МААМ-картинки

Конспект занятия по валеологии «Органы чувств»

Екатерина Фролова
Конспект занятия по валеологии «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

Воспитатель: Фролова Е. А.

МДОАУ № 103, 2016 г.

Направление деятельности: социально-коммуникативное развитие

Образовательная область: валеология

Тема: «Органы чувств»

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель: Дать знания детям о мозге и важности каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по валеологии „Органы чувств“» размещена в разделах

• Воспитывать у детей потребность быть здоровыми.

• Развивать способность к эмоциональному проживанию познавательного материала, способствовать развитию уверенности в себе.

• Приобщать к ценностям здорового образа жизни.

• Дать общее представление о строении мозга, его удивительном свойстве - памяти.

• Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.

Работа над словарем:

Активизация: органы зрения, органы обоняния, органы слуха, органы осязания, лаборатория, мозг, извилины,

Пассивный словарь: институт, черепная коробка.

Методы и приемы:

• Наглядные (показ картинок и схем);

• Словесные (художественное слово, беседа, вопросы к детям);

• Практические (упражнения, опыты).

• Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент).

Педагогические технологии: проектирование, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Средства обучения:

Демонстрационный материал: цветная картинка с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств, карточки по правилам охраны органов чувств, табличка «Институт здоровья»

Музыкальные инструменты: маракасы, металлофон, гитара, бубен

• Ширма

Баночки с продуктами: шоколад, апельсин, лук, лимон.

• Тарелка с кусочками фруктов и овощей (яблоко, банан, апельсин, лимон, груша, капуста, морковь, огурец, свекла, лук, нанизанными на зубочистки.

Предварительная работа:

• Чтение и рассматривание книг "Азбука здоровья", "Уроки Айболита", "Уроки Мойдодыра". Чтение книг Г. Остера "Вредные советы"

• Игры - занятия "Угадай, кто тебя позвал", "Определи на вкус", "Пальчики - узнавальчики", "Таинственные флаконы", "Твердый-мягкий"

• Разучивание стихотворения об уходе за органами слуха.

Интеграция областей: валеология, коммуникация, развитие речи.

Ход занятия

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Круг приветствия: За руки возьмемся,

Друг другу улыбнемся,

Здравствуй Даша, …

Рада вас видеть друзья!

Здоровья всем вам желаю я!

В. Хочу спросить у вас, дети, кто такой командир? Какого человека можно так назвать? (Предположения детей)

Вы правильно рассуждаете. Командир - это тот, кто ведет за собой остальных, кто отдает команды. А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"? (Педагог показывает детям цветную таблицу с изображением мозга.)

В. Кто из вас знает, как его зовут? (Дети высказывают свои предположения)

В. Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. Покажите, где располагается мозг? (Дети показывают на себе месторасположение мозга)

В. Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложен по строению, но самая главная его часть - это кора мозга. На что она похожа? Что напоминает? (Показывает иллюстрацию с половинкой грецкого ореха без скорлупы)

В. Давайте сравним. (Дети высказываются) Извилистые, спутанные морщинки ореха похожи на бороздки коры головного мозга. У каждого человека извилины различные.

А знаете, дети, какой удивительный секрет у нашего мозга? Хотите, я вам его открою? У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

Сегодня мы отправимся в Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека (Дети вместе с воспитателем выходят в раздевалку. Затем проходят в группу, к столам с табличкой "Институт здоровья")

В. Ребята, в разных лабораториях «Института здоровья» проводятся исследования органов чувств. Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей.)

В. Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познавать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Заходим в первую лабораторию. Какой орган чувств здесь исследуют мы узнаем, если отгадаем загадку.

Загадка

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

(Воспитатель показывает картинку с изображением глаз)

Да, в этой лаборатории изучают зрение. Вы запомнили, что изучают в первой лаборатории?

Д. В лаборатории изучают зрение.

Глаза - это ценный орган чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей)

В. Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели, их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила)

1. Нельзя тереть глаза грязными руками.

2. Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

3. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

4. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

5. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

6. Нужно гулять на свежем воздухе.

Существует специальная гимнастика для глаз. Давайте выполним упражнения для зрения.

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

- Ну-ка, дятел, посмотри -

(Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три! -

Пообедал дятел с белкой

(Помигать глазами)

И пошел играть в горелки.

(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

В. Теперь пройдем во вторую лабораторию.

Что изучается здесь, узнаем, когда отгадаем загадку.

Загадка

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше (ушки)

Да, в этой лаборатории изучают органы слуха. Что изучается во второй лаборатории?

Д. Во второй лаборатории изучают органы слуха.

В. (Тихим голосом дает задания) Поднимите правую руку, поднимите левую руку, 3 раза хлопните в ладоши над головой. (Дети выполняют)

В. Я говорила тихим голосом, но вы меня услышали. Значит, какой у вас слух?

Д. У нас хороший слух.

В. Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

Давайте подумаем, какими могут быть правила по охране слуха.

Вы знаете правила по охране слуха? (Дети перечисляют правила)

1. Нельзя чистить уши грязными руками.

2. Нельзя сильно включать звук у телевизора, магнитофона, слушать громкую музыку.

3. Нужно оберегать уши от попадания воды и других жидкостей.

4. Нужно беречь уши от колющих и режущих предметов, нельзя чистить такими предметами уши.

5. Нужно регулярно прочищать нос, так как нос и горло связаны.

- А еще, Захар и Даша знают стихотворение про то, как нужно ухаживать за ушами.

Стихотворение

Доктор, доктор, как нам быть:

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть:

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор: Еже!

Отвечает доктор гневно:

- Еже, еже, ежедневно!

(Э. Мошковская)

В. Сейчас проверим, сможете ли вы по звуку отгадать музыкальные инструменты?

(Проводится игра "Какой музыкальный инструмент звучит?"

Музыкальные инструменты находятся за ширмой. Педагог поочередно играет на инструментах. Дети на слух определяют, какой музыкальный инструмент прозвучал)

В. Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку.

Загадка

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным, гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым (Нос)

- Для чего человеку нос? (Ответы детей.)

Вы правы, носом мы чувствуем, обоняем запахи. Нос у нас орган обоняния. Так что изучают в этой лаборатории?

Д. В лаборатории изучают обоняние.

В. Вы знаете правила по охране обоняния? (Дети перечисляют правила)

1. Нельзя нюхать жидкости с едким запахом.

2. Нельзя вставлять в нос мелкие предметы.

3. Нужно промывать нос теплой водой, чтобы не болеть простудой.

4. Нужно беречь нос от колющих и режущих предметов, нельзя чистить такими предметами нос.

5. Нужно делать дыхательную гимнастику для профилактики простуды.

6. Нужно больше гулять на свежем воздухе.

В. Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

В. Теперь давайте поиграем в игру "Узнай по запаху"

Попробуем с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон)

В. Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его?

Д. Можно определить по вкусу.

В. В следующей лаборатории изучают орган чувств, который определяет вкус. Какой это орган?

Д. Вкус определяет язык.

В. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Давайте вспомним, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым? (Ответы детей)

В. Для того чтобы язык был чувствительным, выполним гимнастику для языка.

"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

"Покусывание кончика языка"

"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

"Лошадка" Поцокать языком.

"Подуть на кончик языка"

Чтобы проверить, как мы умеем различать вкус, проведем игру "Определи на вкус"

( Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту)

В: Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание.

Предлагает провести пальчиковую гимнастику:

"В гости"

В гости к пальчику большому

(Выставляем вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому

(Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)

Указательный и средний,

(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)

Безымянный и последний,

Сам мизинец - малышок

Постучался на порог.

(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)

Вместе пальчики - друзья,

(Кулаки стучат друг о дружку)

Друг без друга им нельзя.

(Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках)

В: Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможем ли мы узнать предметы на ощупь.

Проводится игра «Чудесный мешочек»

В: Вот и закончилась наша экскурсия по Институту здоровья.

Нам, ребята, пора возвращаться в детский сад.

Рефлексия

Где мы сегодня побывали? О чем говорили?

Как называется "командир" нашего организма?

Ребята, а вы запомнили, как называются наши органы чувств и за что они отвечают, какую информацию передают мозгу об окружающем?

В дальнейшем мы с вами поговорим о том, что бывает, когда органы чувств не работают или работают не в полной мере.

Публикации по теме:

Конспект занятия в младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Тема «Наши помощники – органы чувств» Цель: 1. Познакомить детей с органами чувств человека, через познавательно – исследовательную деятельность.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Органы чувств» Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе. Тема: «Органы чувств» Цель: Закрепление знаний детей об органах.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Наши добрые помощники — органы чувств»Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Наши добрые помощники — органы чувств» Цель: продолжать знакомить детей с органами чувств (нос, рот, дать представления об их функциональном назначении для жизни человека. Задачи:.

Конспект интегрированной деятельности в подготовительной группе «Органы чувств» Тема: «Органы чувств» Программное содержание: • Расширять знания детей о различных средствах и способах познания окружающего мира, дать.

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста «Органы чувств» ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по формированию основ здорового образа жизни «Наши умные помощники — органы чувств» Цель: формировать.

Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Тело человека. Органы чувств». Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Тело человека. Органы чувств». Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших.

НОД по физическому развитию «Наши помощники-органы чувств» (вторая младшая группа)НОД по физическому развитию «Наши помощники-органы чувств» (вторая младшая группа) Цель: Закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела; соотносить предмет с его словесным обозначением. Задачи: 1. Закреплять.

Конспект НОД «Наши помощники — органы чувств» (старшая группа) Цель: Закрепить знания детей об органах чувств. Задачи: Образовательные: - активизировать словарь по теме «Органы чувств»; - способствовать.

Экспериментально-исследовательская деятельность в группе второго года обучения «Органы чувств»Экспериментально-исследовательская деятельность в группе второго года обучения «Органы чувств» Цель: Активизировать знания детей об органах чувств (ухо, нос, глаза, язык, кожа) и их функциях. Задачи: 1) образовательные: Учить определять.

Занятие по валеологии в средней группе «Органы чувств» Цели: формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Уточнить представления детей о назначении органов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по валеологии «Органы чувств»
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 20:44
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по валеологии «Органы чувств»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Фролова (УИ 404172) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД