Анна Чуева
Познавательно-исследовательское занятие в старшей группе ДО «Удивительный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 56» г. Псков
Познавательно-исследовательское занятие в старшей группе ДО
«Удивительный песок»
Воспитатель:
Чуева Анна Александровна
Цель: развивать активность и любознательность детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-опытной деятельности.
Задачи:
• формировать представления о свойствах песка;
• обучать детей навыкам экспериментирования с песком;
• обогащать тактильный опыт детей;
Публикация «Познавательно-исследовательское занятие в старшей группе ДО „Удивительный песок“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
• побуждать детей самостоятельно находить решение проблемы и учить высказывать свои предложения и суждения;
• развивать мелкую моторику рук;
• развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание и память;
• вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Ход занятия.
Воспитатель: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро.
- Доброе утро! - Солнцу и птицам.
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
(Раздается стук в дверь).
Воспитатель: - Ребята, вы слышите, кто-то стучится. Кто бы это мог быть?
(Воспитатель вносит игрушку – Милу герой мультфильма «Лунтик»)
Посмотрите ребята, кто прилетел к нам в гости? (ответы детей Мила). Давайте поздороваемся и пожелаем Миле доброго утра.
Мила: «Доброе утро ребята!»
Воспитатель: Мила, а почему ты такая грустная?
Мила: «Вы же знаете, ребята как я люблю, играть с песком?»
Дети: Да!
Мила: «Однажды я сидела в песочнице и лепила куличики, и тут ко мне подошел Кузя и сказал: «опять ты Мила лепишь куличики, могла бы что-нибудь интереснее придумать!» И упрыгал играть с Лунтиком. И тут я подумала, что, к сожалению, я ничего не знаю ничего про песок. Ребята, вы мне поможете узнать, что такое песок и что еще с ним можно делать?
Воспитатель: «Конечно, мы поможем тебе, Мила»
Воспитатель продолжает: (презентация)
Ребята песок нужен людям. Песок используется в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.
Изготавливают стёкла, посуду, песочные часы. В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время. Из песка можно строить различные фигуры, и песком можно даже рисовать.
Ребята, а вы знаете, где живёт в песок? (В природе.) Песок это живая или неживая природа? (Неживая природа.)
Воспитатель: приглашаю вас на игру.
Подвижная игра «Песчинки»
Вокруг себя повернись и в песчинки превратись. Вот как много у нас песка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. Все песчинки поднялись кверху и закружились, полетели.
Дети кружатся.
Воспитатель: Ветер притих, и песчинки осторожно опустились на землю.
Дети садятся на корточки.
Воспитатель: Вдруг вновь подул ветер и поднял весь песок вверх. Полетели песчинки, закружились.
Дети кружатся.
Воспитатель: Посмотрела в окно хозяйка и думает: что-то пыльно на улице, песок летит в лицо. Взяла она лейку с водой, да и стала песок поливать. Поливает она песок водой. Песчинки намокают и опускаются на землю.
Дети садятся на корточки.
Воспитатель: Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить. Возьмитесь за руки и образуйте круг-каравай.
Дети берутся за руки и образуют круг.
Воспитатель:
А вы хотите узнать про волшебный песок? А какой бывает волшебный песок?
Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию «Хочу всё знать!», где вы станете учёными, художниками и волшебниками. А вашими помощниками сегодня будут пальчики и ручки. А мне будет помогать Мила.
-В песке находится песочная пыль, поэтому мы должны защитить себя, аккуратно работать, чтобы эта пыль не попала в глаза. Дети надевают фартуки.
Воспитатель: - Все готовы? (Да)
Мила: ребята, прежде чем мы начнем, я хочу загадать вам мою любимую загадку:
Он жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть. (Песок)
Опыты с песком
1. В первой тарелке дети рассматривают через лупу песчинки сухого песка, воспитатель выясняет его свойства:
• сухой песок жёлтого цвета, рассыпается, не прилипает к рукам;
• состоит из песчинок разного цвета и формы, которые не прилипают друг к другу;
• из него нельзя лепить куличики.
2. Во вторую тарелку с песком воспитатель наливает воду, дети с помощью лупы уточняют свойства мокрого песка:
• пропускает воду (предлагает вспомнить, где после дождя лужи не остаются: на дороге, огороде, песке, и т. д.);
• мокрый песок не рассыпается, липнет к рукам, так как песчинки соединяются друг с другом, как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу;
• он темнее, чем сухой песок;
• из влажного (мокрого) песка можно лепить.
Самомассаж. Психогимнастика.
Дети показывают, как можно, глубоко погрузив руки в песок, сжимать, перетирать его между ладонями.
Воспитатель учит детей проговаривать свои ощущения: "Я чувствую тепло (холод) песка", "Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно", "Мне нравится погружать свои руки в песок" и т. п.
3. Мокрый песок принимает любую нужную форму. Тарелка с мокрым песком, различные формочки. Насыпаем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
• Какие фигурки получились?
• Из какого песка удалось сделать фигурки? (Мокрый песок принимает любую форму)
Итог занятия
Воспитатель: понравилось ли вам занятие ребята? А ты Мила, что нового узнала о песке?
Мила: Мне все очень понравилось, но мне уже пора возвращаться.
Воспитатель: Конечно, тебе пора лететь, но у нас с ребятами есть для тебя сюрприз!
«Портрет Милы» (рисование сухим песком)
Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованным персонажем, клеящие карандаши. Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок. Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
Дети дарят портрет персонажу и прощаются с ним.
Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем!