Анна Пустосмехова
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Подготовил: воспитатель 1 квалификационной категории Пустосмехова А. С.
(1 слайд) Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Дети по природе своей исследователи. Поисковая активность – естественное состояние ребенка.
Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2016
Для развития решающее значение имеет не обилие полученных им знаний, а тип их усвоения. Он определяется способом деятельности, в котором знания приобретаются.
(2 слайд) Старший дошкольный возраст – этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
(3 слайд) Значение слова эксперимент в энциклопедическом словаре: (от лат, experimentum - проба - опыт, метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.
(4 слайд) Детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта, саморазвитию ребенка.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти, активизируются его мыслительные процессы, так как возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. (5 слайд) Реализуя общеобразовательную программу дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы», изучая работы авторов, А. И. Иванова, С. Н. Николаева, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, наблюдая за детьми, был сделан вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития. (6 слайд) Была поставлена цель работы с детьми :
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста и развитие его познавательной активности средствами физического эксперимента.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
• Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
• Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
• Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
(7 слайд) Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В старшей группе «Солнышко» была организована работа игрового центра детского экспериментирования «Почемучки».
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
Работа в центре ведется постоянно. Продолжительность проведения экспериментов зависит от многих факторов:
• Особенностями изучаемого явления,
• Наличием свободного времени,
• Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. (Если дети устали, работу игрового центра прекращаем ранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени).
(8 слайд) Взяв за основу разработки Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», был разработан перспективный план работы по проведению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, картотеки опытов и экспериментов по разделам плана, подобран необходимый материал и оборудование, разработаны схемы проведения опытов и экспериментов, фиксационные карты.
(9 слайд) Для формирования навыков безопасного поведения во время экспериментирования были разработаны правила проведения опытов, которые повторяются вначале проведения каждого блока экспериментов.
(10. 11, 12 слайд)
В игровом центре «Почемучки» проводятся элементарные опыты по изучению явлений природы, свойств материалов, собственного организма, экспериментальные игры с водой, песком, камнями, магнитами. Для этого имеется все необходимое оборудование:
• приборы-помощники: лупы, песочные часы, компас, магниты;
• разнообразные сосуды из различных материалов;
• Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья;
• Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки;
• Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики;
• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, фольга, копировальная и;
• Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
• Медицинские материалы: пипетки, пинцеты, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши;
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито.
(13 слайд) Для обогащения и закрепления представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира с помощью родителей собраны детские энциклопедии, книги познавательного характера, стихи, пословицы, загадки. Подобран и пополняется иллюстративный материал по темам.
Рядом с игровым центром «Почемучки» находится уголок природы, где на полках размещены комнатные растения, подобранные с учетом программных рекомендаций. А в конце зимы на подоконнике появляется “огород”, где прорастают лук, огурцы, укроп и петрушка, рассада цветочных культур. Выращивая растения и ухаживая за ними, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают цвет и форму листьев, рассматривают их через лупу, опытным путем определяют условия, необходимые для роста и развития. 14 слайд) При выборе темы соблюдаются следующие правила:
- Тема должна увлекать детей.
- Решение темы должно принести реальную пользу участникам экспериментальной деятельности (раскрыть лучшие стороны интеллекта).
- Тема должна быть оригинальной, в ней должен быть элемент неожиданности.
В условиях детского сада используются только элементарные опыты : их результат не известен только детям. В процессе опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. (15, 16 слайд) При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры, (предложенной Н. Н. Поддъяковым) :
• Постановка проблемы; случайно уронили скрепки в таз с водой.
• Поиск путей решения проблемы: Как достать их из воды, не намочив рук?
• Проверка гипотез, предложенных детьми;
• Обсуждение полученных результатов;
• Формулировка выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов (оформлять в рисунках, схемах).
(17 слайд) Этапы внедрения опыта :
1 этап
- Изучение теоретических аспектов по данной проблеме. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
- Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.
- Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.
- Определение основных форм работы с детьми.
- Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.
- Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования.
- Подборка практического материала (материалов и оборудования в уголке экспериментирования).
(18 слайд) 2. Этап – основной
2.1. Реализация поставленных задач осуществлялась в трех формах:
Непосредственно образовательная деятельность.
Опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое - «Занятия – открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления».
Во время НОД проводится 3- 4 эксперимента в форме игры-экспериментирования с сюрпризным моментом.
Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом. Например, ставится проблема: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
Например, предлагали детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, ответить на вопросы: Где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий, многие находят новые материалы для проведения экспериментов, помогают в оформлении разнообразных коллекций, собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках. Большой популярностью пользуются тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Наши домашние питомцы».
Совместная деятельность имеет свои позитивные моменты:
- закрепление ранее полученного материала;
- свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);
- дети получают возможность удовлетворить свою любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными. Важно задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).
Для организации самостоятельной деятельности используется.
• Модель последовательности деятельности. Помогают детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения.
(19 слайд) Методика проведения опытов и экспериментов.
Подготовка к проведению наблюдений и экспериментов начинается с определения дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу.
Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.
Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента подведение итогов и формулирование выводов.
Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов (оформлять в рисунках, схемах).
(20 слайд) Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:
• Дети проводят эксперимент, не зная его результата (приобретают новые знания).
• Дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
В конце работы проводится повторное обследование детей, которая показывает динамику развития детского экспериментирования, позволяет проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.
(21 слайд) В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!