Мария Сергеевна Рябуха
Опыт работы «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №47»
Ленинградская обл., Гатчинский р-он.
«Формирование познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментирание»
[/b]
Воспитатель: Рябуха Мария Сергеевна
2014 – 2016 год
Публикация «Опыт работы „Формирование познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментирования“» размещена в разделах
Актуальность В современном мире дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях стремительно меняющейся жизни, человеку необходимо обладать знаниями, а самое главное уметь добывать эти знания и владеть ими, мыслить самостоятельно и творчески. Любой из нас, будь то педагог или родитель, стремиться к тому, чтобы их воспитанники могли без особых причин общаться с окружающими его людьми, ориентироваться в любой окружающей ситуации, разрешать возникающие трудности, быть самостоятельными и творческими личностями. В работе с детьми всегда было важно уделять внимание всестороннему развитию личности ребёнка, а также его готовности к обучению в школе.
Реализация новых образовательных задач, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (в дальнейшем ФГОС ДОО, предусматривает соблюдение ряда психолого-педагогических условий, направленных на создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Отечественные исследователи отмечают, что в дошкольном возрасте познавательная деятельность ребёнка осуществляется совместно с практической, то есть у детей формируется практико познавательная деятельность, которую педагогам необходимо развивать, совершенствовать, используя разнообразные средства и методы.
Одно из средств познавательной деятельности у дошкольников — это экспериментирование, которое связано с формированием познавательного интереса возникающего во время желания освоить новую информацию, самостоятельно узнать неизведанное, новое для ребёнка, потребность найти ответы на появляющиеся вопросы в процессе работы, которая приносит удовольствие.
Экспериментирование актуально для детей старшей группы ДОО, поскольку именно в старшем дошкольном возрасте формируются основные познавательные особенности ребёнка. В этот период развиваются формы мышления, которые в дальнейшем обеспечивают успешное усвоение детьми системы научных знаний, получаемых в начальной школе.
Экспериментирование в старшей группе ДОУ обладает большим формирующим потенциалом для ребёнка. Оно считается более эффективным способом в формировании познавательного интереса у детей в области ознакомления с окружающим миром. В концепции знаний об окружающем мире у детей особое место занимают объекты неживой природы, так как в обыденной жизни ребёнок сталкивается с новыми неизведанными объектами и явлениями неживой природы, у него появляется стремление понять непонятное, узнать это новое.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что выбранная мною тема, а формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование является актуальной.
Цели и задачи по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.
Цель работы: развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково – исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
1. Обогащение и уточнение представлений детей о неживой природе через элементарное экспериментирование.
2. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
3. Развитие у детей познавательных способностей:
• мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение;
• способов познания путем сенсорного анализа.
4. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
• развитие коммуникативности;
• совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
• развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Принципы составления опыта:
1. Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2. Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
3. Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных
повторений.
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребёнка.
5. Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников по возрастным особенностям;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
6. Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7. Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Работа с родителямиВ решении поставленных задач развития поисково-исследовательской деятельности детей. С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей проведен мониторинг. По результатам анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию и понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы о организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации
Вместе с родителями подобрали познавательную литературу: энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум, «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин, «Что такое, Кто такой» (А. Г. Алексин и др., стихи, пословицы, загадки и т. д. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.
В результате проведенной работы родители:
- научились организовывать элементарные эксперименты;
- оборудовали мини- уголки для детского экспериментирования в домашних условиях;
- повысили уровень педагогических знаний.
Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности. Что подтверждается итоговой диагностикой (методика «Маленький исследователь» Л. Н. Прохорова) Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.
Мониторинг позволяет говорить о создании определенной системы работы по организации развития экспериментальной деятельности старших дошкольников.
Применение экспериментирования также оказало влияние на:
повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
повышение уровня развития познавательных процессов;
совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);
углубление и расширение знаний детей о неживой природе;
повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стараюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.
Формирование предметно – развивающей среды в ДОУ для экспериментирова
ния[/b]
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование:
— различные емкости;
— шприцы, трубочки;
— увеличительные стекла, лупы;
— измерительные приборы;
— компас, бинокль;
— микроскоп;
— губка, пенопласт, поролон, и т. д.
Созданные условия вызывали повышенный интерес к исследовательской деятельности у детей старшей группы
Материалы для организации детского экспериментирования в группе.
(Старший дошкольный возраст)
1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объема (стаканы, ковшики, миски, бутылочки).
2. Мерные ложки.
3. Сита и воронки разного объема из разного материала.
4. Резиновые груши разного объема.
5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет.
6. Резиновые и пластиковые перчатки.
7. Пипетки с закругленными концами, пластиковые шприцы без игл.
8. Резиновые и пластиковые трубочки, соломки для коктейля.
9. Пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар).
10. Взбивалка, деревянная лопатка., шпатели, палочки от мороженного.
11. Природный материал (емкости с землей, песком, водой).
12. Бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки).
13. Технические материалы (гайки, болты в контейнерах).
14. Прихватки, пинцеты с закругленными концами.
15. Увеличительные стекла, микроскоп, спиртовки, пробирки.
16. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
17. Часы механические, песочные.
18. Свеча и подсвечник.
19. Календари (отрывной, перекидной).
20. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры.
21. Степлер, дырокол, ножницы.
22. Клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок.
23. Тальк, детский крем.
24. Тематические материалы.