Лучший педагог года

Организация театрализованной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации

Елена Миндина
Организация театрализованной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации

Организация театрализованной деятельности воспитанников

в дошкольной образовательной организации.

Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Театр для детей – это, прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять нам, верить — значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Публикация «Организация театрализованной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

- художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств (обучением вербальным и невербальным видам обучения);

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи (диалога и монолога);

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика практически неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение в игре.

Театрализованная деятельность позволяет уберечь ребенка от эстетической глухоты, решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Музыкально – театрализованная деятельность – это одна из самых доступных и демократичных видов деятельности в детском саду, которая осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы, краски, звуки, развивают воображение ребёнка, фантазию и творческий потенциал.

Актуальность данного проекта заключается в том, что театрализованная деятельность помогает решить одну из важных задач: развитие речи, так как в процессе театрализованных игр незаметно активизируется словарный запас ребенка, совершенствуется звуковая культура ребенка, ее интонационный строй. Произносимые реплики, ставят ребенка перед необходимостью четко, ясно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Цель проектной работы: создать условия по организации театрализованной деятельности воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.

Задачи проектной работы:

- описать условия развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

- развивать творческие и специальные способности;

- обеспечить совместную образовательную и развивающую деятельность детей и взрослых.

- обогатить предметно – пространственную среду в данном направлении образовательной деятельности.

Организация театрализованной деятельности воспитанников

в дошкольной образовательной организации

Успешная реализация поставленных задач по театрализованной деятельности, определяет построение образовательного процесса с опорой на следующие дидактические принципы:

Принцип интегративности - взаимосвязь с различными видами деятельности.

Принцип сотрудничества - взаимосвязь ребенка и педагога.

Принцип индивидуального подхода к детям – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенка, исходя из знаний особенностей его развития.

Принцип систематичности и последовательности - такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.

Принцип доступности – доступно детям.

Занятия театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребенка; развить связную речь, это происходит постепенно вместе с развитием мышления; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализацией требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театрализованной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил, раскрепощению и повышению самооценки.

С целью углубленной работы по театрализованной деятельности, провожу занятия один раз в неделю по подгруппам.

Систематизировала свою работу.

На первом этапе я знакомлю детей с произведением, героями, то есть предоставляю знания об окружающем мире. А также формирую умение вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Использую музыкальное оформление.

На втором этапе - принятие персонажей - дети играют с куклами, подражают действиям героям в игре, примеряют на себя костюмы и перевоплощаются в персонажей.

На третьем этапе – драматизации, я использую декорации и атрибуты, отвечаю за музыкальное оформление. Осуществляя работу с детьми учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей.

Совместно со педагогами ДОО: разработали перспективное планирование (общие темы, идеи, формы, их реализация); подобрали театральный репертуар, включающий народные и авторские сказки, музыкальные игры, песни, танцы; определили основные и вспомогательные материалы, последовательность его разучивания и включения в разнообразные формы работы; продумали соответствующий ППС.

Показателем результативности моей работы по данному направлению является участие наших воспитанников в праздниках, конкурсах: городской фестиваль «Театральная мозаика» приуроченного к дню театра с постановкой «Сказка о непослушном Зайчонке» - Рубаненко Е., «Муха - Цокотуха» - Чуковского К. И. (имеем дипломы).

Таким образом, мой опыт показывает, что систематическая, целенаправленная работа по организации театрализованной деятельности с детьми способствует самовыражению и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждению в группе сверстников, обогащению его жизненного опыта.

Наш детский сад посещают дети с различными нарушениями: речи, задержкой психического развития, зрения и дети инвалиды.

Я предположила, что организация театрализованной деятельности для детей с ОВЗ, с использованием материала народных и авторских сказок, малых фольклорных форм, окажет положительное эмоциональное воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья, пробудят у них чувства сострадания, сопереживания, помогут преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе, будет способствовать развитию мышления и воображения.

Поставила перед собой задачи: развитие эмоциональной сферы детей, повышение уровня их самооценки, реализацию творческих возможностей, формирование умения вступать в диалог, общаться со здоровыми сверстниками, включение родителей детей в жизнь группы и детского сада.

В плане реализации работы по театрализованной деятельности разработала перспективное планирование для детей с ОВЗ среднего, старшего дошкольного возраста. Его содержание включает работу по основным навыкам театрального мастерства: актерского, кукольного театра, основные принципы драматизации, проведение досугов, развлечений и праздников, самостоятельную театрализованную деятельность, а также игры с нетрадиционным материалом (бусы, бумага, перчатки).

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, мною был подобран:

- театральный репертуар;

- картотека театрализованных игр;

- пальчиковой и артикуляционной гимнастики;

- игры на развитие координации движений и речи.

Основная их цель: развитие творческих способностей, речевых, двигательных навыков, внимания, воображения с помощью эмоций, мимики, жестов.

Совместно с педагогом-психологом организую работу по данному направлению раз в неделю, во вторую половину дня в блоке совместной деятельности в разных режимных моментах в течение дня и конечно по желанию ребёнка.

Использую игры - упражнения, театрализованные игры, этюды. В этих играх дети определяют характер героев (плохой – хороший, решают проблемные ситуации, устанавливают правила общения. Чтобы помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности провожу игры на развитие артикуляции («Качели», «Часики», на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, что способствует развитию речи. Добиваюсь интонационной выразительности, организуя игры: «Измени голос», «Назови свое имя ласково» и т. д. Включаю игры на развитие пластических и мимических этюдов: «Поющие руки», «Изобрази настроение» (по выражению лица определяют настроение человека).

Совместная игра увеличила социальную важность ребенка с ОВЗ в глазах ровесников. Наши ребята обучились формулировать собственные эмоции и осознавать чувства других, взаимодействовать друг с другом. Театрализованная игра для нас стала наиболее результативным методом и способам влияния на детей, в коем более наглядно выражается правило преподавания: «Учить, играя!»

Подведя итоги выше сказанного, можем сделать вывод, что через развитие театрализованной деятельности совершается многостороннее формирование каждого воспитанника, существенно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Главной целью нашей работы привлечение родителей в творческий процесс к театрализованной деятельности совместно с детьми.

Задачи взаимодействия:

- привлечь родителей к созданию условий театрализованной деятельности;

- вызвать желание родителей участвовать в жизни детского сада;

- приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности.

Актуальность театральной деятельности с родителями состоит в том, что она способствует:

- развитию доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами - что является одной из основных целей внедрения ФОП;

- объединению всех в оду команду;

- развитию потребностей делиться друг с другом своими проблемами и решать их, а также принятию участия в общих мероприятиях.

Традиционные формы взаимодействия с семьей сегодня в новых условиях мы сочетаем с инновационными технологиями организации взаимодействия. Приходится придумывать все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей (собрания, консультативные и информационные стенды, родительские клубы и т. д.) Чтобы активизировать родительский потенциал, я решила предложить родителям поучаствовать в театрализованной деятельности.

В фестивале «Многодетная семья» мы приняли участие сказка: «Волк и шестеро козлят» - братьев Гримм. Все это является новизной в союзе родителей, воспитателей и детей. Приняли активное участие в инсценировке сказки «Золотой ключик» - Толстого А. Н. Родители настолько заинтересовались и прониклись темой театра, что проявили инициативу участия в постановке и показе сказок совместно со своими детьми. Силами родителей в музыкальном зале пополнили кукольный театр новыми героями, атрибутами – заместителями, декорации. Родители так воодушевились данной деятельностью, что в дальнейшем планируем продолжить начатую традицию и поставить новую сказку «По щучьему веленью» - Толстого А., «Краденое солнце» - Чуковского К.

В ходе проведения всей работы, дети, чьи родители активно участвовали в сказке, стали увереннее в себе. Они стали чувствовать себя ближе и роднее по отношению к воспитателю, т. к видели тесное общение воспитателя с родителями, у них появился эмоциональный подъем, желание быть в центре событий во время игр и занятий, желание быть похожими на своих родителей. А у родителей появилось более теплое отношение к детскому саду и положительная оценка его деятельности, а также желание участвовать в мероприятиях детского сада.

Таким образом, можно сделать вывод, что театральная деятельность с родителями воспитанников детского сада дает исключительно положительные результаты. В ходе всей нашей работы, родители пришли к единому мнению, что их вовлечение и заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе необходимо для развития собственного ребенка. Такие совместные досуги могут сыграть большую роль в создании дружеской, доверительной, творческой атмосферы, что очень важно для укрепления отношений, ведь мы в начале пути (под названием «Дошкольное детство»).

Театральная деятельность с родителями очень актуальна, потому что она позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Проектирование развивающей предметно - пространственной среды в музыкальном зале.

Все знают, что задача музыкального руководителя в детском саду – это современная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда, творческая среда, которая дает малышу возможность проявлять себя, реализовываться в различных видах музыкальной деятельности и является «плодородной почвой», на которой и произрастают ростки музыкальных и творческих проявлений детей.

Целью: формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Задачи:

- обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых (от компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей);

- обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам;

- получение и закрепление знаний о музыке, театре;

- развитие творческих способностей, музыкальности, любознательности, стремления к экспериментированию;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

- декор, дизайн предметов ориентирован на легко сменяемость и безопасность, в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Музыкально-театральная предметно-развивающая среда в музыкальном зале позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей.

В нашем учреждении уделяется большое внимание созданию и наполнению музыкальной предметно-развивающей среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально-игрового пространства. Согласно ФОП среда должна быть: содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Все эти требования были учтены при ее создании в нашем детском саду.

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду систематически пополняется и обновляется. На данный момент она включает в себя:

специальное помещение: костюмерная, гримерная;

разнообразные виды театров, атрибуты, декорации к спектаклям;

большая и малая ширма для кукольного, теневого театра;

костюмы для постановок игр-драматизаций для детей и взрослых;

видеотека постановок профессиональных коллективов;

фонотека театральных шумов, аудиозаписи детских спектаклей.

При организации и оформлении развивающей предметно -пространственной среды для театральной деятельности опираюсь на следующие принципы:

- принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в музыкальном зале дошкольного учреждения дает возможность построения непересекающихся сфер активности, которые позволяет детям в соответствии с желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;

- принцип активности, стимулирующей активность и познавательную деятельность ребенка. Стимулирующим факторам является ситуация свободного выбора цели действия. Кроме того, соблюдаемый принцип активности, самостоятельности и творчества детей, имеет такое расположения предметов в пространстве, при котором наши дети могут самостоятельно пользоваться ими - доставать, играть, выполнять другие какие-либо действия и убирать на место;

- принцип свободы и самостоятельности, позволяет ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т. д., выбирать то, что ему по душе);

- принцип новизны, позволяет преодолевать стереотипность и однообразие среды;

- принцип иллюзии жизненной правды, позволяет детям получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами.

ППС пополняется не только в музыкальном зале, но и в группах детского сада. Организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др. ;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, книги, образцы музыкальных произведений, краски, клей, билеты афиши.

Заключение

В результате работы достигнута цель - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности, для всестороннего развития личности дошкольника.

У детей появился интерес к литературе, театру. Благодаря проделанной работе видно развитие эмоциональной, выразительной речи детей, способности свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками, они более раскованы, общительны.

Проведя диагностику детей, я выяснила, что они стали музыкальнее, передавать музыкальный образ, с удовольствием. Движения приобрели большую уверенность и выразительность. Дети стали быстрее входить в образ героев сказок и драматизаций. Стали значительно лучше понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека. Значительно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков, и мне бы очень хотелось, чтобы навыки, приобретённые в детском саду, пригодились моим детям в повседневной жизни. У детей исчез страх - главный враг свободного развития личности.

Считаю, что правильно организованная предметно – пространственная среда сыграла большую роль в развитии театральной деятельности детей.

А родители сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнили яркими впечатлениями, интересными делами.

Я считаю, что основной закон детского творчества в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. На наших занятиях звучит смех, царит радостная творческая атмосфера.

Список литературы.

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003.

2. Верещагина Н. В., «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,

3. Карачарова И. А. Театрализованная деятельность в детском саду. От сказки до спектакля// Дошкольная педагогика. - 2016. - № 5.- С. 39-40.

4. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. // Дошкольное образование № 12. 2002. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.;

5. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М., Просвещение, 1999.

6. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., Школьная пресса, 2001.

7. Баряева Л. Б., Вечкановой И. Г Театрализованные игры в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками: Учебно – методическое пособие/ Под ред. – СПб. : КАРО, 2009.;

8. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., ВЛАДОС, 2003, 160 с.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Конспект интегрированной ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра»Конспект интегрированной ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра» Интегрированная ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра»МБДОУ д/с №40 г. Красногорск.

Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа. Составитель Горбатовская Т. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация театрализованной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 2 сентября 2024 в 11:25
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация театрализованной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Елена Миндина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 сентября. Осенний день здоровья. Папка-передвижка «Профилактика гриппа и простуды»

Смена сезонов — это всегда нагрузка для иммунитета. Как уберечь ребенка от простудных заболеваний осенью? Теме укрепления детского здоровья в осенний период посвящен сегодняшний праздник.

5 сентября. Международный день благотворительности. Передвижка «Воспитание добротой»

Международный день благотворительности празднуется 5 сентября. Дата выбрана не случайно — это день кончины известной благотворительницы, матери Терезы, которая в 1979 году была награждена Нобелевской...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД