Татьяна Гицевич
Реализация ФГОС дошкольного образования в современных условиях в совместной деятельности педагогов, детей и родителей
▼ Скачать
+ Заказать документы
Реализация ФГОС ДО в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
Семья, как никогда раньше, остро нуждается в помощи педагогов, так как в обществе происходят сложные социально - экономические процессы и одновременно изменяются цели и ценности образования. В законе" Об образовании" записано, что родители являются первыми педагогами. Но родители сами потеряли привычные ориентиры в вопросах воспитания и обучения. Старые методы, которые вырабатывали в культуре веками, не действуют, а новые даже не прожиты в опыте взрослых - их учили и воспитывали по-другому. Сейчас так активно идёт процесс обновления содержания и развития образовательного процесса, что и педагоги не могут решить свои профессиональные задачи без поддержи семьи, т. к. именно семья, в первую очередь, формирует мировоззрение ребёнка, его жизненную позицию, правила по которым он действует. Чтобы правильно воспитать ребёнка необходимо единство воспитательных воздействий со стороны всех взрослых.
Публикация «Реализация ФГОС дошкольного образования в современных условиях в совместной деятельности педагогов, детей и родителей» размещена в разделах
ФГОС ДО чётко прописывает требования к созданию социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности.
Перечисленные условия для создания ситуации развития детей, в том числе взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного включения их в образовательную деятельность и поддержки образовательных инициатив семьи.
ФГОС ДО предписывает необходимость "консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей; организационно - методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми".
Дошкольным организациям поставлены задачи создавать возможности:
- для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
- для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
- для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Все вышеперечисленные пункты ФГОС ДО говорят о глобальности и значимости работы с родителями, как полноправными участниками образовательного процесса, причём именно в совместной деятельности с педагогами и детьми. Масштабность такой работы невозможно переоценить, значительная часть образовательного процесса должна быть построена именно на совместной деятельности педагогов и детей, детей и взрослых, детей и родителей. Совместная деятельность педагогов и детей достаточно привычна : занятия (НОД, игры, развлечения. Сейчас существует множество разработок, педтехнологий, методичек с НОД разных направлений с пометкой "В соответствии с ФГОС ДО".
С родителями образовательные отношения направлены на сопровождение ребёнка в рамках его траектории развития при реализации детским садом Основной образовательной программы дошкольного образования. Помимо финансовых или материальных отношений, участие родителей в жизни детского сада и группы во многом остаётся частичным или поверхностным. Большинство семей довольно неохотно идут на контакт и взаимное сотрудничество. Поэтому при выборе форм работы с родителями мы учитываем : тип семьи (многодетная, полная, неполная, сущностные характеристики семьи (проблемная или зрелая, традиционная или современная, образ жизни семьи (кто доминирует, характер семейных взаимоотношений.
Можно выделить несколько способов сотрудничества семей воспитанников с жизнью нашего МБДОУ "ЦРР-ДС "Аленушка" :
1. Первичные контакты между семьями и ДОО (приглашение посетить ДОО с детьми и без них, посещение педагогом на дому, стендовая информация о работе ДОО).
2. Дальнейшие контакты родителей и педагогов ДОУ (ежедневный непосредственный контакт, "родительские дни", консультации, объявления, неформальные беседы об успехах и проблемах).
3. Помощь родителей ДОО (в качестве организаторов, в организации совместных экскурсий, соревнований).
4. Общественная деятельность для родителей (приглашение специалистов по интересующим вопросам, кружки совместно с детьми и родителями, организация вечернего досуга).
5. Помощь родителям (в воспитании и уходу, чуткому отношению к ребёнку, информации и практическому совету, в поиску выхода из кризисной ситуации).
В нашем детском саду ежегодно разрабатывается, а в течении года корректируется план мероприятий совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОО, интересам и потребностям родителей, возможностям воспитателей. Каждая семья может взаимодействовать с детским садом по-разному, а именно оставляя за собой право выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности. Основная цель такого взаимодействия - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться своими проблемами и совместно их решать. Одной из интересной и эффективной формой взаимодействия является выпуск газеты "Алёнушкины вести" для родителей. Зачастую родители не видят того объёма работы, которая ведётся с их детьми в детском саду. В газете речь идёт о воспитанниках, об их достижениях и успехах, о жизни всего детского сада. Весь материал сопровождают цветные фотографии. В процесс выпуска газеты вовлечены все участники педагогического процесса : администрация детского сада, воспитатели, специалисты и родители. У родителей в результате этой деятельности проявляется интерес к тому, чем живёт их ребёнок, появляется желание принять участие в жизни детского сада. А это и совместные проекты, выставки, презентации, развлечения, соревнования, конкурсы, концерты, спектакли, родительские клубы, кружки, родительские собрания, мастер-классы для детей и взрослых, День открытых дверей, оформление групп к празднику, информационные стенды и папки-передвижки.
Большая роль в создании комфортной жизни детей в детском саду отведена родителям. Они принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды (уголок для развития мелкой моторики, тактильные дощечки, пальчиковый и варежковый театры, костюмы и аксессуары для спектаклей, наборы для сюжетных игр и т. д.)
Одной из актуальных проблем на современном этапе является повышение уровни компетентности родителей дошкольников в вопросах коррекционно-развивающего воздействия на речевое, психическое, физическое развитие ребёнка, для решения которой педагоги и специалисты ДОО используют:
- регулярные консультации и мастер- классы;
- папки- передвижки, буклеты;
- размещение информации на сайте ДОО, ссылки на полезные сайты.
Какую же пользу получают родители от совместной деятельности с ДОО и детьми? Становясь активными участниками жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя "хорошими родителями", поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают новые умения.
Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:
- могут наблюдать за своим ребёнком на фоне их сверстников, что даёт возможность и дома применять подходящие методы воспитания и обучения детей;
- формируется более высокая оценка своих детей и гордость за них;
- появляется возможность поработать в профессиональной сфере, некоторые родители открывают в себе "прирождённого педагога";
- развивается более глубокое понимание процесса обучения дошколят;- формируется правильное понимание возможностей и сложностей обучения;
- возникает доверие и уважение к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;
- делается определённый выбор детского сада для второго ребёнка, престиж детского сада повышается;
- родители обучаются видам деятельности, которыми можно заниматься с детьми дома;
- устанавливаются длительные дружественные связи с другими родителями, сплачивается коллектив группы.
Что же происходит с детьми, когда их родители в группе :
- в сознании возникает позитивная связь между семьёй и детским садом, ребёнок чувствует, что в детском саду членов его семьи принимают с открытым сердцем;
- присутствие и участие родителей в занятиях, в совместной деятельности доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
- у ребёнка возникает взлёт чувства собственного достоинства;
- знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт детей и даёт положительные модели для подражания;
- дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей и родителей) и относится к ним как к источнику знаний и опыта;
- взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создаёт возможность формирования толерантности;
- дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.
Положительные моменты при привлечении родителей к работе в группе для работников детского сада:
- педагоги получают практическую возможность увидеть, как мамы и папы влияют на своих детей, как их мотивируют, помогают решать разные задачи, что даёт почву для корректировки дальнейшей работы с детьми в едином русле с родителями;
- происходит более тесное общение с родителями, сплачивается родительский коллектив;
- изменение соотношения "взрослый-ребёнок" в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами или индивидуально;
- возможность использования увлечений, интересов и знаний родителей в процессе занятий с детьми;
- возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;
- являясь представителями разных социальных культур, родители вносят особый вклад в процесс воспитания и обучения детей;
- возможность узнать и использовать в работе хобби родителей с детьми (напр. игра на музыкальных инструментах, рассказ о профессии и т. д.);
- у педагогов формируется чувство уважения по отношению к семьям воспитанников, это улучшает отношения ребёнка и родителей к детскому саду.
Таким образом, родители становятся участниками педагогического процесса и членами сообщества, принимающими важные решения в вопросах жизни детского сада, т. е. становятся детскому саду единомышленниками и всем уютно, комфортно, полезно, интересно.
В своём детском саду мы определили, что именно взаимодействие с семьями через совместную деятельность является наиболее интересной и продуктивной формой работы с родителями.