Наташа Шуклина
Педагогический совет «Основные направления работы детского сада по развитию связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста. В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.
Задачи педсовета :
• привлечь внимание педагогов к проблеме развития связной речи детей;
Публикация «Педагогический совет „Основные направления работы детского сада по развитию связной речи“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении используя наиболее эффективные методы и приёмы по обучению детей рассказыванию и пересказыванию.
• активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;
План проведения педсовета :
1. Вступительное слово, итоги тематического контроля; актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста;
2. Методика обучения пересказыванию;
3. Новые подходы в обучении детей рассказыванию.
4. Разминка (участвуют все педагоги)
5. Экспресс-опрос «Развитие речи» (участвуют все педагоги)
6. Кроссворд «Развитие речи» (участвуют все педагоги)
7. Досочини строки
8. Деловая игра «Мозговой штурм»
9. Обсуждение проекта решения педсовета.
Ход педагогического совета:
Итоги тематического контроля (зачитывается справка).
Результаты конкурса «Центр развития речи в группах».
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление не литературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ;
Сегодня мы рассмотрим вопросыметодики обучения пересказыванию и творческому рассказыванию.
Методика обучения детей пересказу
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный литературный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками дошкольников.
Пересказ литературных произведений в детском саду
Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе почти не уделяется внимания пересказу. В учебных пособиях рассматриваются все основные вопросы развития речи детей дошкольного возраста, при этом проблема обучения пересказу освещается недостаточно.
Между тем образовательная практика показывает, что даже опытные воспитатели нередко испытывают затруднения в организации занятий по пересказу.
Обучение пересказу – нелегкая задача, которая ставит перед педагогом много вопросов :
• Какие требования существуют к тексту для пересказа?
• Какие литературные жанры целесообразно использовать на занятиях по пересказу?
• Каким по объему должно быть литературное произведение?
• Какое влияние оказывают содержание, композиция, язык выбранного произведения на качество детского пересказа?
• Как должна строиться работа по обучению пересказу?
• Какие приемы обучения пересказу необходимо использовать и в какой возрастной группе?
• Какое влияние занятия по пересказу оказывают на речевое и умственное развитие ребенка?
Попробуем разобраться во всех этих вопросах и ответить на них с точки зрения современной методики и с учетом многолетней практики.
Требования к литературному тексту для пересказа
Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:
• полноценное и доступное содержание;
• разнообразие жанров;
• четкая композиция;
• простой, но богатый язык;
• небольшой размер.
Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).
Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.
Анализ пересказа разнообразных прозаических текстов, длинных и коротких, сложных и простых, демонстрирует, что дети по-разному передают их содержание.
Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту.
Языкпроизведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом.
Пересказывание повышает внимание детей к языку. Сначала они не следят за тем, как они говорят, но позднее их интерес к своему языку и речи сверстников начинает расти. Со временем после прослушивания пересказа товарища дети начинают делать замечания не только по содержанию, но и по языку. При чтении рассказа они отмечают выражение, которое им особенно понравилось.
Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.
Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Они не осознают, что основное внимание надо уделять не подбору особых грамматических конструкций, а грамматически правильной речи.
Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.
Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Часто старшие дошкольники начинают пересказ с завязки, опуская разного рода описания. Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее задело чувства.
Более глубокому осмыслению текста способствуют беседа после чтения рассказа, его иллюстрирование перед пересказом, игра-драматизация, дидактические игры. Например, игра-драматизация помогает детям пережить и осмыслить литературное произведение, понять его образы и в дальнейшем лучше его воспроизводить. Дидактические игры обучают детей думать и выражать свои мысли и тем самым помогают правильно воспринять и воспроизвести текст. Различают дидактические игры:
• способствующие формированию систематизированного круга простейших понятий;
• направленные на сравнение предметов (по картинке и по представлению);
• направленные на описание;
• игры-упражнения для уточнения и активизации словаря и совершенствования грамматического строя речи.
В процессе беседы после чтения художественного произведения (до его пересказа) педагоги, как правило, задают детям вспомогательные вопросы, порой неправильно сформулированные. Чаще всего вопросы воспитателя направлены главным образом на работу памяти, а не мышления. В этом случае беседа не достигает цели. Лучше задавать такие вопросы, которые помогают анализировать рассказ, осмысливать связь между фактами и делать выводы.
Уже в работе с детьми средней группы можно широко применять беседу. Во время беседы дошкольники с помощью взрослого анализируют произведение, что дает возможность одним воспитанникам проверить и углубить свое понимание, другим – уточнить понимание, третьим – понять свои ошибки. Для дошкольников, которые неправильно поняли произведение, одной беседы недостаточно, с ними надо работать дополнительно.
Коллективная беседа позволяет детям совместно пережить произведение, обменяться мнениями, обдумать сказанное сверстниками, иногда поспорить и при умелом руководстве воспитателя прийти к правильным выводам.
Наблюдения и практические занятия с детьми показали, что беседа облегчает осмысление литературного произведения. Без нее некоторые дети не понимают основной идеи произведения. Беседа учит думать, воспитывает стремление общими усилиями разобраться в трудных местах. Ребенок испытывает удовлетворение не только от того, что он сам отвечает на вопросы, но и от того, что его сверстники отвечают на них. Беседа будит пытливость детей.
Важно, чтобы дошкольники не только осмыслили содержание произведения, сумели хорошо его воспроизвести, но и поняли его идею, основные этапы развития действия.
Воспитатель должен объяснить детям некоторые незнакомые слова, имеющие значение для понимания текста, либо перед чтением, либо после первого прочтения (если есть основание полагать, что дети сами не поймут это слово из контекста).
Очень важно правильно организовать сам процесс пересказа. Ребенку еще сложно самому воспроизводить услышанное, поэтому педагог должен помочь ему сделать его рассказ как можно более стройным, логичным и точным. Для этого следует использовать правильные и вовремя поставленные вопросы.
Предложенный в начале пересказа вопрос дает возможность неуверенному в себе ребенку войти в мир образов, вспомнить логический ход сюжета.
В процессе пересказа вопросы помогают уточнить то, что ребенку неясно или вызывает трудности в формулировке мысли. Вопрос после пересказа может быть поставлен для того, чтобы помочь восстановить упущенное звено произведения. Если воспитатель не уверен в том, что ребенок понял смысл произведения, надо это выяснить при помощи соответствующего вопроса.
Вопрос ребенку надо предложить и тогда, когда из-за незнакомого слова он не понимает той или другой части произведения. Вопрос ставится и с целью помочь ребенку понять мораль произведения, заставить его глубже пережить произведение, текст которого он пересказывает.
Вопрос используется и для исправления грамматического строя речи, ошибок в изменении слов или в построении предложений.
Опытные педагоги считают, что большую роль в обучении старших дошкольников пересказу играет план.
Иногда при пересказе воспитателю стоит использовать подсказки. Бывает, что ребенок осмыслил содержание произведения, установил причинные связи событий, выявил взаимоотношения героев, обдумал свое отношение к ним, последовательно и подробно стал воспроизводить текст, но во время пересказа вдруг остановился и замолчал. Оказывается, он забыл какое-то выражение, которое ему хочется передать без изменения, или же не находит нужного слова. В таких случаях важно своевременно подсказать ребенку слово, даже если он ни о чем не спрашивает.
После каждого рассказа рекомендуется устраивать совместное обсуждение. Оно помогает детям старшего дошкольного возраста глубже проникать в содержание произведения и критически относиться к собственному пересказу, вызывает коллективные переживания и способствует объединению детей.
Требования к организации занятий по пересказу
1. Необходимы четкая организация занятия и внимание педагога к каждому ребенку.
2. Произведения, предназначенные для пересказа, необходимо читать всей группе, беседу проводить тоже со всей группой. Если текст оказался для этой группы детей сложным и в целом недостаточно разобран, его следует поручить пересказать тому, кто хорошо это делает. В дальнейшем воспитатель повторно может предложить всей группе пересказать текст, но предварительно надо прочитать его еще раз.
3. Количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера произведения и от полноты пересказов (примерно 5–7 детей).
4. На занятиях по пересказу следует добиваться, чтобы успехи делал каждый ребенок. Часто можно видеть, что в беседе после прочтения произведения принимают участие лишь наиболее развитые воспитанники, они же и пересказывают. В результате 5–6 детей из всей группы (занятия проводятся по подгруппам, а это общий итог) пересказывают хорошо, 8–10 – кое как и кое что, а остальные не умеют передать последовательно ни одного текста.
Нетрадиционные приёмы творческого рассказывания по системе ТРИЗ
Составление рифмованных текстов
«Складные картинки»
Воспитатель раскладывает изображения предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, тюлень – олень, поднимает картинку и просит найти парную по рифме. Ребёнок берёт картинку с изображением и составляет рифмованную картинку с изображением и составляет рифмованную пару «мак – рак».
«Придумай рифмованные строчки»
Воспитатель предлагает детям выбрать пару рифмованных слов (лучше существительных, например, (рак – мак) и начать сочинять по схеме: («Жил-был кто-то и был похож на что-то», например, «Жил-был рак и был похож на мак»).
Ребёнок может менять слова местами («Жил-был мак и был он как рак»). В качестве усложнения между словами «жил-был» и объектом ставятся другие слова («Жил-был весёлый рак, и он часто смотрел на алый мак»).
«Доскажи словечко»
Воспитатель читает детям стихотворный текст и в последнем слове каждой строчки произносит лишь первый слог. Остальные слоги должны назвать дети.
Игровой момент: у воспитателя то появляется, то пропадает голос.
Игры и творческие задания
«Герои сказок»
Цель: учить группировать персонажей по заданному признаку, например, «Назовите персонажей – девочек из разных сказок»
«Волшебные слова»
Цель: учить подбирать слова и словосочетания по заданному признаку.
Воспитатель предлагает вспомнить заклинания, известные детям из сказок (Сивка-бурка, вещая каурка, а затем, словосочетания (В некотором царстве, в некотором государстве).
«Добрым молодцам урок»
Цель: учить выделять мораль в сказочных текстах.
Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-нибудь жизненное правило, а дети должны вспомнить сказки, в которых это подтверждается.
«Перечисли действия героев»
Цель: учить перечислять все действия сказочного героя, находить аналогичные действия персонажей из других сказок. Тренировать память.
Воспитатель называет персонаж, например, козу из сказки «Волк и семеро козлят», просит детей назвать все действия, которые коза совершила (ходила, наказывала, пела). Далее предлагает вспомнить персонажей из других сказок, которые выполняли такие же действия.
Итак, занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.
Разминка
Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было доступно и понятно детям:
• Что такое этажерка?
• Почему коньки так назвали?
• Почему говорят «дело в шляпе»?
• Почему говорят «Время истекло»?
• Почему красный цвет так назвали?
• Как понять выражение «лубяная избушка»?
• Почему кровать для младенца называется «люлькой»?
• Что означают две последние строки стихотворения:
Осыпайтесь, листья, позабыв о лете,
На коне рысистом мчит осенний ветер.
Засвистит да чиркнет,
Звякнет звонкой сбруей.
Льются с веток гибких
Золотые струйки.
Кроссворд «Развитие речи»
• Изложение прослушанного произведения (пересказ)
• Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание)
• Тип связной речи. (диалог)
• Прием, используемый ребенком после рассказа для уточнения. (вопрос)
• Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)
• Прием, используемый в сарших группах при пересказе литературного произведения (драматизация)
Досочини строки, чтобы получилось смешное четверостишие
В зоопарке плачет слон
Увидал мышонка он…
Шла собака по роялю
Говоря примерно так…
Деловая игра «Мозговой штурм»
Цель: организация умственной деятельности педагогов, направленная на поиск новых идей, путей, видов деятельности для решения проблемы педсовета.
Ход игры:
Все присутствующие делятся на 4 группы:
-Администрация ДОУ
-Педагоги
-Родители
-Дети
Каждая группа составляет список того, что с их точки зрения не устраивает в работе детского сада по речевому развитию детей. Когда списки составлены, группы по очереди озвучивают выдвинутые ими проблемы. Представители других групп могут соглашаться или не соглашаться с выдвинутыми проблемами. Выбираются общие проблемы.
Далее каждая группа описывает пути совершенствования системы работы по речевому развитию детей с точки зрения контингента, который они представляют. Пути совершенствования озвучиваются, принимаются путем обсуждения с остальными группами и ложатся в основу решения педсовета.
Проект решения педсовета :
1. вести систематическую работу с детьми по развитию связной речи.
Постоянно отв. – воспитатели, ст. воспитатель.
2. отражать в планах работу с семьями воспитанников (индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по речевому развитию детей).
Постоянно отв. – воспитатели
3. проводить более активную работу с родителями в этом направлении (рекомендовать речевые игры в кругу семьи, слушания сказок и их театрализацию и т. д.) Необходимо помнить, что речь ребенка является показателем его умственного развития.
Постоянно отв. – воспитатели
4. планировать в календарных планах и проводить индивидуальную работу (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников; работу в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (старшая разновозрастная группа); индивидуальные и групповые беседы с детьми
Постоянно отв. – воспитатели
5. оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника"
Ответственные педагоги групп срок декабрь месяц
6. использовать эффективные формы работы (триз, мнемотехнику, для повышения уровня развития связной речи
Ответственный заведующий д/с,
ст. воспитатель, посещение занятий в группах
7. Провести семинар для педагогов «Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей. Речевая культура педагога»
ответственныйст. воспитатель