Марина Аверьянчева
Организация педагогической работы по формированию познавательного интереса к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для формирования познавательного интереса к художественной литературе.
В содержании работы были включены следующие формы педагогической работы :
- Проведение ОД согласно перспективному плану работы на учебный год по образовательной области «Чтение художественной литературы»;
- Проведение ОД по дополнительному образованию детей – кружок «Книголюбы», согласно программе;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
- Использование произведений художественной литературы на занятиях художественно-продуктивной деятельностью (по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки»);
- Ежедневное чтение художественной литературы, проведение бесед по содержанию произведения;
- Проведение работы по обучению детей правильному обращению с книгой;
- Изготовление книжек-малышек в подарок детям средней группы;
- Организация сюжетно-ролевых игр : «Библиотека», «Книжный магазин», «Мастерская книг»;
- Организация игр-драматизаций (по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой);
-Организация мультконцертов по прочитанным произведениям художественной литературы;
- Ежедневные утренние беседы «Расскажи о прочитанном»;
- Проведение родительского собрания на тему «Книга как средство всестороннего развития дошкольников», «Мы читающая семья»;
-Проведение консультации для родителей на тему: «Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста», «Роль книги в жизни дошкольника», «Подбор художественной литературы для дошкольников», «Как привить ребёнку любовь к чтению», «Как научить ребёнка составлять рассказ по картинке»;
- Проведение консультации для родителей на тему: «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»,
- Оформление уголка для родителей и детей «Знакомство с миром литературы»;
- Оформление уголка для родителей и детей «Волшебный мир театра»;
- Составление памятки для родителей: «Перечень художественной литературы для чтения детям в течение года», «Развитие читательского интереса у ребёнка», «Читаем каждый день», «Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным», «Как правильно читать детям книги», «Как организовать семейное чтение», «Вы хотите, что бы ваш ребёнок читал?»
-Участие в муниципальных конкурсах и конкурсах внутри ДОУ;
-Посещение выставки детских работ по произведениям русских писателей, организованной Детской школой искусств;
- Экскурсия в городскую библиотеку;
Новизна системы педагогической работы состоит в том, что прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус, мы используем разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, общественностью (литературные конкурсы, работа в библиотеке, проектную деятельность, так как только кропотливая совместная работа, смогут приобщить детей к чтению книг.
Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Поэтому в группе мы красочно оформили книжный уголок с разнообразной литературой по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги). В книжном уголке есть разные типы книг (книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы, книжки-трафареты); пазлы по сказкам. Также мы создали «Хочу всё знать», где мы размещаем справочно-энциклопедическую литературу. С появлением новой книги в книжном уголке мы вместе с детьми знакомимся с ней, рассматриваем иллюстрации, напоминаем правила пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место).
В группе мы периодически оформляем тематические выставки, посвященные творчеству писателей: «С. Михалкова», «А. С. Пушкину», «Лучший сказочник», «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. д. В их организации принимают участие дети, родители. Герои книг оживали у нас и в художественно-эстетической деятельности. Из лучших детских работ мы составляем альбомы «Путешествие в сказку», «Мой родной город», готовили выставки поделок, макеты, сделанные по мотивам прочитанных произведений.
В вечернее время периодически организовываем мастерские по ремонту книг — «Книжкина больница». Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. д. Помогаем «лечить» книги детям ясельной и младшей группы. Ребята делают эту работу с большим удовольствием.
В нашей группе организован мини-музей книги. Основная идея — показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с их историей. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги. Делятся они и по жанрам: сказки, стихи, рассказы. Отдельно выделены произведения о природе. Различаются книги и по размеру, назначению (обучающие, развивающие, по возрасту потенциальных читателей. Цели и задачи: знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.
Особенностью нашей работы является взаимодействие с городской библиотекой №26. Вместе с работниками библиотеки разрабатываем план работы в соответствии с программой. По нему они проводят разнообразные по форме массовые мероприятия с детьми нашей группы. Посещение библиотеки для маленького человечка - это всегда праздник, ведь это встреча с огромным количеством книг, мысленная встреча сразу со многими героями любимых произведений. Мы систематически организуем экскурсии в библиотеку.
Сотрудники библиотеки знакомят детей с новинками книжных изданий. С целью повышения эффективности работы по приобщению старших
дошкольников к книге была проведена акция «Твой друг - библиотека». Родители активно откликнулись и теперь являются частыми гостями библиотеки.
Наиболее интересные мероприятия, которые нашли отклик в сердцах детей: «Добрая, добрая сказка» — театрализованное представление.
Нами организована кружковая работа «Книголюбы». Работа с детьми проводится по специально составленному расписанию один раз в неделю во второй половине дня.
Учебный материал включает следующие разделы:
- Знакомство детей с историей создания книги.
- Чтение художественных произведений.
- Заучивание стихотворений.
- Драматизация.
Мною была проведена экскурсия с детьми в книжный магазин. Во время экскурсии дети познакомились с профессией продавца, с ассортиментом детских книг, участвовали в конкурсе загадок и стихотворений, которых для них приготовили сотрудники магазина. Дети были в восторге, многие из них были в книжном магазине впервые. В конце мероприятия всем подарили красочные книги, сладости.
Тесно ведется работа с родителями. В уголок для родителей мы выставляем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «О чем и как беседовать с детьми после чтения». Проводятся консультации на темы: «Книга в жизни ребенка», «Место книги в режиме дня».
Особая роль принадлежит родительским собраниям — наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей. На родительских собраниях выступали с темами: «Как научить ребенка любить книгу», «Через книги к добру». На собрание были приглашены работники библиотеки. Они рассказали родителям о роли книг в жизни детей, о важности чтения, заинтересовали родителей.
Наша работа по формирование познавательных интересов в процессе восприятия художественной литературы включает в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы.
К традиционным методам относятся чтение и рассказывание произведений литературы на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.).
К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести следующие:
- интегрированные занятия, объединяющие содержание разных образовательных модулей;
- театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;
- обсуждение иллюстраций известных художников на тему сказок,
- «сочинение» сказки. Предлагается детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;
- «салат из сказок». Предлагается детям свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу;
- проектная деятельность (например, игровой проект «Играем в сказку»);
- занятия с использованием мультимедийных средств;
- занятия – экскурсии (например «Золотая осень в стихах А. С. Пушкина») и др.
Взаимосвязь традиционных и инновационных методов и приемов делают процесс ознакомления дошкольников с художественными произведениями более эффективным.
Важнейшим средством работы с художественной литературой является игра - драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется сюжет и язык произведений, в группе используются также ролевые игры на сюжеты художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир.
Проводим литературные праздники, праздники книги - комплексные мероприятия, включающие в себя различные формы - беседа, рассказ, просмотр фильма, конкурс, викторина, театрализованное представление. Литературные праздники посвящаем юбилейной дате любимого детского писателя, а также определенной теме («Поздравляем маму», «Посмеемся вместе с писателем» и др.)
Используем и такой прием, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.
Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации: «Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь».
Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: «Весна красна цветами, а осень плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т. д. изучая пословицы о труде, дети становятся помощниками в создании картотеки пословиц и поговорок. Они совместно с родителями оформляют их, а в детском саду объясняют их смысл, учатся понимать, в каких ситуациях их можно применять. Ребята часто подбадривают друг друга: «Терпение и труд – все перетрут», «Дело мастера боится», «Закончил дело - гуляй смело». В совместной деятельности проводятся соревнования «Продолжи пословицу».
Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире, полезно загадывать загадки: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай», «Подскажи словечко».
Русский фольклор нашел свое отражение в хороводных играх, поэтому большое значение уделяем обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Постепенно, побуждаем интерес к совместному и самостоятельному проведению игр, знакомим детей с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Дети узнали множество различных игр: «Гуси – лебеди», «Плетень», «Жмурки» и др.
В группе созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте – маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр.
Проделанная нами работа способствует формированию у дошкольников интереса к художественной литературе.
Таким образом, при развитии познавательного интереса к художественной литературе применяли следующие методы и формы работы :
Методы работы :
- Словесные:
• Чтение художественных произведений.
• Беседы по прочитанному.
• Заучивание наизусть.
• Пересказ произведений.
• Выразительное чтение.
- Практические:
• Игры – драматизации.
• Дидактические игры.
• Элементы инсценирования.
• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).
• Театрализованная деятельность.
- Наглядные:
• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
• Просмотр видеороликов, фильмов.
• Оформление выставок.
• Использование разных видов театра.
Формы работы :
Сотрудничество с родителями:
• Родительские собрания.
• Индивидуальные консультации.
• Семинары – практикумы.
• Папки – передвижки.
• Фотопрезентации.
• Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок, макетов.