и зелёного цвета - мягкий согласный).
2 вариант этого же пособия :
Дерево может быть оформлено на шкафчике ребенка или в логопедическом уголке для родителей в приемной группы.
«Улица правильной речи»
На первом занятии логопед рассказывает детям об улице правильной речи, дети выбирают себе свободное место вдоль улицы, вклеивают свою фотографию и начинают «строительство» своего дома. Количество кирпичей соответствует занятиям (каркас дома расчерчен, дети после занятия только закрашивают по одному кирпичу, причём оттенок символизирует прилежание, активность, работоспособность во время занятия). С появлением изолированного звука в речи, на кирпиче записывается буквенный символ. К концу года выстраивается улица, у каждого ребёнка свой домик, в окошко он может поместить картинки на автоматизируемый звук. Таким образом, логопед и родители имеют возможность как на экране проследить через какое время был поставлен звук, как проходит его автоматизация, как чувствовал и вел себя ребёнок на занятиях.
2 вариант этого же пособия :
Домик может быть оформлен на шкафчике ребенка в приемной группы. Тогда достижения ежедневно могут видеть не только родители, но и воспитатели, товарищи по группе. Необходимо хвалить ребёнка даже за незначительные успехи.
Практика и опыт показывают эффективность применения наглядных пособий в развитии мотивации к обучению и в формировании навыков контроля над собственной речью у дошкольников. Таким образом, решается одна из задач логопеда создать коррекционно-развивающую среду для формирования основ первоначального становления личности.
Литература
1. Инновации – в логопедическую практику \Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений\ Сост. О. Е. Громова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС,2008. – 232 с.
2. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб. : Речь, 2006. – 352 с.
3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. М., 2006.
4. Новосёлова С. Л. Развивающая предметная среда детства. М., 1996.
5. Шакина Н. В. Деятельность психолога по проектированию образовательной среды ДОУ с учётом возрастных особенностей детей-дошкольников. – Тольяти: ТГУ, 2004