Пивина Алла
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект ООД по экологии в старшей и подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности.
Закладываются основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Конспект ООД по экологии в старшей и подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У детей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются следующие:
- формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
- развитие познавательных интересах, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
- бережного отношения к своему здоровью.
Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях.
Особенность экологического воспитания состоит в положительном примере поведения взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют в работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать,что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Сложно объяснять детям, что нужно беречь природу, если родители сами этого не делают.
А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у детей растерянность, обиду и даже агрессию.
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культуры. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.
Для приобщения ребенка к миру природы ему можно и нужно показывать различные проявления красоты природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, пейзажи в разное время года и многое - многое другое.
Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важнейших задач детского сада и родителей, которые должны стать первыми помощниками воспитателям.
Для воспитания бережного отношения и любви к природе воспитатель использует дидактические игры, наблюдения, рассматривания картин, беседы, аудиозаписи, а так же комплексную и интегрированную образовательную деятельность.
Пример ООД по экологии для детей старшей и подготовительной группы.
1. "НАСЕКОМЫЕ"
Цели: расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; анализировать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; обогащать словарный запас; развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение.
Материал:картинки с изображением леса, предметные картинки, иллюстрации насекомых, цветов; корона для феи и волшебная палочка; цветная бумага, ножницы, клей.
Ход ООД
Воспитатель предлагает отправиться в лес на поезде. Остановка на поляне на которой много цветов.
- Назовите лесные цветы. Какие они? На что похожи? Кого они привлекают?
- Для чего нужны цветам насекомые?
- По каким признакам можно определить, что это насекомое?
- Угадайте о каких насекомых я буду говорить.
У нее четыре крыла
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называем ее. (стрекоза).
Сок цветов душистый пьет
Дарит нам и воск и мёд,
Людям всем она мила,
А зовут её. (пчела).
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь (Жук).
Не зверь, ни птица,
Нос как спица;
Летит - кричит,
Сядет - молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет (Комар).
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (Муравей).
Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок (Бабочка).
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки (Божья коровка).
Игра "Четвертый лишний"
Вы уже знаете, что у нас не только птицы летают, но и насекомые. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными и птицами, мы поиграем в игру "четвертый лишний".
1) Заяц, ёж, лиса, шмель;
2) Трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) Пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) Лягушка, комар, жук, бабочка;
8) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Игра в слова
А сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется "игра в слова".
Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю., пчеле., таракану.).
Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, мохнатый, надоедливая, улей, река, звенит, паутина, стрекочет, вредитель, соты, жужжит, хвоинки, пестрокрылая, полосатый, рой, пыльца, большие глаза, нектар, гусеница, защитная окраска.
Теперь, дети, мне хочется поколдовать: "раз, два - вот и фея теперь я".
А вас превращу волшебной палочкой в насекомых.
"Дети-насекомые" летают, прыгают, порхают, издают звуки, присущие насекомым.
Дидактическая игра "Хорошо-плохо".
Мы отдохнули на полянке в лесу, и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем расколдовать детей, фея хочет узнать у них хорошо или плохо быть насекомым.
- Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?
Дети приходят к выводу, что если исчезнут насекомые, исчезнут растения, погибнут животные и птицы: они не могут существовать друг без друга.
Насекомые - это часть природы, природу нужно беречь, любить, охранять.
"Раз, два, три, четыре, пять - вот и дети вы опять".
Творческая работа
Дети на поезде возвращаются в детский сад. Воспитатель предлагает сделать бабочек из цветной бумаги оригами.