Татьяна Иваницкая
Игровые технологии, как средство развития речи у детей младенческого и раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Т. И. Иваницкая
воспитатель дома ребенка
г. Братск
Игровые технологии как средство развития речи
у детей младенческого и раннего возраста
Первый год жизни-это удивительный по своей исключительности этап в жизни малыша. Трудно сравнить с чем-нибудь тот путь, который проходит младенец за первые двенадцать месяцев своей жизни.
Темочки:
- Игровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Образовательные технологии
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Появление речи считается важнейшим показателем психического развития ребенка в младенческом и раннем возрасте. Речевые способности изначально заложены в ребенке и проявляются по мере его взросления. При дет время, и малыш сам заговорит. Надо только набраться терпения и дождаться, пока в ребенке созреет способность разговаривать.
В доме ребенка проживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Все они разные, с разным уровнем развития и чаще всего их уровень отстает от нормы. Поэтому перед сотрудниками дома ребенка стоит ряд задач, направленных на то, чтобы максимально приблизить уровень развития воспитанников к норме, в том числе и речевого.
Мы стараемся идти в ногу со временем и поэтому в своей работе применяем новые игровые технологии, через которые дети лучше овладевают активной речью. Ведь благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах, при помощи речи выражает свои потребности, чувства и переживания.
Что в окружающей младенца среде является самым главным для будущего своевременного и успешного речевого развития? Ответ на этот вопрос нужно искать в поведении окружающих близких взрослых и прежде всего мамы. Но в доме ребенка к сожалению мамами являемся мы - воспитатели. Любовь и забота проявляется не только в том, что мы вовремя и хорошо кормим, пеленаем ребенка, общаемся с ним. Мы пытаемся поймать его блуждающий, рассеянный взгляд. Улыбаемся ему, гладим, берем на руки и, конечно же, непрерывно разговариваем с малышом - во время купания, одевания, прогулки: "Сейчас Никитушка снимет рубашечку и будет плавать. Вот как у нас ножки плавают! Давай немного побрызгаемся. Ты мой хороший, вот умница, давай теперь будем купаться" и пр.
И вот что важно: эти на первый взгляд бесполезные ласковые разговоры, улыбки, поглаживания оказываются чрезвычайно важны для психического развития и здоровья ребенка. Как показывают многочисленные и печальные факты развития детей первого года жизни, отсутствие любви внимания взрослых, улыбок, взглядов и разговоров с младенцем ведет к серьезным отставаниям многих сторон психики и прежде всего к задержке речи.
ПОявлению речи предшествует сложный и длительный этап предречевых вокализаций, своеобразных голосовых проявлений младенца. Проходит время, и мы с удивлением замечаем, как усложняются звуки, произносимые малышом. Появляется гуление затем лепет. За совсем небольшой период времени, ребенок от беспомощного плача и крика переходит к тонким и разнообразным голосовым проявлениям.
Выходит, что ни предметный мир, ни многообразие интересных дел и занятий, которые есть у малыша, не могут существовать без тесного контакта со взрослым.
В работе с малышами я использую фольклор, различные песенки, пестушки, разговариваю на языке так называемой "тарабарщины". Фольклор - лучший речевой материал. Потешки, поговорки,скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с довольствием ими воспринимаются.
В 8-9 месяцев дети начинают хватать предметы, трясти их, махать, бросать, сосать и пр. В этот период необходимо, что -то делать вместе с малышом, что -то показывать: греметь погремушкой, рвать бумажки, катать шарики и пр.
Вот в таком "предметном" сотрудничестве ребенка и взрослого рождается первое слово. Для того чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнуть потребность в этом. Эта потребность складывается из двух основных частей: потребности в общении со взрослым и потребности в каком-нибудь предмете. Ни одно, ни другое само по себе к слову еще не приведет. И только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, создают необходимость назвать этот предмет, самому произнести это первое слово.
Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра - это основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры нет воспитания личности.
Не секрет, что в таких группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возрат наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для побуждения интереса ко всему, что нас окружает. ПОэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно и должна пронизывать все режимные моменты.
От нас близких взрослых, требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребенка:
- включить в предметные действия активное использование речи. Для этого можно сопровождать показ предметных действий рассказом;
-организовать сотрудничество с ребенком по типу "давай вместе. ";
-как можно больше говорить с ребенком, читать ему книжки, вместе слушать песенки, сказки с использованием ИКТ;
-игры с имитацией-взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверюшек;
-совместное рассматривание ярких картинок, детских музыкальных книжек;
-рассказ по простой сюжетной картинке;
-рассказы по картинкам, пересказывание сказок;
- пальчиковые игры и специальные упражнения( "Сорока", "Ладушки" и др);
-массаж кистей рук и пальцев (в том числе щетками, колючими мячиками, массажерами Су-джок и др.);
-различные тренажеры (вкладыши, шнуровки, клавиатуры, мозаики, прищепки и др.);
-игры с крупой,бусами, орехами. Взаимодействие с манной крупой стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. К тому же рисование пальчиками раскрывает творческие возможности ребенка, ребенок получает массу положительных эмоций;
-артикуляционная гимнастика"Непослушный язычок", "Вкусное варенье", "Блинчик на тарелочке" и др. Артикуляционная гимнастика представляет собой упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения;
-самомассаж кистей и пальцев рук в "сухом бассейне" можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
Таким образом, применяя традиционные и новые игровые технологии в своей работе, мы стараемся создать необходимую питательную речевую среду для наших деток.
Мир, в котором будет жить ребенок зависит от нас, от тех слов, которые мы с раннего детства говорим ему, от тех песен, которые поем ему, от тех сказок, что рассказываем.
Литература
1. Гипеннрейтер Ю. Б. продолжаем общаться с ребенком. Так?
Издательство "АСТ"ю -2016.
2. Пагудина И,С, Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста от 1 до3 лет.
Изд-во "Детство- пресс".-
3. Стефанко А. В. Практический материал для организации образовательной деятельности в группе раннего возраста.
Изд-во "Детство- пресс". 2017.