Наталья Паламодова
Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица
Добрый день, уважаемые коллеги! Предоставляю вашему вниманию свой опыт по теме «Организация детской экспериментальной деятельности раннего дошкольного возраста как средство познавательного развития»
Публикация «Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, развитие познавательной активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.
Учитывая значимость и важность познавательного развития, процесса познания окружающего мира детьми раннего возраста я взяла эту тему за основу в работе с детьми.
Перед тем, как начать работу я поставила перед собой цель: развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Исходя из этой цели, с учётом интересов детей, их возрастных особенностей были поставлены следующие задачи:
- Углублять представления о живой и неживой природе.
- Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
- Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
Дети раннего возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Они с удовольствием обследуют песок, камешки, предметы; любят плескаться воде, наполнять и опорожнять сосуды, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают кораблики, экспериментировать с плавающими и тонущими предметами; пробуют делать пену и пускать мыльные пузыри.
Для поддержания и развития в ребенке интерес к исследованиям, открытиям я создала в группе все необходимые для этого условия.
В уголке экспериментальной деятельности размещаются коллекции раковин, камней, семена фасоли и бобов, перья, опилки, стружка, песок, глина, почва. Приборы-помощники (весы, песочные часы, увеличительные стёкла, магниты, сито, водяная мельница, воронки, трубочки для выдувания, лопатки, формочки, мерная посуда. Есть место для проведения опытов.
Все оборудование и предметы, которыми пользуются дети безопасны. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем.
Я знакомлю детей с различными свойствами вещей, играем с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдаем за таянием снега, льда, замерзанием воды, за веточкой дерева, которую ставим в воду и ждем появления первых листочков.
Сегодня я вам представлю свой опыт работы в группе раннего возраста по ознакомлению детей со свойствами снега и воды. Всю работу по ознакомлению детей со свойствами снега и воды я объединила в проекты «Снег на ладошках» и «Волшебная водичка»
На улице мороз и выпал легкий пушистый снег? Самое время рассматривать всю красоту и многообразие снежинок. Знакомиться с мягким, пушистым и пластичным снегом.
Проект «Снег на ладошках»
Задачи проекта:
- Практически ознакомить ребенка с явлением неживой природы – снегом.
- Формировать представления о свойствах и качествах снега.
- Учить малыша выражать словами свои впечатления.
- Обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора, в соответствии с возрастными возможностями.
- Поощрять желание детей отражать в изобразительной деятельности и лепке впечатления о снеге.
- развивать у детей сенсорные способности.
Первое, что мы узнали о снеге, что снег холодный, белый, мягкий, рыхлый и пушистый. В теплом месте снег превращается в капельки (слайд)
Следующие эксперименты со снегом «Лепим снеговика» слайд, «Снежные фигурки» закрепили знания детей о свойствах снега. Дети узнали, что из снега можно лепить.
Узнали, что снег впитывает краску и приобретает ее цвет.
Все знания, полученные в процессе экспериментов дети закрепляли в художественном творчестве (лепка, рисование, дидактических играх, подвижных играх и на прогулках во время игр со снегом.
Проект «Волшебная водичка»
Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, я убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах воды и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей. С целью ознакомления детей со свойствами воды, формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде был разработан проект «Волшебная водичка» для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Новизна проекта в том, что у детей раннего и младшего дошкольного возраста совсем небольшой жизненный опыт. Несмотря на это, я считаю возможным и необходимым формировать экологическую культуру у детей.
Задачи проекта:
- формировать у детей элементарные представления о воде, о различных состояниях воды (твёрдой, тёплой, холодной, о пользе воды в природе, дать представление какую роль играет вода в жизни человека)
- развивать у детей интерес к воде, закрепить навыки соблюдения личной гигиены, мытья рук.
- воспитывать бережное отношение к воде.
Со свойствами воды дети знакомились в процессе экспериментирования, а также игр с водой.
Исследовательская деятельность "Вода льётся"
Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, текучая.
Дети узнали, что водичка может журчать и течь, её даже можно наливать в стаканчик и переливать из стакана в воронку. Струя воды заставляет вращаться водяную мельницу.
Игра с водой «Кораблики»
Наполнить таз водой, пустить кораблики. Если на кораблик подуть, то он поплывет. Если дуть сильнее, то кораблик плывет быстрее. Прочитайте отрывок из сказки А. С. Пушкина
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Игра с водой "Выбери нужного цвета"
Цель: развитие у детей сенсомоторики, координации движений, зрительного внимания, закрепление цветовых оттенков.
Для игры вновь нужна ёмкость, наполненная водой и разноцветные крышечки.
Я предлагала достать детям предметы определённого цвета из воды и положить на поднос такого же цвета.
Игра с водой «С места на место»
Помещаем мелкие пластмассовые шарики (в данном случае коробочки от киндер сюрпризов) в воду. Задача малышей — выловить ситечком с длинной ручкой или совочком все шарики и переложить их на поднос.
Исследовательская деятельность «Тонет не тонет»
Цель: дать детям представление о том, что легкие предметы в воде плавают, а тяжелые тонут.
Исследовательская деятельность "Цветочки тоже хотят пить!"
Даёт детям представление о пользе и необходимости воды для всего живого. В процессе экспериментирования дети узнали, что растения тоже пьют воду.
Игра «Пускам пузыри»
Детям нравится наблюдать за образованием пузырей. Выдуть пузыри не легко - это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Для этого нужно научить детей сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении.
Исследовательская деятельность "Разноцветная водичка"
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (закрашивание).
Я брала краски и подкрашивала водичку в баночках.
- Какого цвета стала вода? Почему?
- А еще мы можем превратить нашу водичку в красивые льдинки.
Можно разлить разноцветную водичку в формочки, и вынести на улицу.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей. Родители были познакомлены с опытами и экспериментами, которые можно проводить дома на кухне, помогали нам в пополнении экспериментального центра. Регулярно знакомились с тем, какие опыты и эксперименты проводятся с детьми в группе. С этой целью я планирую провести: родительский – практикум по теме : «Опыты и эксперименты дома»; консультацию «Познаём природу» (через наблюдения на прогулке с мамой). Привлечение родителей к дальнейшему пополнению экспериментального центра : «Маленький исследователь» : необходимо запастись непромокаемыми фартуками, нарукавниками.
Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.
• дети проявляют интерес к окружающим предметам и явлениям;
• у них развивается познавательная активность, самостоятельность, инициативность;
• они осмысливают задания, точно выполняют их с небольшой помощью взрослого;
• умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
• многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
• ухаживают за растениями ближайшего окружения.
Подводя итог своему опыту работы, я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем мире.