Любовь Татаренко
Организация совместной театрализованной деятельности детей, педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Я уверена, что каждый педагог хочет, чтобы его общение с детьми и взрослыми было всегда доброжелательным, искренним, свободным и увлеченным. И каждый коллектив ДОУ стремится к организации совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре воображения, свободных проявлениях ребенка и чутком, заинтересованном и талантливом «подыгрывании» педагога.
Публикация «Организация совместной театрализованной деятельности детей, педагогов и родителей» размещена в разделах
В нашем коллективе есть определенный опыт работы использования игровых творческих заданий в совместной деятельности с детьми, которые позволяют упражнять воображение, речь детей, их внимание и память. При этом и мы, взрослые, имеем возможность тренировать и свои собственные актерско-педагогические умения и очень важную для педагога способность к импровизации.
Подобный опыт сложился не сразу и непросто.
Много лет я писала планы занятий после их проведения (потому что план всегда мешал и сковывал, отмечая все удачные импровизации, используя их в различных вариациях в дальнейшем общении с детьми. Получались маленькие вариативные модели использования музыкального материала. Здорово, но а как же методика? Ответы на все мои сомнения и вопросы я получила на курсах, семинарах, мастер-классах в ЛОИРО. Спасибо «Ритмической мозаике» А. И. Бурениной и знакомству удивительным «элементарным музицированием» Т. Э. Тютюнниковой.
Для меня перспективы были ясны и хотелось, чтобы мое увлечение было понятно и близко педагогам. Сначала творческие игры были лишь фрагментом на музыкальных занятиях. Очевидность преимущества сочетания игры и обучения были налицо. Дети были моими первыми союзниками и педагогический коллектив очень скоро также оценил результаты игрового взаимодействия с детьми. Мы изменились сами и перестроили наши занятия, превратив их в импровизированную игру с заложенными в нее учебными задачами, где материал всегда потенциально игровой и в каждом его фрагменте есть место для игры и импровизации. И эту импровизацию мы всегда тщательно подготавливаем. Интересно, увлекательно и очень сложно. Особенно сложно было научиться делать все с детьми, а не смотреть (и руководить) со стороны. И играть с детьми искренне, задавая модель творческого поведения для детей : изобразить бабочек, роботов, жуков, цыплят. ; «путешествовать» на машине, поезде, на санях. ; превращаться в различных персонажей.
Настольными книгами, руководством к действию стали: «От игры до спектакля», «Театр всевозможного» А. И. Бурениной, «Игровые технологии» И. Л. Паршуковой, учебно-методические пособия «Игры звуками», «Учусь творить» Т. Э. Тютюнниковой.
В традиционных музыкальных уголках размещаю не обязательный набор предметов для предъявления инспектирующим лицам, а тот материал, с которым дети играли на музыкальных занятиях и который могли бы использовать в различных видах самостоятельной творческой деятельности : шумовые инструменты, любимые игрушки; знакомые театральные персонажи; игрушки созданные детьми совместно с родителями, на дополнительных кружковых занятиях, в самостоятельных играх с природным и бросовым материалом.
Творческие игры помогают мне решать очень важную, на мой взгляд, задачу: научить детей слушать и слышать. В этом мне помогают игры на развитие слухового внимания и творческого воображения. Используя запись театральных шумов, я предлагаю включать данные упражнения в различные занятия, в экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром, при проведении викторин и конкурсов. (использую звуки в качестве моделей признаков сезонов)
Дети во всех возрастных группах с удовольствием играют на музыкальных занятиях и в группах в импровизированном шумовом оркестре, придумывая свои способы извлечения звука. Многие из инструментов дети делают сами (коробочки с различным наполнителем, маракасы из киндер-сюрпризов, щелкунчики и колокольчики из йогуртовых стаканчиков, бумажные султанчики.)
Не меньший интерес вызывают и упражнения на развитие и восприятие характера и содержания музыкального произведения. Особенно, когда детям предлагается в движении отобразить свои впечатления. И предоставляется возможность придумать изобразить разный характер какого либо персонажа. Например, бабу Ягу («Баба Яга» М. Мусоргского, «Баба Яга» П. Чайковского, «Бабка Ежка» Т. Морозовой) или злых Троллей (Э. Григ «В пещере горного короля») и Снежных птиц (Э. Григ Й»Танец Анитры», непослушных детей (рок-н-ролл, ленивых кошек «»Мур, мур, мяу», застенчивого волка («Серый волк пришел из сказки»). Различные атрибуты всегда доступны детям. Свои впечатления и эмоции дети имеют возможность выразить и на занятиях по изодеятельности.
Творческие задания на развитие пантомимики успешнее всего выполняются детьми на дополнительных занятиях по ритмопластике и индивидуальной работе с детьми. Здесь же предлагаю задания на развитие коммуникативных способностей с использованием различных кукол.
Игры, предложенные Т. Э. Тютюнниковой помогают развивать творческое воображение.
Это «Контрасты», «Импровизации», «7 прыжков». А также тематические и интегрированные занятия, представленные в пособии «Бим-бам-бом» :100 секретов музыки для детей. Т. Э. Тютюнниковой и разработанные нашими педагогами «Разноцветные бантики», «Парад шляп».
Наша с педагогами совместная творческая деятельность с детьми не ограничивается только организацией творческих игр и упражнений с детьми. Тематические занятия, праздники, театрализованные представления планируются, обсуждается и подготавливаются совместно с детьми, с учетом их творческих задумок и пожеланий. В каждой группе есть свои темы для разворачивания сюжетов театрализованных игр и подготовки тематических праздников. Это «Наш цирк», «Пряничный домик», «Гуси-лебеди», «Золотая рыбка», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Муха-Цокотуха», «Незнайка», «Книга сказок», «Три поросенка», «В гостях у Бабки Ежки», «За сказками» и др.
Играем в творческие игры мы не только с детьми. Родители самые активные наши помощники и участники особенно в младших группах. С их участием проходят показы сказок «Рукавичка», «Золотая рыбка» «Книга сказок», «В Гости к Деду Морозу». Наша совместная творческая деятельность существенно изменила характер взаимодействия с родителями. Как-то сама собой отпала необходимость приглашать родителей на консультации, обращаться к ним с призывом ознакомиться с материалами на информационных стендах, просить помощи в изготовлении пособий. Сами приходят и предлагают свою помощь (пусть не все, но большая часть активных и творческих родителей). Участвуют в выставках, конкурсах, изготовлении костюмов и музыкальных игрушек, интересуются музыкальным материалом и перспективами в организации тематических занятий.
Я желаю Всем педагогам легко и свободно мыслить, творить вместе с детьми и взрослыми, приобщаться к удивительному музыкальному искусству через игру.
Список литературы:
1. Буренина А. И. «От игры до спектакля»
2. Буренина А. И. «Театр всевозможного»
3. Тютюнниковой Т. Э. «Бим-бам-бом» :100 секретов музыки для детей.