марина быстрова
Мастер-класс «Организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша
МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ :
«Организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель МКДОУ
«Детский сад № 10»
Быстрова М. В.
г. Карабаш
2016г.
Уважаемые коллеги! Сейчас дети расскажут Вам о двух понятиях связанных с моим мастер – классом.
слайд №1
Публикация «Мастер-класс „Организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотела там работать. Люди там работают в белых халатах. (лаборатория)
Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят.
Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (эксперимент)
Как вы думаете, о чём рассказывают дети?
Сегодня мы с вами поговорим о детском экспериментировании.
слайд № 2
Данный мастер класс может быть интересен всем педагогам без исключения т. к., опытно – экспериментальная деятельность плотно вошла в образовательный процесс детских садов. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
слайд №3
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
слайд № 4
Неслучайно, одной из годовых задач в нашем детском саду является «Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование».
внимание на экран
слайд №5
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования в качестве целевых ориентиров обозначено проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, одним из которых является познавательно – исследовательская деятельность. Эксперименты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
слайд № 6
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон и т. д.
слайд № 7
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все с помощью анализаторов, радуется даже самому маленькому открытию. Применение метода экспериментирования в детском саду способствует всестороннему развитию ребёнка и накопление собственного опыта.
слайд № 8
Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего детского сада, и конкретно моей группы.
слайды № 9
Детское экспериментирование позволяет включить детей в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаружить свойства предметов, замечать их сходство и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет им возможность приобретать знания самостоятельно, появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать или даже опровергать предположения, делать вывод, умозаключения, самостоятельно овладевать представлением о том или ином законе или явлении.
слайд № 10
Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
слайд № 11
Мир вокруг детей разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому я учу детей находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, дети знакомятся с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, они учатся учиться. Очень важно у детей поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
слайд № 12
Для проявления инициативы и творчества в решении проблемных задач, немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная насыщенная предметно-пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Важным условием для данной среды было оснащение необходимым оборудованием и материалами уголков экспериментирования в группах, оснащённые специальным оборудованием и детская научная мини – библиотека, в которой представлены издания детских энциклопедий.
слайд № 13
Общими усилиями педагогов и родителей оборудована и постоянно оснащается детская лаборатория, где представлены различные материалы для исследования и габаритное оборудование, которое целесообразно размещать в специализированном помещении. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности детей.
слайд № 14
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру и мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать».
слайд 15
В своей работе с детьми по экспериментальной деятельности я использую занимательные алгоритмы. Алгоритм помогает объяснить ребёнку сложные явления в доступной форме, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать информацию – преобразовывать её из абстрактных символов в образы). Они могут быть использованы как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной работе дошкольников.
Практическая часть.
слайд № 16Уважаемы коллеги, а сейчас я вас приглашаю для практического участия в эксперименте. Перед началом эксперимента хотелось бы напомнить о правилах безопасности
Проведение экспериментов «Надуй шарик с помощью лимонной кислоты», «Как проткнуть картошку».
Надуй шарик с помощью лимонной кислоты
Что необходимо приготовить
мерной ложки лимонной кислоты, 3 мерных ложки уксуса, 1 мерная ложка соды, воронка и пустую бутылку из-под лимонада.
Проведение опыта
1. Налей воду в бутылку и раствори в ней лимонную кислоту.
2 Влейте в бутылку уксус.
3. В шарик насыпатьсоду.
4. Быстро наденьте шарик на горлышко бутылки.
Шарик будет надуваться. Пищевая сода и лимонная кислота, смешанная с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.
Как проткнуть картошку
Что необходимо приготовить
Сырую картофелину и две соломинки для коктейлей.
Проведение опыта
1. Положим картошку на стол. Зажимаем соломинку в кулаке и поднимаем над картошкой на высоту примерно 10 см.
2. Резким движением втыкаем соломинку в картофелину. Соломинка согнётся и не проткнёт картошку.
3. Возьми вторую соломинку. Закройте отверстие вверху большим пальцем.
4. Резко опускаем соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнет её. Дело в том, что большим пальцем мы задерживаем воздух в соломинке, который укрепляет изнутри её стенки. Поэтому она становится такой сильной.
слайд № 17
Пока наши коллеги проводят эксперименты,чтобы обобщить материал нашего мастер –класса, я предлагаю вам составить синквейн.
Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.
слайд № 18
Уважаемые коллеги свое выступление я хотела бы закончить словами
К. Е. Тимирязева «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
А сейчас я покажу вам любимый эксперимент детей. «Лавовая лампа»
Чтобы сделать лавовую лампу своими руками вам понадобятся:
Чистая пластиковая бутылка или красивая банка (0,5-1 л)
Воронка для жидкости
Растительное масло
Пищевой краситель (можно использовать зеленку)
Шипучая таблетка ( например: Аспирин Упса)
Вода Фонарик
Наполните бутылку или банку водой на. Добавляем краситель. В качестве красителя можно использовать зеленку. Цвет получается нежно голубой, который хорошо контрастирует с желтым цветом масла. Наполняем банку до краев, долив растительное масло. Можно поэкспериментировать с объемом масла : в одну бутылочку налить больше, в другую меньше. Разломите шипучую таблетку на 4 части. Опустите один кусочек таблетки в воду и наблюдайте за результатом. Для усиления эффекта можно выключите свет, подсветите бутылку фонариком. Возобновить работу лампы можно, бросив в воду еще один кусочек шипучей таблетки. Можно добавить в баночку блестки или пайетки.
Желаю вам, зажечь в глазах детей свет идей, мысли, чувства, творчества, как горит свет в этой лампе.
Успехов вам уважаемые коллеги!