Елена Дмитриева
Организация работы в дошкольном учреждении по формированию у старших дошкольников интереса к истории и культуре родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего людям знать историю своего города, региона, государства? Этот вопрос задается в наше время достаточно часто. История - это память любой области культуры, каждого народа, всего человечества. Как история жизни каждого отдельного человека реализуется в особенностях его личности (в его знаниях, умениях, чертах характера, так и история всего человечества воплощена во всех достижениях современности.
Публикация «Организация работы в дошкольном учреждении по формированию у старших дошкольников интереса к истории и культуре родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
Изучение родного края – одно из направлений патриотического воспитания дошкольников. Необходимость развития интереса дошкольников в области краеведения связана с социальным запросом общества. Интерес детей к малой и большой Родине может проявляться только при наличии у них краеведческих знаний. Знания ребенка о месте, в котором родился и живет, о людях, окружающих его, в том числе, о своих близких, и об известных уважаемых в обществе людях; их традициях, знания о природе пробуждает любознательность и формирует стойкий интерес к познанию малой и большой Родины.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируются первоначальные представления об окружающем, этические представления, появляются патриотические чувства.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся следующие цели патриотического воспитания: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. При этом в стандарте подчеркивается необходимость в активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
К старшему дошкольному возрасту дети уже обладают определенными знаниями, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У детей появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Педагоги, связавшие свою профессиональную деятельность с воспитанием дошкольников, называют этот возраст «благодатной почвой» для систематической и последовательной работы по формированию интереса к истории и культуре Родного края.
Педагоги детского сада № 345 успешно решают задачи по ознакомлению детей с историей и культурой родного города Омска, развивая у них самые трепетные чувства, вызывая самые яркие впечатления о городе, в котором они родились и выросли.
В целях формирования у старших дошкольников интереса к истории и культуре Родного края, творческой группой образовательного учреждения была разработана программа по краеведению «Юные патриоты». На этапе проектирования были проведены педагогические диагностики, анкетирование родителей, беседы с детьми, из чего были сделаны следующие выводы:
- у 7% детей старшего дошкольного возраста, посещающих образовательное учреждение, были отмечены слабые знания о родственных и семейных отношениях, об особенностях профессиональной деятельности родителей;
- у 15 % детей обнаружены недостаточные знания о малой Родине; о культурном наследии Омского Прииртышья, жизни и быта народа, с присущими ему нравственными ценностями, традициями.
Анализ результатов привел к заключению о том, что наряду с положительными результатами в работе по воспитанию любви к природе родного края, выявилась недостаточность и бессистемность в ознакомлении старших дошкольников с культурным наследием, жизнью и бытом народа Омского Прииртышья.
Целью нашей работы мы определили : воспитание любви к родному краю, малой родине.
Для достижения поставленной цели определили ряд задач:
1. формировать интерес к изучению истории и культуры родного края через обогащение знаний о «малой родине» (истории, культуре и природе родного края);
2. воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему народу.
Сейчас наше учреждение находится на первом, подготовительном этапе работы по реализации программы. Сначала мы изучали опыт работы по патриотическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях города Омска, Омской области, других регионов России. Творческой группой педагогов было разработано перспективное планирование образовательной деятельности по краеведению. Приобретены учебно-методические комплекты программы «Омское Прииртышье».
Познавательная деятельность детей активизируется созданием в группе микросреды - уголка краеведения, в котором каждому ребенку предоставляется возможность действовать: рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.
Постоянный педагогический поиск с целью обогащения представлений дошкольников о родном крае, побуждение интереса детей к краеведческой работе привел педагогов к творческому преобразованию предметно-развивающей среды, а именно:
- собраны картотеки подвижных игр, пословиц и загадок русского народа.
- разработаны фонды заданий по исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности;
- краеведческие знания интегрируются : в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной); в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии);
- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций);
- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются газеты о малой родине, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях).
Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка, необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада. Так, нами были определены основные формы работы с родителями, способствующие их активному включению в педагогический процесс: участие в акциях, творческих конкурсах, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах.
В стенах нашего детского сада создан мини-музей, организаторами которого являются воспитатели Хасанова Г. А. и Горшовская Е. П. : составлена экспозиция русского быта, в которой собраны предметы старины и быта. В восточном углу висит икона, убранная расшитым рушником, тканые коврики на полу, прялка, полка с кухонной утварью: деревянные ложки, половники, чугунки, горшки. В углу – макет русской печи, у которой стоят рогачи, кочерга. Здесь же имеется и подборка русских народных инструментов, это: деревянные ложки, трещётки, свистульки, металлофоны, коробочки, колокольчики. Очень ценно то, что экспонаты этого мини-музея интерактивны, т. е. ребята могут свободно манипулировать с музейными экспонатами, как бы вступая в диалог времён, культур, событий. В результате манипуляций у ребенка возникает любопытство, которое выражается в простых вопросах, восклицаниях и удивлении. Постоянное взаимодействие со сверстниками, воспитателями, с родителями, сестрами и братьями в предметной краеведческой среде формирует стойкий интерес к изучению возникновения предметов и их назначения.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств патриотического воспитания подрастающего поколения. Уже на протяжении многих лет в детском саду существует традиция: каждой осенью проходит смотр-конкурс совместного творчества родителей и детей «Осенние фантазии». Такая форма организации познавательной деятельности обогащает представления детей об особенностях природных явлений родного края, вызывает интерес к разнообразию способов прикладного художественного изображения природной красоты. Совместная трудовая и художественная деятельность воспитывает чувство гордости за выполненную работу с мамой и папой. Особый интерес вызывают шутки-прибаутки и «байки» бабушки или дедушки.
Предметно-развивающая среда в группах для организации работы по патриотическому воспитанию детей имеет важное значение. В связи с этим воспитатели старших возрастных групп провели смотр-конкурс уголков по патриотическому воспитанию. Результатами такой работы явилось создание альбомов: «Славянская семья», «Русский традиционный костюм», «Богатыри-защитники Отечества», «Русские матрешки».
Научить ребят чувствовать красоту родной земли, вызывать интерес к изучению родных мест, пробуждать в душе каждого ребёнка гуманное и эстетическое чувство помогают тематические занятия. Педагоги сделали подборку книг и журналов о природе родного края, мини-лаборатории для экспериментирования, организуют экскурсии, привлекая к данной работе родителей и учреждения социума, например, библиотечный центр «Дом семьи», Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, с которыми мы давно активно сотрудничаем.
Положительные эмоции играют значительную роль в формировании интереса к истории и культуре родного края. Поэтому большую роль мы в своей работе отводим использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе, о хлебе) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждому из разработанных блоков краеведческой программы. В преддверии праздника Дня Защитника Отечества в стенах нашего дошкольного учреждения традиционно проходят развлечения для старших дошкольников. Воспитатели и дети готовятся к ним, приглашают на праздник пап, дедушек, а иногда и настоящих солдат российской Армии. Сколько гордости, уверенности в глазах у ребят, когда они находятся рядом с папой. Много стихов, загадок, песен звучит в этот день в их адрес. Каждый ребёнок своими руками готовит папе подарок и вручает его в конце праздника.
В конце февраля в ДОУ пройдет педсовет по теме «Организация работы по формированию у старших дошкольников интереса к изучению истории и культуры родного края». В рамках подготовки к педагогическому совету в ДОУ проводится анкетирование педагогов и родителей, запланированы открытые показы НОД в разных возрастных группах.
Конечно, рано еще говорить о безусловном успехе или стабильно работающей системе. Реализуется лишь первый этап программы, но и то, что успели сделать, позволяет говорить, насколько благотворно сказывается на детях приобщение их к народным обычаям. Дети с нетерпением ждут новых путешествий и экскурсий, а родители постепенно становятся нашими союзниками в работе по изучению родного края.