МААМ-картинки

Применение мотивационных наглядных пособий в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Светлана Миронцева
Применение мотивационных наглядных пособий в работе с детьми, имеющими нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы

МКДОУ д\с №420 «Сибирячок» г. Новосибирск

Современные процессы общественного развития обусловливают изменение приоритетов задач образования в области общей и специальной педагогики. Все большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности, как нормального ребенка, так и ребенка с особыми потребностями, на создание условий, способствующих их социальной адаптации.

Публикация «Применение мотивационных наглядных пособий в работе с детьми, имеющими нарушения речи» размещена в разделах

Помимо интеллектуальной готовности, готовность к школе включает в себя и другие, очень важные характеристики, отсутствие которых может усложнить жизнь ребёнка в школе. Самостоятельность, адекватная самооценка, умение планировать и контролировать свою деятельность, высокая познавательная активность, преобладание учебных мотивов над игровыми – вот перечень важнейших характеристик, от которых зависит будет ли ребёнок успешным в школе. Все дети развиваются неодинаково: одни опережают сверстников, другие развиваются медленно. Развитие третьих напоминает скачки кузнечика – долго готовится, а потом прыгает далеко и легко. Обучаемость – это тоже индивидуальная характеристика. Скорость и качество усвоения знаний зависит от многих факторов. Сюда можно отнести:

• Свойства нервной системы

Способы получения, переработки и хранения информации

• Личностные особенности ребёнка.

Но если у ребёнка ОНР, он чаще всего слабо планирует свою деятельность, не всегда умеет контролировать результат своих действий. У таких детей нередко неадекватная самооценка, низкий или средний уровень развития стремления находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и их использования.

Усложняющиеся же школьные программы и непосредственно школьное обучение ставят такого семилетнего ребёнка в жёсткие рамки. Как известно, готовность к школе предполагает речевую, мотивационную, эмоционально-волевую и психологическую готовность ребенка к обучению в первом классе. Чтобы поступить в первый класс дети проходят тестирование или собеседование, которое помогает опытным педагогам выявить готовность ребёнка к школе, правильно определить его стартовые возможности.

В педагогической психологии при изучении мотивации школьников подчеркивается значение определения состояния познавательной сферы (возможность учиться и обучаемость, мотивационной (стремление учиться, мотивы, эмоционально-волевой сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения) (А. К. Маркова, 1990, с. 10). Под влиянием обучения и воспитания изменяются разные стороны деятельности детей, происходит накопление новых способов и умений выполнять соответствующие учебные действия, усложняются знания и представления, формируются новые интересы и мотивы.

У детей с нарушениями речи формирование мотивации особенно часто запаздывает. Поэтому логопед постоянно должен держать в поле зрения отношение ребёнка к своему речевому нарушению, влияние которого на развитие личности разных детей различно и не всегда соответствует его тяжести. Так дети с различными формами дизартрии зачастую пассивны, застенчивы, малообщительны.

Логопеду необходимо обращать особое внимание на то, есть ли у детей устойчивое стремление «научиться хорошо говорить», т. к. эта мотивация должна быть важнейшей в системе других мотивов на логопедических занятиях. Устранение речевых недостатков кропотливый труд, требующий от ребёнка усидчивости, терпения, напряжения мыслительной деятельности. Занятия с такими детьми не должны длиться больше 20-25 мин., а заканчиваться обязательно должны на радостной ноте. В конце каждого занятия подводится итог проделанной работы, обращается внимание каждого ребёнка на то, чему он научился сегодня, чего достиг, как изменился по сравнению с собой вчерашним.

Для этого логопед может и должен создавать на занятиях ситуацию успеха и всячески заинтересовывать ребёнка различными способами формирования адекватной самооценки и уровня притязания. Существует множество методов и приёмов заинтересовывания ребёнка в коррекционном процессе, все они решают следующие задачи:

Помочь детям укрепить уверенность в своих возможностях;

Помочь осознать важность чистой речи и стремиться говорить чисто;

Формировать положительное отношение к занятиям.

У каждого логопеда есть свой багаж способов стимулирования речевой активности и стремления к достижениям в формировании фонетической стороны речи ребенка :

стимулирование речевой активности на фронтальных занятиях (за правильный ответ фишка, картинка, которые подсчитываются в конце занятия);

стимулирование стремления к достижениям на индивидуальных логопедических занятиях (возможность поиграть в желаемую настольную игру, отметить свой успех на «экране»);

стимулирование закрепления пройденного материала дома с родителями (после выполнения с заданий в тетради ребёнок получал звёздочку, которые подсчитывались в конце каждого полугодия).

В своей логопедической практике применяю практические и наглядные методы, а также словесные приёмы. В начале учебного года предлагается игра, которая продолжается весь учебный год. Дети с интересом включаются в игру, что помогает повысить уровень речевого развития, укрепить уверенность в своих возможностях. Вот несколько вариантов таких пособий.

«Клумба»

В начале года логопед показывает детям волшебную клумбу, на которой выросли цветы, но ещё не распустились. Задача каждого ребёнка вырастить свой цветок. Стебельки на клумбе соответствуют количеству детей в логопедической группе. Ребёнок выбирает себе свободный стебелёк и вклеивает свою фотографию в сердцевину будущего цветка. Далее с появлением звука в речи (изолированно) у цветка появляется лепесток, подписанный соответствующим буквенным символом. По мере автоматизации часть лепестка закрашивается любым цветом, выбранным ребёнком (здесь можно определить какое настроение было у ребёнка на данном занятии, а величина листа (длинный, средний и маленький) символизирует работоспособность, активность, прилежание на фронтальных занятиях. Таким образом, стимулируется речевая активность, стремление к достижениям на занятии и вне, т. к. чем быстрее звуки прочно войдут в речь, тем быстрее распустится личный цветок ребёнка.

«Поезд»

1 вариант.

На ознакомительном занятии в начале года логопед рассказывает детям, что все они отправляются в страну правильной речи на волшебном поезде, где у каждого ребенка свой вагон. В течение года дети собирают «свой багаж» – дефектные звуки речи. Научился выговаривать звук – загрузи его в свой вагон. На паровозе фотография логопеда, а на каждом вагоне фото детей, «багаж звуков» - буквенные символы синего (твёрдый согласный) и зелёного (мягкий согласный) цвета.

2 вариант этого же пособия :

Фото ребёнка приклеивается на паровоз, а вагоны это дефектные звуки, которые прикрепляются по мере их появления в речи. В окна вагона можно вклеивать картинки на автоматизируемый звук. Этот поезд также может быть оформлен на шкафчике ребёнка в приёмной группы.

«Роща»

В начале учебного года логопед рассказывает о волшебной роще, в которой растут странные деревья. Каждый ребёнок выбирает себе дерево и начинает за ним «ухаживать». После каждого занятия на дереве появляется листок, насыщенность его цвета зависит от прилежания, активности, работоспособности ребёнка во время занятия. С появлением звука в речи крепится листок с соответствующим буквенным символом (синего цвета - твёрдый согласный и зелёного цвета - мягкий согласный).

2 вариант этого же пособия :

Дерево может быть оформлено на шкафчике ребенка или в логопедическом уголке для родителей в приемной группы.

«Улица правильной речи»

На первом занятии логопед рассказывает детям об улице правильной речи, дети выбирают себе свободное место вдоль улицы, вклеивают свою фотографию и начинают «строительство» своего дома. Количество кирпичей соответствует занятиям (каркас дома расчерчен, дети после занятия только закрашивают по одному кирпичу, причём оттенок символизирует прилежание, активность, работоспособность во время занятия). С появлением изолированного звука в речи, на кирпиче записывается буквенный символ. К концу года выстраивается улица, у каждого ребёнка свой домик, в окошко он может поместить картинки на автоматизируемый звук. Таким образом, логопед и родители имеют возможность как на экране проследить через какое время был поставлен звук, как проходит его автоматизация, как чувствовал и вел себя ребёнок на занятиях.

2 вариант этого же пособия :

Домик может быть оформлен на шкафчике ребенка в приемной группы. Тогда достижения ежедневно могут видеть не только родители, но и воспитатели, товарищи по группе. Необходимо хвалить ребёнка даже за незначительные успехи.

Практика и опыт показывают эффективность применения наглядных пособий в развитии мотивации к обучению и в формировании навыков контроля над собственной речью у дошкольников. Таким образом, решается одна из задач логопеда создать коррекционно-развивающую среду для формирования основ первоначального становления личности.

Литература

1. Инновации – в логопедическую практику \Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений\ Сост. О. Е. Громова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС,2008. – 232 с.

2. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб. : Речь, 2006. – 352 с.

3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. М., 2006.

4. Новосёлова С. Л. Развивающая предметная среда детства. М., 1996.

5. Шакина Н. В. Деятельность психолога по проектированию образовательной среды ДОУ с учётом возрастных особенностей детей-дошкольников. – Тольяти: ТГУ, 2004

Публикации по теме:

Что такое фонетическая ритмика? Работа с детьми, имеющими нарушения слуха Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов,.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения «Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения». Воспитатель группы компенсирующего вида для детей с ослабленным.

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения слуха Новокрещенова Наталия Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 71 «Незабудка» Поступающие в специальное дошкольное учреждение маленькие.

Игровые технологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи Игровые технологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения (старшая группа)Использование нетрадиционной техники рисования в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения (старшая группа) Предложенный материал будет полезен для воспитателей, психологов, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных.

Презентация «Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ТНР» Актуальность Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая.

Мастер-класс с родителями и детьми «Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми»Мастер-класс с родителями и детьми «Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Комарик» Мастер-класс для родителей и детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение мотивационных наглядных пособий в работе с детьми, имеющими нарушения речи
Опубликовано: 2 июня 2018 в 10:22
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение мотивационных наглядных пособий в работе с детьми, имеющими нарушения речи» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Миронцева (УИ 569515) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД