Алла Фефлова
Сказка как средство развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, формирования и развития всех сторон речи. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово, а именно, сказки. Эти произведения характеризуются богатством и яркостью речи, интонаций. Это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше мы начнем знакомить малыша со сказкой, чем чаще мы станем это делать, тем больше шансов на то, что ребенок раньше заговорит, научится связно выражать свои мысли и эмоции. Сказки, при систематическом рассказывании, способствуют формированию у ребенка слуховой сосредоточенности, навыка слушания чтения книги.
Публикация «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Сказка - самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности.
Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка..
Чтобы малыш начал говорить, необходимо развить все компоненты устной речи:
1. Формирование словаря - обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.
2. Звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух.
Формирование умения отчетливо произносить изолированные гласные и согласные звуки, правильно воспроизводить звукоподражания, слова и фразы. Развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевое дыхание, слуховое внимание, умение пользоваться высотой и силой голоса.
3. Формирование связной, грамматически правильной речи.
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под, употреблять вопросительные слова (кто, что, где, помогать отвечать на простейшие вопросы («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные –«Во что одет?», «Что везет?», «Кому?»
Необходимо приобщать детей к художественной литературе, воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Именно в сказке можно найти все, что нужно для решения поставленных задач.
Рассмотрим это на примере «Курочка Ряба».Читая эту сказку можно пополнить словарь ребенка различными частями речи.
Формирование словаря
Существительные: дедушка, бабушка, курочка, яичко, мышка, хвостик;
Глаголы: жили-были, снесла, бил, не разбил, бежала, махнула, упало, разбилось, плачет, кудахчет;
Прилагательные:золотое, простое, маленькая, большая, грустный, веселый
Наречия:быстро, высоко, низко
Имитация действий животных как бежит мышка, как ходит курочка
Имитация действий и эмоций людей Бил -бил, плачет, грустный, веселый
С помощью этой сказки можно поработать над звуковой культурой речи.
Звуковая культура речи
Звукоподражание:Ко-ко-ко, пи-пи-пи, тук-тук
Воспроизведение фраз (договаривание):«Дед бил,бил, не разбил»,
«Баба била, била не разбила»
Развитие слухового внимания Игра «Тихо-громко» (тук-тук, ко-ко, пи-пи)
Читая сказку, мы отрабатываем и грамматику.
Грамматический строй речи
Согласование существительных с глаголами:Дед бил, баба била, мышка бежала, курочка кудахчет, яичко упало, яичко разбилось, дед плачет, баба плачет
Использование предлогов (на, под) На столе, под столом
Решаем задачи развития связной речи.
Связная речь
Ответы на вопросы: Про кого сказка? Как звали курочку? Где жила курочка? Что снесла курочка? Какое яичко? Кто разбил яичко? Кто плакал? Что курочка сказала?
Таким образом, читая любую сказку, можно с интересом для малыша решать обучающие и развивающие задачи :обогащать словарь, отрабатывать звуковую сторону речи, грамматику и связную речь.
Сказка является эффективным средством воздействия на развитие основных компонентов речи ребенка. Добрые и поучительные, обязательно оставят у малыша впечатления и наполнят разнообразными чувствами и эмоциями, а речь дополнится красивыми словами и оборотами.