Приложение МААМ

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников»

Елена Кириллова
Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников»

Кириллова Е. Г.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.

Публикация «Публикация опыта работы „Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников“» размещена в разделах

Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Во время прогулок на природе можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего как эстетическое чувство, так как природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья.

Растения – это сама жизнь. Они даруют не только красоту. Они дружат с человеком, помогают ему: врачуют, указывают дорогу, стерегут подземные клады, предсказывают погоду. Мы не всегда задумываемся над тем и не воспринимаем растения как живой организм и сердце.

В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда.

В своей работе стараюсь привить любовь к природе, к Родине, приучить детей заботиться о растениях или других живых существах, ведь Родина – это земля, на которой мы родились, которая одаряет нас здоровьем, красотой, радостью жизни. \\\

На мой взгляд ознакомление детей с растениями осуществляется на участках детских садов. Здесь есть возможность предоставить детям богатейший познавательный материал, а педагогу - возможности для реализации полноценного экологического образования и воспитания.

Для развития детской наблюдательности, я использую прием познавательных высказываний, вопросов сравнений, предположений, загадок. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.

Например:

- Как путешествуют растения, ведь у них нет ног?

- Почему их так называют: подорожник, мать-и-мачеха, пастушья сумка, одуванчик?

- Что случится, если растений не станет? и т. д.

Успех зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту природы, помочь увидеть её, услышать. Восхищение красотой родной природы необходимо и взрослым, и детям, как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей как хранителей природы, мы должны прежде всего помочь им научиться в раннем детстве испытывать восторг, восхищаться природой. Ведь природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребёнку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал крики птиц, увидел, что снег- это много красивых снежинок. Так впервые дети воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Специфика детей заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создаем ему мы, воспитатели и родители. Любое достижение ребенка является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работыпо экологическому воспитанию.

Таким образом, природа родного края является средством и содержанием воспитания основ экологической культуры, позволяет решать в комплексе вопросы воспитания, обучения и развития личности.

Прогулки делятся на 3 типа, целевые, тематические и обычные, из них выделила следующие структурные компоненты:

- наблюдения природных объектов и явлений природы;

- практическая деятельность;

- игры (подвижные, дидактические, словесные, ролевые) и игровые упражнения.

- самостоятельная деятельность детей;

- индивидуальная работа с детьми.

Все перечисленные компоненты я использую в своей практике, на мой взгляд они позволяют сделать прогулку насыщенной и интересной.

Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем ("Наберем цветы - сплетем венки", "Побегаем по шуршащим листьям", "Соберем шишки - сделаем веселых человечков" и др.). Воспитанников знакомлю с правилами бережного отношения к природе: растения необходимо поливать, нельзя, например, без нужды рвать цветы, листья. Учу детей правильно поливать растения. Трудовые поручения в уголке природы или на огороде воспитывают у детей заботливое отношение ко всему живому и красивому.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев, кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют сформировать у детей прочные знания о зависимости жизни растений от внешних условий.

Для родителей разработаны планы прогулок в разные времена года.

Очень хорошим средством привлечения внимания детей к растениям являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, которые легко и органично входят в жизнь ребенка. Я использую в своей работе такие методики как :

1. Где спрятался зайчонок?

2. Лото «Что где растет»

3. Заколдованная поляна.

4. Когда это бывает?

Все это направлено на развитие эмоционально - чувственной сферы

экспериментальная работа с детьми включает разные виды трудовой деятельности: сезонный труд на участке. Особое внимание уделялось эмоциональному восприятию красоты мира растений.

В работе с детьми по экологическому образованию использую:

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с растениями родного края в процессе проведения прогулок.

1. Провожу систематическую разнообразную деятельность, способствующую ознакомлению детей с растениями своего края.

2. Провожу совместную работу с родителями по формированию у детей представлений о растениях во время прогулок, отдыха на природе.

3. Через разные формы экологической деятельности на прогулках прививаю эстетическое отношение к миру растений, восприятию их поэтического образа, красоты, индивидуальности и неповторимости

Гуляя в осенний период дети собирают листья для осеннего букета; необходимо спросить у них : «одинаковы ли листья у деревьев?» это побудит ребенка сравнить листья по цвету, форме, величине;

В зимний период ребенку старшего дошкольного возраста важно показать, что зимой деревья и кустарники не погибают, а только прекращают свой рост.

Любуясь зимним видом, учу детей отличать деревья от кустарников (у деревьев один толстый ствол, а у кустарников много тонких стволов).

В весенний период, гуляя с детьми, обращаю внимание на весенние наряды деревьев.

Очень важна в процессе формирования экологической культуры у дошкольников работа с семьей. Обеспечиваю партнерские отношения между детским садом и семьей ребенка. Какие бы усилия ни прилагали специалисты детского сада, пытаясь эффективно организовать процесс экологического воспитания, все эти усилия могут оказаться напрасными, если не скоординированы действия педагогов и родителей

И главным формированием прогулок является то, что именно они дают возможность детям знакомиться с природой в естественных условиях, всестороннее развитие ребенка во время прогулок, воспитывает у него многие положительные качества, которые нужны ему будут в жизни.

Литература

1. Балбышев И. Н. Времена года. М., 2012.

2. .Большакова М. ,Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе. //Дошкольное воспитание, 2011-№7.

3. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. Минск,2002

4. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1991.

5. Грехова Л. И. В союзе с природой. М. ,2002.

6. Голицина Л. Д. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2004.

8. Компанцева Л. В., Черноиванова Н. Е. Дошкольникам о М. А. Шолохове и Донском крае. Ростов-на-Дону, 2005.

9. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М. ,1985.

10. Копцева Т. А. Природа и художник. М., 2001.

11. Колбина Л. А. Формирование познавательного интереса к явлениям природы у детей старшего дошкольного возраста. Иркутск, 2002.

12. Лучич М. В. Детям о природе. М., 1989.

13. Логинова В., Матвеева А. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание, 2010 - №6.

14. Мирякова В. И., Коноваленко С. В. Родная природа в стихах и загадках. М. 2013.

Публикации по теме:

Карта как средство формирования представлений у дошкольников о природе родного краяКарта как средство формирования представлений у дошкольников о природе родного края В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут.

Краеведческие центры как средство приобщения дошкольников к культуре родного края Данная статья предназначена для воспитателей дошкольных учреждений. В этой статье автор делится опытом, как можно решать проблему патриотического.

Формирования экологических представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. На современном этапе формирование экологических представлений – одно из главных направлений в преодолении экологической.

Коллаж как средство формирования творчества детей дошкольного возраста при ознакомлении со сказкой (из опыта работы)Коллаж как средство формирования творчества детей дошкольного возраста при ознакомлении со сказкой (из опыта работы) Коллаж (наклеивание) – это такой прием в изобразительном искусстве, когда на основу наклеиваются материалы, отличающиеся от неё по цвету.

Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников»Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников» Обобщение опыта работы по теме «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств дошкольников» Егоровой Светланы.

Обобщение опыта работы «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников» Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной.

Перспективный план работы по приобщению младших дошкольников к истории родного края Описание опыта работы по приобщению младших дош-в к истории родного края через ознакомление с худ-й лит-ой с перп-м планом Дошкольный возраст.

Организация воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края В последнее время передовые люди нашей страны обеспокоены тем, что у нового поколения граждан России отсутствует чувство патриотизма-любви.

Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического.

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» ПРОГУЛКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДОШКОЛЬНИКОВУ каждого из нас с детства остаются щемящие душу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников»
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 13:34
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кириллова (УИ 1331592) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД