Ольга Марьина
Организация взаимопомощи родителей с целью обмена опытом воспитания и образования детей с ОВЗ. Для воспитателей и специалистов
▼ Скачать + Заказать документы
рганизация взаимопомощи родителей с целью обмена опытом воспитания и образования детей с ОВЗ. (для воспитателей и специалистов службы комплексного сопровождения)
Учитель-логопед: Марьина О. В.
ГБОУ Школа № 935 г. Москва
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка с ОВЗ.
Публикация «Организация взаимопомощи родителей с целью обмена опытом воспитания и образования детей с ОВЗ, Для воспитателей и специалистов» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
Когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка с ОВЗ, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад это место, где только присматривают за детьми. Поэтому педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Единство, которое достигается, если цель и задачи воспитания хорошо понятны не только воспитателями, но и родителями;
Доброжелательный стиль общения. Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога. Как показывает опыт, ежедневное доброжелательное взаимодействие с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
Этот принцип необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, нужно научиться чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь-то и применяется человеческое и педагогическое умение успокоить родителя и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Сотрудничество, а не наставничество. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, «хорошо знающие» как им надо воспитывать своего ребенка. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний никогда не приносит положительных результатов. Эффективность, прежде всего, кроется в создании атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованности детского сада в проблемах ребенка и искреннее желание помочь семье.
Важная форма взаимодействия детского сада и семьи - совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей с ОВЗ, содействует развитию отношений между семьями воспитанников.
Использование традиционных форм. Это собрания, консультации, беседы, мастер – класс, игровые тренинги совместно с психологом. Вот таким образом происходит сближение родителей, педагогов и детей.
Наглядная агитация для родителей носит разноплановый характер: ширмы, стенд объявлений, знакомство родителей с пройденном материалом. Смена материала имеет как сезонный характер, так и определенную педагогическую направленность с опорой на возрастные особенности группы. Наглядная агитация оформлена согласно задачам годового плана: оформление стенда для родителей на темы : «Советы родителям по воспитанию», «Воспитание культуры поведения у дошкольников» ,оформление папок-передвижек на разнообразные темы. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников носит систематический, плановый характер.
- проектная деятельность (детско-родительские проекты);
-индивидуальная беседа;
-привлечение родителей к проведению развлечений и праздников;
- анкетирование и тестирование;
- индивидуальное консультирование;
- мастер – класс;
-общие и групповые родительские собрания;
-знакомство родителей с пройденным материалом по НОД.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками педагога, создана атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 78% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами обеспечивает успех в деле воспитания, развития и социализации ребенка, а значит, в будущем обеспечит успех в жизни.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагога и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому педагоги ДОУ должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.