Елена Позднякова
Организация усвоения образовательной программы дошкольного образования в условиях дистанционного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Организация усвоения Образовательной программы дошкольного образования в условиях дистанционного обучения
1. Проблема: Как в режиме самоизоляции организовать работу по освоению воспитанниками ООП.
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране, перед нами, педагогами дошкольного образования, остро встал вопрос: «Как продолжать работу с детьми дошкольного возраста в условиях самоизоляции?»
Публикация «Организация усвоения образовательной программы дошкольного образования в условиях дистанционного обучения» размещена в разделах
Формат дистанционной образовательной деятельности требует прежде всего перестройки, которая затронула не только техническую сторону данного вида образования. Но также сложно было перестроиться педагогам психологически, в результате чего возникали вопросы: «Как подать образовательный материал детям и родителям в максимально понятной и доступной форме?», «Какую форму дистанционного образования выбрать?», «В каком режиме будут проводиться занятия: офлайн или онлайн?» и т. п.
2. Решение проблемы: организовать работу в дистанционном режиме (определение (выбор) технических ресурсов).
Проведя совещание с педагогами в Skype по вопросу организации образовательной деятельности в период пандемии, коллегиально было принято решение, что образовательная деятельность будет осуществляться в дистанционном режиме с помощью сервиса Skype, а также мессенджеров Viber, WhatsApp.
3. Алгоритм действий:
- составление расписания занятий в дистанционной форме (по СанПиН и календарно-тематическим планом)
- формирование психологической готовности педагогов к работе в новых условиях (ВКС-совещания с педагогами)
- информирование родителей о режиме и расписании занятий.
Было составлено расписание онлайн-занятий в соответствии с календарно-тематическим планированием ДОУ и с учетом норм СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 к проведению НОД с использованием ИКТ.
Так как опыт дистанционного обучения был только у учителя-логопеда и зам. директора, педагоги испытывали трудности при переходе к работе в новом формате (использование ЭОР, работа с родителями в онлайн- режиме, групповая работа в Skype (надо было усвоить детьми и родителями правила работы онлайн).
Еженедельно, в целях оказания методической помощи и формированию психологической готовности педагогов к работе в новом формате, проводились ВКС-совещания в сервисе Skype, где озвучивались и обсуждались актуальные вопросы: как работать в лениг апс находясь в скайпе, пользоваться другими интернет ресурсами, как отслеживать выполнение заданий и др., педагоги делились своими наработками с коллегами.
Посредством мессенджеров Viber, WhatsApp мы информировали родителей об организации образовательной деятельности в дистанционном формате, о времени проведения занятий. объясняли, как будем сотрудничать.
Здесь нужно отметить, что часть родителей высказала недовольство переходом на дистанционный формат работы. Так, у некоторых родителей были еще дети-школьники, которые также перешли на дистанционное обучение, у них было свое расписание уроков, и родителям особенно в первое время приходилось уделять время и внимание младшим школьникам. У других родителей не было технической возможности (отсутствовали или были заняты другими детьми гаджеты, а кто-то из родителей думал, что дистанционное обучение для дошкольников - это лишь потеря времени.
Приходилось находить выход из сложившейся ситуации. Согласовывали время проведения занятий с теми родителями, у которых есть дети-школьники, выдавали во временное пользование ноутбуки тем родителям, которые хотели, чтобы их ребенок занимался, но не было технической возможности. Тех, кто считал, что это потеря времени, объясняли важность для ребенка не прерывать образовательный процесс, договаривались, чтобы ребенок поучаствовал один раз на онлайн-занятии, далее – участие по желанию. Практика показала, что все дети, родители которых сначала были негативно настроены, продолжили принимать участие в онлайн-занятиях.
4. Особенности проведения занятий с детьми (какие формы использовали педагоги, в том числе психолог и логопед – индивидуальная работа с ОВЗ)
Для организации занятий в онлайн режиме были созданы группы детей в Skype.
Каждый воспитатель создавал электронные картотеки ссылок по направлениям работы (физминутки, пальчиковые гимнастики, онлайн-чтение детской художественной литературы с картинками, онлайн-загадки, а также детские образовательные порталы для работы в онлайн и офлайн режимах).
На официальном сайте образовательной организации и в сетевом городе воспитателями и специалистами регулярно выкладывались задания и упражнения по каждой теме недели.
Активно в дистанционной работе педагогами применялся сервис LearningApps.org, в нем удобно отслеживать выполнение заданий, для этого создается группа, куда воспитатель вносит всех детей группы, автоматически формируется логин и пароль для каждого ребенка, и через вход в личный кабинет ребенок получает доступ к интерактивной игре или упражнению, в результате выполнения которых, в листе статистики, отражается количество входов и выполненных заданий. Задания могут выполняться как самостоятельно, так и совместно с воспитателем на занятии.
Занятия по формированию целостной картины мира, формированию элементарных математических представлений и речевому развитию проводили в онлайн-режиме в Skype. Для подготовки к занятиям педагоги создавали презентации с аудио сопровождением, слайд-шоу, видеопрезентации. Для заучивания стихотворений создавали мнемотаблицы с аудио и видео сопровождением, создавали интерактивные игры и упражнения в LearningApps.org, использовали различные детские образовательные порталы. Для формирования элементарных математических представлений активно использовался сайт «Разумка», на нем очень легко отследить выполнение заданий, так как работа с данным сайтом аналогична работе с сервисом LearningApps.org. Для формирования целостной картины мира и речевого развития в своей работе использовали ресурсы таких сайтов, как «Сказки всем», «Инфоурок», «Лисёнок Бибуша», «Играемся», «Игры детей РФ» и др.
Занятия по аппликации, лепке и рисованию проводились как в онлайн, так и в офлайн режимах. Воспитатели записывали мастер-классы с показом выполнения задания в соответствии с тематикой недели и рассылали их на электронную почту родителям, либо через мессенджеры Viber, WhatsApp. В конце каждой недели воспитатели делали слайдшоу и видеоролики, куда входили работы детей, стихи, песни, полученные через обратную связь с родителями. Данные видеоролики являлись итогом работы за неделю и размещались на нашем сайте и отправлялось в группы родителей в сети Интернет.
Занятия по физическому развитию проводились также и в онлайн, и в офлайн режиме с демонстрацией комплексов упражнений утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений, физ. минуток и др.
Анализ организации образовательной деятельности в дистанционном формате показал, что наиболее востребованными оказались такие формы работы: онлайн-занятия – 85% воспитанников, акции, конкурсы, флешмобы - 70% воспитанников, игровые задания, размещенные в группах - 95% воспитанников).
Успех коррекционной работы во многом зависит от регулярности посещения занятий ребенком. Столкнувшись с проблемой пропуска занятий детьми по причине болезни, отъезда в отпуск и др., наш учитель-логопед нашла решение. С помощью различных интернет-сервисов поддерживающих интерактивную связь: ленинг апс, гугл-класс, мерсибо, и др. продолжалась коррекционная работа педагога с детьми, отсутствующими в детском саду.
Опыт работы учителя-логопеда в дистанционном формате оказался очень востребованным в период пандемии. Педагог-психолог, учитель-дефектолог также перевели коррекционную работу в дистанционный формат. Индивидуальные онлайн-занятия специалистов и воспитателей с детьми с ОВЗ проводились в сервисе Skype, консультирование родителей осуществлялось посредством мессенджеров Viber, WhatsApp. Также в своей работе специалисты использовали личные сайты, на которых множество заданий с различной тематикой, различные интернет-ресурсы и детские образовательные платформы. Все дети с ОВЗ (100%) получали помощь специалистов в дистанционном формате.
5. Обратная связь «педагог-ребенок –родитель»
Технология дистанционного образования подразумевает множество средств обратной связи (телефон, электронная почта, мессенджеры и пр., мы выбрали наиболее оптимальные средства связи для родителей наших воспитанников. На протяжении всего периода дистанционного обучения воспитатели и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) с родителями были на связи, по необходимости консультировали родителей как правильно и поэтапно преподнести учебный и развивающий материал детям; как соблюдать режим и т. п.
В результате нашего сотрудничества, по завершению каждой тематической недели, родители направляли воспитателю и специалисту фото и видео отчеты о проделанной работе, педагоги весь материал оформляли в общее видео или слайдшоу и отправляли в общую группу.
Помимо занятий, образовательная деятельность осуществлялась в других формах: конкурсы рисунков и поделок, приуроченных к праздникам («Светлая Пасха»,, флешмобы («Витамины это здорово!», «Бессмертный полк», челленджы («А вам слабо?», выпускной праздник в онлайн режиме. Все материалы оформлялись в фото и видео отчеты и отправлялись родителям и детям.
6. Результат работы в дистанционном формате
В результате работы в дистанционном режиме все педагоги (100%) приобрели опыт работы в дистанционном режиме. Воспитатели и специалисты научились проводить групповые и индивидуальные занятия в Skype, обучающие онлайн мастер-классы, создание интерктивных игр по КТП. Воспитатели научились обрабатывать результат работы детей, формируя короткие видеоролики, слайдшоу.
Опыт работы в дистанте пригодится педагогам для ведения своего сайта, при дальнейшей работе с отсутствующими детьми (болезнь, отпуск, выступлении на РПМО и т. д. Воспитатели и специалисты планируют и дальше работать в дистанционном режиме, с теми детьми, которые будут отсутствовать в детском саду.
Воспитанникам очень понравилось заниматься дистанционно, 85% детей приобрели навыки ИКТ участвовать в онлайн-занятии, освоили работу с сетевыми ресурсами (онлайн-игры на развивающих сайтах. Воспитатели будут использовать эти навыки при проведении образовательной деятельности с использованием интерактивной доски на занятиях. Дистанционная форма работы благотворно сказывается на результатах детей, у них не прерывается образовательная деятельность, сохраняется возможность общения с педагогами и сверстниками.
Положительным оказался опыт дистанционного взаимодействия с родителями воспитанников, родители в любое время, которое им удобно, могут зайти на сайт, в группу, познакомиться с презентациями, ссылками на информационные ресурсы, с заданиями для отработки приобретённых навыков, приемами работы с детьми дома, с интересными методическими пособиями, увидеть рекомендации для выполнения заданий и др. 100% родителей положительно оценили работу педагогов в дистанционном режиме (если проводился опрос). Все были довольны формой работы, подачей, доступностью.
Опыт образовательной организации по организации образовательной деятельности в дистанционном формате был проанализирован и обобщен. По запросу Департамента образования МО Надымский район в числе практик по выявлению и описанию лучшего опыта использования дистанционных технологий и электронного обучения, в целях подготовки для тиражирования данного опыта на региональном и федеральном уровнях были представлены статьи трёх педагогов с описанием опыта работы в области использования дистанционных технологий.