Елена Каленова
Организованная деятельность по ознакомлению детей с художественной литературой «Монолог и диалог. Вежливые слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Монолог и диалог. Вежливые слова.
Программное содержание:
Дать детям понятие об основных видах человеческой речи: монологической и диалогической, учить узнавать на примерах художественной литературы монолог и диалог.
Уточнить представления детей о семье, об отношениях в семье, желание помогать членам семьи.
Публикация «Организованная деятельность по ознакомлению детей с художественной литературой „Монолог и диалог, Вежливые слова“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Воспитывать социальное сознание детей, развивать устойчивые навыки общения, культуру поведения.
Оборудование:
Мяч, листы бумаги, карандаши, фломастеры, музыкальный фон.
Ход:
1ч. Провести игру на сосредоточение внимания и коммуникабельность «Какой ты?».
Дети встают в круг и, передавая друг другу красивый мяч, говорят друг о друге добрые слова.
- Саша, ты добрый!
- Данила, ты веселый!
- Даша, ты спортивная! И т. д.
2ч. – Ребята, мы с вами уже говорили о том, что человек является частью живой природы. - В чём же главное отличие человека от животных?
- Правильно! Люди общаются между собой при помощи речи, учатся и развиваются.
Устная человеческая речь делится на два основных вида: монолог и диалог.
Что же это значит?
Слово монолог произошло от греческого слова МОНО – один, и поэтому этим словом люди стали называть речь одного человека; а слово диалог произошло от слова ДИА – речь или беседа двоих людей.
- Подумайте и скажите, как можно назвать наше с вами общение сейчас, когда я говорю, а вы внимательно слушаете?
- А если я начну с кем то из вас разговаривать, то как мы это назовём?
- Молодцы! А сейчас я прочитаю вам два разных литературных произведения, а вы определите, к какому виду речи они относятся.
А. Яким «Родня».
Мама с папой – моя родня, нет родни родней у меня.
И сестрёнка родня, и братишка, и щенок лопоухий – Тишка.
Я родных своих очень люблю, скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка, маме в кухню – волшебная щётка,
Молоток настоящий братишке, мяч – сестрёнке, конфетка – Тишке!
А ещё есть друг у меня, друг Серёжка мне тоже родня,
Я к нему прибегаю с утра, без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю, всё на свете ему подарю!
- Понравилось вам стихотворение?
- Как вы думаете, от чьего лица рассказывается это стихотворение?
- О чём рассказывает мальчик? Есть ли у мальчика собеседник?
- Как мы назовём его речь?
- Почему?
- Вы правильно определили, что этот образец речи относится к монологу, т. к. мальчик рассказывал о своей семье, ни с кем не беседуя, в форме повествования.
3ч. Физкультминутка.
Раз – поднялся, потянулся,
Два – согнулся, разогнулся,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
(дети выполняют соответствующие речёвке движения).
4ч. – Ну что ж, послушайте ещё одно произведение:
Д. Габе «Работа»
Сегодня воскресенье, но папа с мамой работают с самого утра.
Мама убирает квартиру. Папа чинит окно.
- Ты почему бездельничаешь? – спрашивает папа.
Мне обидно до слёз.
- Мам, дай сумочку, я в магазин пойду.
- Держи, - говорит мама и даёт мне сумку.
Я всё купила правильно: и хлеб и простоквашу. Только вот сдачу куда - то задевала.
- Ничего, - говорит папа, - переживём. В следующий раз будешь внимательнее, а пока вот тебе лейка. Поливай цветы.
Я стала поливать цветы, всё полила, только на пол пролила немножко.
- Ничего, - говорит мама – это не страшно. Лужу я сейчас вытру, а пока вот тебе веник и совок. Подметай.
Я стала подметать, споткнулась и ударилась коленкой.
- Не страшно, - говорит папа, - коленка заживёт. Главное, что ты сегодня работала.
- О чём говорится в этом рассказе?
- От чьего лица он рассказывается?
- О чём рассказывает девочка?
- Есть ли у девочки собеседники? Кто?
- Как мы назовём речь людей в этом рассказе? (диалогическая речь).
5ч. – Ребята, а как бы вы охарактеризовали детей из стихотворения и рассказа?
Выслушиваем мнения детей – мальчик очень добрый, хороший, любит своих близких, друзей; девочка послушная, заботливая, трудолюбивая и т. д.
- Расскажите, а как вы относитесь к членам своей семьи, есть ли у вас обязанности, дают ли вам поручения и как вы их выполняете?
6ч. Предложить детям для закрепления темы придумать и нарисовать символы монологической и диалогической речи, например в виде лиц гномиков или детей.