Жанна Гоголева
Организация экспериментирования в детском саду. Конспект занятия «Свойства песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Свойства песка»
Интеграция образовательных областей:
познание (формирование целостной картины мира);
художественное творчество (аппликация);
музыка;
коммуникация;
чтение художественной литературы;
Виды детской деятельности :
игровая;
продуктивная;
коммуникативная;
познавательно-исследовательская;
экспериментальная.
Публикация «Организация экспериментирования в детском саду, Конспект занятия „Свойства песка“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Цель: Закреплять знания о приметах поздней осени; умение сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; знакомить с нетрадиционной техникой аппликации цветными нитями.
Материалы и оборудование: картины на тему «Пустыня», «Море», «Пасхальные куличи», бумага, клей,
Содержание организованной деятельности :
I. Организационный момент.
Вход детей под музыку. Приветствие детьми гостей.
Вос-ль: Здравствуйте, ребята! Я пришла сегодня к вам в гости, чтобы рассказать и показать вам много интересного. Меня зовут Анна Борисовна. Скажите, а вы любите путешествовать?
Дети: Да
Вос-ль: Тогда я приглашаю вас в путешествие в Исследовательскую лабораторию. Мы сейчас с вами станем не ребятами, а великими учёными и будем проводить опыты. Отгадайте загадку:
Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже!
Вос-ль: Как вы думаете, что это?
Дети: Песок.
Вос-ль: Сегодня в нашей лаборатории мы с вами будем изучать свойства песка. Перед вами стоят коробочки, в которые насыпан песок. Посмотрите на него. Какого он цвета?
Дети: Светлый
Вос-ль: Давайте потрогаем его. Возьмите немного песка на ладошку и посмотрите, из чего же состоит песок?
Дети: Из маленьких камушков – песчинок.
Вос-ль: Верно, ребята, в маленькой кучке песка много-много песчинок. Возьмите трубочку и подуйте через неё на песок. Что происходит?
Дети: Песок разлетается.
Вос-ль: А почему так происходит, как вы думаете?
Дети: потому что он лёгкий.
Вос-ль: Верно, ребята. А давайте снова наберём песочек в ладошку, и тонкой струйкой будем сыпать, чтобы получилась горочка. Посмотрите, что происходит с нашей горочкой – она растёт всё больше и больше или осыпается в разные стороны?
Дети: Осыпается.
Вос-ль: Верно, она осыпается в разные стороны, и получаются волны. Ребята, скажите, а где бывают волны из песка?
Дети: В пустыне.
Вос-ль: Верно, в пустныне бывают волны из песка. Посмотрите на картину. В пустыне дует ветер и двигает песок в разные стороны. На что они похожи?
Дети: На море.
Вос-ль: верно, ребята. Посмотрите, на другой картине изображено море. Похожи морские волны на волны из песка?
Дети: Да
Вос-ль: А давайте сейчас из нашего песка попробуем слепить колобка! (Дети пытаются)
Вос-ль: Не получается никак? Высыпается между пальчиками? А как вы думаете, почему так происходит?
Дети: Песок лёгкий, сыпется.
Вос-ль: Да, верно, песок сухой, лёгкий, сыпучий. Он не может удержаться на ладошке и высыпается. Можно из него что-нибудь вылепить?
Дети: Нет.
Вос-ль: Но зато, ребята, сухим песком можно нарисовать песочную картину. Попробуйте нарисовать пальчиком то, что хотите. Что у вас получилось?
Дети: (дом, солнце, волны и т. п.)
Вос-ль: Давайте мы с вами сейчас с помощью сухого песка сделаем «Песочное волшебство». Я вам раздам листочки и скажу волшебные слова. А вы слушайте внимательно и делайте как я.
Мы возьмём листок простой, белый, неприметный.
А потом возьмём песок. Не простой – волшебный.
Мы песочек насыпаем, насыпаем, насыпаем….
И фигурку получаем!
Угадаем мы сейчас, что получится у нас?
Вос-ль: Ребята, что за необычные фигуры получились у вас?
Дети: Геометрические фигуры.
Вос-ль: Верно, ребята, это плоскостные геометрические фигуры. Давайте их рассмотрим и посчитаем. Поднимите свои листочки те, у кого. Сколько у нас треугольников? (Три)
Вос-ль: Верно. А теперь поднимите листочки те, у кого. А сколько квадратов? (Три)
Вос-ль: Верно. А теперь поднимите листочки те, у кого. Сколько у нас получилось кружков? (Три)
Вос-ль: Тоже три. А как можно сказать про фигуры, когда их одинаковое количество? (Их поровну) Молодцы, ребята, хорошо постарались. Давайте соберём наши фигуры и сделаем из них выставку геометрических фигур. Вот как красиво у нас получилось!
Поработали, а теперь давайте немного отдохнём.
Мы станем маленькими песчинками и будем кружиться на ветру.
Мы песчинки, мы песчинки (руки вверх, покачивая)
Покружиться нам не лень (руки на поясе)
Мы апесчинки, мы песчинки (руки вверх, покачивая)
Танцевали б день и ночь (пружинка с приседанием, разведенными в стороны руками)
Встанем дружно все в кружок
Получается – ПЕСОК!
(повторяем 2 раза)
Вос-ль: Ну что, ребята, отдахнули? Давайте продолжим наши исследования. Мы с вами узнали, что из сухого песка ничего нельзя слепить. А из какого песка можно лепить фигурки и куличики?
Дети: из мокрого
Вос-ль: А как в природе получается мокрый песок?
Дети: Идёт дождь и песок намокает.
Вос-ль: Верно, ребята. А мы тоже можем сделать с вами мокрый песок с помощью наших леечек. Давайте сделаем свой дождик, и польём водичкой наш песок. (Поливаем) Посмотрите, каким тёмным стал песок. А каким цветом был сухой песок?
Дети: светлым.
Вос-ль: Верно, сухой песок был светлым, лёгким, сыпучим. Потрогайте его руками. Какой он?
Дети: мокрый, тяжелый, прилипает к рукам.
Вос-ль: Давайте из мокрого песка попробуем насыпать горочку (пробуют). Что же получается у нас? Песок перестал быть сыпучим. Он стал тяжелый, потому что водичка склеила все песчинки, и они не разлетаются больше. Как вы думаете, если все песчинки склеились – можно слепить что-нибудь из такого песка?
Дети: Да.
Вос-ль: Давайте это проверим – вылепим колобок. Получилось? Вот так, ребята, из мокрого песка можно вылепить всё что хочешь! Что бы вы хотели вылепить сейчас? (ответы детей). Ребята, скоро в России будут отмечать праздник Великой пасхи, и ваши мамы и бабушки будут печь пасхальные куличи. Посмотрите на картину – вот какие бывают красивые эти куличи! Давайте мы свами сейчас возьмём формочки и тоже сделаем свои маленькие куличики, а потом их украсим празднично и нарядно! (дети лепят куличи).
Вос-ль: Давайте оставим наши красивые куличи в зале, чтобы другие ребята и взрослые тоже могли полюбоваться вашими куличами.
(Поставили куличи, вытерли руки влажными салфетками и сели на стульчики)
Рефлексия.
Ну вот, ребята, сколько интересных дел мы с вами сегодня сделали! Скажите, а что же мы сегодня с вами делали?
Дети: исследовали песок.
Верно. Мы с вами исследовали свойства песка. Каким бывает песок?
Дети: сухим и мокрым.
Вос-ль: Чем отличается сухой песок от мокрого?
Дети: из сухого песка ничего нельзя вылепить, а из мокрого можно.
Вос-ль: а что еще вам понравилось делать в нашей лаборатории?
Дети: рисовать сухим песком песочные картины с геометрическими фигурами и лепить куличи из мокрого песка.