Марина Борзенкова
Организация предметно-развивающей среды на территории ДОУ через «Экологическую тропу»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением. Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды на территории ДОУ через „Экологическую тропу“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
С целью организации образовательной деятельности дошкольников с учетом национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, на территории детского сада №11 «Звёздочка» была создана экологическая тропа. позволяющая решать поставленные задачи:
1) расширение представлений детей о природе Белгородского края;
2) углубление знаний о растениях и животных Белгородского края;
3) привитие детям любви и бережного отношения к родной природе;
4) развитие умений узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям, образу жизни;
5) формирование у детей природо - ориентированной картины мира.
6) здоровье сбережение;
7) улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и т. д.).
Экологическая тропа является одной из современных форм воспитания и образования детей в экологически значимом пространстве., она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
Специфика экологической тропы на территории ДОУ в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста В соответствии с требованиями ФГОС ДО организованное нами пространство должно обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.
Педагогическим коллективом учреждения был составлен паспорт экологической тропы, инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «экологической тропе».
Содержание объектов экологической тропы :
1. «Рябиновая аллея»
2. " Каменистая горка"
3. «У водоема»
4. «Деревенский уголок»
5. "Птичник"
6. "Познавайка"
7. «Птичья столовая»
8. "Первоцвет"
9. Метеопощадка
10. Огород
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
На образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты, знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов, участками естественных биоценозов и т. п., прослеживается насыщенность, трансформированность, полифункциональность организованной среды. Материалы представленные на остановке «деревенский уголок» (пеньки) используемые педагогом при знакомстве детей с бытом русской избы, с легкостью трансформируется и применяются в качестве посадочных мест на остановке «рябиновая аллея», на занятиях по изобразительному искусству. Вариативность организованного пространства позволяет стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей:Огород представленный не только овощными культурами характерными для нашего края,но и лекарственными растениями, злаковыми культурами. В разное время можно посещать разные остановки, даже не одну остановку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами может заниматься воспитатель с физ. инструктором или педагогомпо ИЗО. Также идет интеграция областей: познавательное развитие с социально-коммуникативным и т. д. Свои впечатления после посещения экологической тропы дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.
Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.