Низамова
Основные направления речевой работы с детьми и принципы ее организации
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – период активного усвоения детьми родного языка, разговорной речи, становления языка как системы, формирования лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, темпо-ритмической организации речи, освоения интонационного разнообразия, коммуникативной культуры, формирования связной речи. Исследования института дошкольного образования и семейного воспитания выделяют три основных направления в работе с детьми.
Публикация «Основные направления речевой работы с детьми и принципы ее организации» размещена в разделах
Первое направление – структурное, в его рамках предполагается формирование у ребё нка различных уровней языковой системы: фонематического, лексического, грамматического. Этот ряд можно дополнить фонематическим и просодическим уровнями.
Второе направление – функциональное, в его рамках решаются задачи формирования у детей навыков и умений коммуникативного поведения, культуры речевого общения, способности к участию в разговоре, беседе, владение связной монологической речью.
Третье направление – когнитивное, отражающее связь речи с мышлением. Всем ходом психического развития ребёнка, развитие его познавательной сферы. Формирование осознанного отношения к речи, языковым явлениям, воспитание у ребёнка «языкового чувства».
Методические принципы развития речи дошкольников
Под принципами развития речи и коррекции её недостатков обучения родному языку дошкольников следует понимать представленные кратко, ёмко концептуальные основы обучения, формулировка каждого принципа является результатом продолжительных по времени научных исследований. Принципы представляют базовую часть стратегии речевой
работы с детьми, определяют содержание, применяемые развивающие и корреционные технологии и техники, сочетание методов и приёмов, применение форм обучения, построение в целом системы развития речи и коррекции её недостатков у дошкольников.
1. Онтогенетический принцип базируется на знание генезиса речи, этапов закономерностей и установлением нормативного её развития, представлением о критических периодах, гиперсензитивных фаз в ходе речевого развития ребёнка, о проявлениях дизонтогенеза, недоразвития речи. Онтогенетический принцип является основой планирования работы и прогнозирования её результатов с учётом возрастных и индивидуальных особенностей языкового развития детей. С учётом этого принципа осуществляется выбор методик, технологий в работе с детьми.
2. Коммуникативно-деятельностный принцип определяет стратегию речевой работы с детьми, её направленность. Система работы по развитию речи и коррекции её недостатков строится на научно обоснованных позициях.
3. Структурно-системный принцип определяет и обосновывает выбор форм воспитания правильной речи, средств её развития, технологий, приёмов и их сочетаний. Следует учитывать структуру речевой деятельности и её сходство с другими видами деятельности.
4. Принцип целостности, единства в решении дидактических задач, реализации взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
5. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Этот принцип опирается на понимание речи как речемыслительной деятельности, становление которой связано с познанием окружающего природного, предметного и социального мира. Подтверждением значимости этого принципа могут быть слова классика отечественной
педагогики К. Д. Ушинского «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». Речевое развитие ребёнка рассматривается во взаимосвязи со всем ходом сенсорного и умственного развития. Отклонения в одной из сфер: сенсорной, интеллектуальной, двигательной, эмоционально-волевой, являются нередко следствием нарушения речевого развития. При организации речевой работы с детьми необходимо предусмотреть комплексное решение задач сенсорного, умственного и речевого развития.