Светлана Абанина
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Наши добрые помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с органами чувств (нос, рот, дать представления об их функциональном назначении для жизни человека.
Задачи:
Познакомить детей с функцией носа, его строением. Тренировать детей в определении предметов по их запаху. Познакомить с особенностями работы носа. Научить детей определять вкусовые зоны языка, упражнять в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Воспитывать наблюдательность, любознательность, инициативность. Развивать внимание, память;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию „Наши добрые помощники — органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Материал и оборудование: Контурные рисунки носа разной формы, коробочка с коркой апельсина, чеснок, лук, апельсин, огурец, футляры от «киндер-сюрприза»,.зеркала, 4 блюдца с сахаром, трубочки дл коктейля, стаканы с водой по количеству детей.
Ход занятия.
Ребята, к нам в гости пришли Хрюша и Каркуша. По-моему, они поссорились и даже не смотрят друг на друга.
Давайте попробуем узнать, в чём же дело? Оказывается они решили загадать вам загадки, но не могут решить, кто же это сделает первым. Ребята, а стоит ли ссориться, или можно всегда договориться? (Можно с помощью считалки выбрать, кто будет первый загадывать загадку. Дети читают считалку и Каркуша первой загадывает загадку)
Каркуша Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
Воспитатель: Итак, и один из органов чувств человека : орган обоняния – нос.
Каркуша: Посмотрите, а у нас с Хрюшей носы разные: у меня длинный, а Хрюши – плоский «пятачок».
Воспитатель: Да, носы у всех разные не только у животных и птиц, но и у человека. Вы, ребята, слышали такое выражение: «нос задрал», «нос картошкой», «нос пуговкой», «курносый», «орлиный». Как вы думаете, что означают эти выражения? (Ответы детей) А давайте сейчас посмотрим, из каких частей состоит наш нос. ( Дети рассматривают рисунки: строение носа, различные формы носа).
ак вот, он какой нос - орган обоняния. А теперь возьмите зеркало и посмотрите, какой у вас нос? (Дети выясняют, что у кого – то нос «пуговка», «курносый» т. д.)
Для чего нам нужен нос? (Чтобы улавливать и различать запахи, дышать)
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз).
А что было бы, если бы не было носа? Попробуйте закрыть нос, пальчиками вам комфортно? (Нет, мы не можем дышать через нос, не чувствуем запахи. Без носа невозможно жить.) А теперь расскажите любое стихотворение, зажав нос? (Это делать очень неудобно начинаем дышать через рот. Если дышим через рот, невозможно разговаривать и читать стихотворение)
Ребята, и наши дорогие гости Каркуша и Хрюша, у меня есть волшебная коробочка, попробуйте угадать, что лежит в ней, не глядя, и зажав нос пальчиками.
Ответы детей – вдыхая ртом, определить невозможно) А теперь с помощью носа определи, что же находится в коробочке?
Корка от апельсина)
А теперь возьмите футляры от «киндер сюрприза» и каждый с помощью носа определите, что же там находиться? (Ответы детей)
Каркуша: Значит, при вдохе ртом запах не ощущается. Чтобы ощутить запах, надо сделать несколько вдохов носом. При рассказывании с зажатым носом вдох и выдох можно делать ртом, но при этом прекращаешь говорить и постепенно начинаешь задыхаться. При вдохе ртом горло больше чувствует холод. Если вдыхать холодный воздух через нос, то при прохождении через нос он согревается и в горло попадает уже теплым. Нос необходим для дыхания, различения запахов и прогрева холодного воздуха. Нос необходимо беречь и ежедневно прочищать.
Хрюша: А теперь отгадайте мою загадку:
Дом, где наш язык живет,
Называем все мы … (Ответы детей - рот)
Воспитатель: Это верно, рот. А сейчас я вам загадаю загадку:
Он по вкусу даёт нам знать отодвинуть или глотать (Ответы детей - язык). Язык — орган вкуса. Он покрыт маленькими бугорочками.
Для чего нам нужен язык? (разговаривать, узнавать вкус продуктов). Это верно на языке есть свои бугорки для сладкого, солёного, кислого, горького. Смочить трубочку в воде, обмакните в содержимое блюдца и приложите трубочку поочередно к средней части языка, к основанию, к боковым частям, к кончику языка. После пробы из каждого блюдца, дети называют, где живут «сладкие» бугорки, «соленые» и т. п.
ребята, а как вы думаете, как лучше класть на язык горькую таблетку? (Ответы детей) Почему нельзя класть ближе к корню языка (Там вкус ощущается лучше всего). А теперь давайте определим вкус продуктов еще раз, но предварительно осушив язык салфеткой. Что же получилось? (Ответы детей – определить трудно, так как язык сухой на нём нет слюны)
Хрюша Ой, как интересно. У языка есть вкусовые бугорки, которые расположены по всему языку: определенные бугорки отвечают за различный вкус и расположены в определенных зонах. Слюна необходима для ощущения вкуса.
Хрюша: Язык, ведь, нужен, чтобы издавать звуки, разговаривать. А давайте поиграем в игру «Назови ласково» Меня зовут Хрюшенька, а Каркушу – Каркушенька, а тебя?Как много интересного мы узнали о наших помощниках – носике и язычке.
Воспитатель: - О каких помощниках мы сегодня говорили? (Ответы детей)
-Верно, они нам помогают, но и вы не забывайте о том, как надо заботиться о своём здоровье. Будьте здоровы! А Хрюша и Каркуша обязательно расскажут Степашке и Филе об этих помощниках, не так ли, друзья?