Лариса Пономарёва
ООД по экологии в подготовительной группе по сказке Т. Л. Курбатовой «Сказка про Муравья»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
Организованная образовательная деятельность начинается с рассматривания насекомых и распределения насекомых по типу передвижения и месту обитания. Затем игровой момент, прилетает воробей и приносит письмо.
По рисункам дети догадываются, что воробей приглашает в лес по поэзии и «Сказке про Муравья» тамбовской поэтессы Е. Л. Курбатовой.
Прежде чем отправиться в лес, дети вспоминают правила поведения в лесу. Затем начинается игра-драматизация «Сказка про Муравья».
Публикация «ООД по экологии в подготовительной группе по сказке Т, Л, Курбатовой „Сказка про Муравья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
После завершения игры-драматизации дети в игровой форме возвращаются в группу. А затем своими впечатлениями делятся на бумаге.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская, Коммуникативная, Музыкально-художественная
Предварительная работа:
Познакомить детей с тамбовской поэтессой Т. Л. Курбатовой; с её сказкой «Сказка про Муравья»
Цель:
Формирование представлений у детей о насекомых.
Задачи:
Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе;
уточнить приметы осени; правила поведения в лесу;
продолжить знакомство с творчеством тамбовской писательницы Т. Л. Курбатовой;
развивать эмоциональный отклик на литературные произведения Т. Л. Курбатовой;
способствовать развитию творческой личности ребёнка через театрализованную деятельность;
формировать нравственно-патриотические чувства детей дошкольного возраста;
воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним;
воспитывать любовь к книгам.
Ход образовательной организованной деятельности
Слайдовая презентация
1 слайд: изображение насекомых
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, кого вы видите?
Ответы детей.
- Рассмотрим изображения насекомых и попытаемся выявить общие черты в их строении: у большинства насекомых шесть ног, разделённых на сегменты, тело чётко разделено на голову, грудь и брюшко, есть усики-антенны.
- Давайте с вами определим, по типу передвижения (летающие, ползающие, по месту обитания (наземные, подземные, водные).
Дети определяют насекомых по типу передвижения и по месту обитания.
II слайд: показ насекомых по типу передвижения и по месту обитания.
Воспитатель:
III слайд: летит воробей
- Дети посмотрите, к нам прилетел воробей и принёс письмо. Воробей- насекомое? А кто?
- Давайте, посмотрим, что же в письме?
Распечатываем письмо, а там фотография Т. Л. Курбатовой, изображение деревьев.
Воспитатель:
- Дети, как вы думаете, что это такое?
Ответы детей.
- Это приглашение.
- Давайте с вами по рисункам догадаемся, куда приглашает нас воробей.
Ответы детей. (Воробей приглашает в лес. Фотография Т. Л. Курбатовой – тамбовской поэтессы).
Воспитатель:
- Да, воробей нас приглашает в лес по поэзии и «Сказке про Муравья» тамбовской поэтессы Т. Л. Курбатовой.
- Прежде чем пойти в лес, давайте с вами вспомним правила поведения в лесу.
Ответы детей. (Не шуметь; не ломать деревья; не сорить; не разжигать костёр и т. д.)
Воспитатель:
IV слайд: изображение осеннего леса
- Давайте все потихонечку встанем и пойдём в лес. А как вы думаете, какое время года сейчас? А почему вы так думаете?
Ответы детей. (Потому что стало холодно, много грибов, листья пожелтели, птицы улетают на юг и т. д.)
Воспитатель:
- Что это такое, ребята? Мы получили приглашение, пришли, а здесь никого нет. Почему никого нет? Куда спрятались все насекомые? Дети, посмотрите как много травы, листьев. А как вы думаете, можно в лесу сжигать прошлогоднюю траву, листья?
- Правильно, нельзя сжигать прошлогоднюю траву. Можно сжечь и насекомых, а также может случиться пожар. К насекомым надо относиться бережно, не надо допускать сжигания листвы в садах и огородах.
- Дети, давайте будем с вами внимательными и терпеливыми. Тише, ребята. Посмотрим, что произойдёт.
Выходит ребёнок и читает стихотворение Т. Л. Курбатовой :
Осень наступила
Листья опадают,
В тёплые края
Птицы улетают.
Инеем покрыта
По утрам трава.
С веток облетает
Жёлтая листва.
Воспитатель:
- Дети, мы с вами попали в сказочный лес.
V слайд: изображение сказочного леса.
Игра-драматизация «Сказка про Муравья»
Вальс листочков в исполнении детей.
Листик остаё тся один и произносит:
Что со мною я качаюсь,
Тоже с ветки обрываюсь,
Над опушкою лечу.
Я увидеть мир хочу.
Это кто на мне сидит,
И от страха весь дрожит?
Муравей :
Потерялся муравей.
Оторвался от друзей.
Ай-ай-ай, попал в беду
Как я дом теперь найду.
Лист:
Что ты плачешь, муравей?
Посмотри вокруг скорей!
Облетим с тобой полсвета
Мы с попутным тёплым ветром.
Муравей :
Что-то ветерок стихает,
На землю листок роняет,
Наконец-то приземлился.
Это где ж я очутился?
Незнакомый лес вокруг.
Кто здесь враг,
Кто здесь друг?
Появляется ё ж:
Я колючий серый ёж
Уколю, меня не трошь:
Я листочки соберу,
В свою норку отнесу.
Воспитатель:
На листочке пассажир
На иголки угодил.
Муравей :
Не везёт, так не везёт!
Кто опять меня снесёт?
Ё ж:
Принесу листочки
Для колючей дочки
Чтоб зимой не замерзала
И покрепче в норке спала.
Это чей там рыжий бок?
Лучше я свернусь в клубок.
Из-за куста появляется лиса:
Я красавица-лисица,
На интриги мастерица
Всех сумею провести.
Вокруг пальца обвести.
Это что за пёстрый ком
Показался под кустом?
Может быть, его мне съесть?
Ё ж:
Ты, лиса, ко мне не лезь.
Только высунешь язык,
Уколю тебя я вмиг.
Лиса:
Это ёжик! Ну, катись,
На меня, дружок, не злись.
(Чихает, листья разлетаются).
Видно, впрямь, я заболела
Раз ежа не разглядела.
Муравей :
Что-то рыжее чихнуло.
На меня хвостом махнуло.
Где я снова очутился?
Воспитатель:
На лису переместился.
Муравей :
Как мне дома очутиться?
Мчится рыжая лисица
По полям и по лугам,
По колючим по кустам.
Воспитатель:
На поляне оказался.
Муравей :
Закружилась голова,
Да и сам живой едва.
Чую запах я грибной.
Это ж «белый» подо мной!
Здесь немного отдохну,
Дом искать потом пойду.
Скачет белка:
По полянке пойду,
Грибочки найду.
Засушу грибочки
Для рыженькой дочки.
Оглянусь-ка кругом –
Белый гриб под кустом.
Вот удача, так удача.
(присматривается)
На грибочке кто-то плачет –
Это рыжий муравей.
Муравей :
Я отстал от друзей,
Потерялся в лесу,
Встретил рыжую лису,
Над землёй полетал,
На грибочки упал.
Где мой дом,
Где семья?
Пропаду здесь я.
Белка:
Я скачу по ветвям,
Нынче здесь, завтра там.
Я немного повидала.
Залезай на хвостик мой,
Отвезу тебя домой,
Да покрепче держись.
Смотри, не свались.
Белка скачет.
Муравей :
Ой, белка. Постой,
Вижу домик я свой.
Довезла меня домой –
В муравейник мой.
(показывает на муравейник)
Белочка, спасибо.
Ты меня спасла.
На хвосте пушистом
К дому донесла.
(бежит к домику)
Вижу старых друзей.
1-й муравей :
В муравейник скорей,
2-й муравей :
Плотно двери закрывай,
3-й муравей :
Никого не пускай.
4-й муравей :
До весны, на замок
Наш закрыт теремок.
(Проблемная ситуация)
Воспитатель:
- Вот, дети, муравьи все спрятались и нам пора домой. А чтобы побыстрее попасть домой давайте поиграем в игру «Хорошо - плохо».
- Дети, насекомых на земле много или мало? А что было бы, если насекомых не стало? Много разных насекомых – это хорошо или плохо?
Ответы детей:
- Хорошо. Интересно наблюдать; красиво; пища для других животных, птиц и т. д.
- Плохо.
- Могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.
Воспитатель:
- Кто больше назовёт хорошего и плохого?
Дети называют.
Рефлексия
VI слайд: изображение групповой комнаты.
Воспитатель:
- Дети, вы справились с заданием и вновь очутились дома.
- Дети. Понравилось вам в лесу? А что вам больше всего понравилось? А по какой сказке мы с вами путешествовали? А какие правила надо выполнять в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель:
- А сейчас давайте немного отдохнём. А затем своими впечатлениями поделимся на бумаге.
Художественное рисование
Волшебные кисти в руки возьмём,
В волшебную краску мы кисть окунём,
И чудо свершится – кисть будет творить,
И холст оживёт, он начнёт говорить
О шёпоте леса, о шуме прибоя.
О радости мира, о пламене боя,
О звёздном мерцанье, об алом рассвете,
Возьмём же кисти волшебные, дети!
Дети с помощью красок акварели и гуаши создают картины сказочного леса.
В процессе рисования звучит музыка (И. П. Чайковский «Времена года». Октябрь.)